Мы пригласили на экскурсию в Екатерининский дворец Царского Села лауреатов премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга». Рассказываем, что увидели и почувствовали гости, посетив церковь Воскресения Христова, Лионский зал и другие интерьеры, где проходит реставрация при поддержке ПАО «Газпром».
4 факта о реставрации в Екатерининском дворце
Церковь Воскресения Христова — памятник, сохранивший множество подлинных элементов, несмотря на все бури, пожары и потрясения, которые пережило творение Растрелли за века.
Дворцовая церковь Воскресения Христова была освящена 30 июля 1756 года, и этот день считается днем рождения Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца.
Судьба у нее непростая: два пожара в XIX веке повлекли за собой масштабные ремонтные и реставрационные работы. Первый раз, в 1820-м году, возвращением интерьера к жизни занимался архитектор Стасов. Часть пострадавшей деревянной резьбы он заменил более экономичным и современным материалом — папье-маше. В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала: лишилась художественного плафона из-за попадания снаряда. Были украдены или уничтожены практически все иконы (из 114 предметов живописного убранства церкви сохранились только четыре), значительная часть резьбы погибла в пожаре, интерьер находился в аварийном состоянии. Но все-таки помещение сохранилось лучше, чем другие залы Золотой анфилады Екатерининского дворца. После войны здание подвели под крышу, интерьер максимально законсервировали, и долгие годы реставраторы занимались воссозданием других, полностью утраченных залов.
Восстанавливать церковь при поддержке ПАО «Газпром» начали в 2014 году. И это была сложная задача, над которой трудились более 350 реставраторов самых разных специальностей: более ста позолотчиков, лепщики, краснодеревщики, альфрейщики, живописцы. Все, что можно было сохранить, специалисты сохранили. Особенно непросто было вернуть к жизни элементы из папье-маше — материал, казавшийся два века назад технологичным, не был рассчитан на такую долгую жизнь. Утраченный декор воссоздан в дереве, но не покрыт позолотой. Это обеспечивает целостность восприятия, но позволяет отличить воссозданные элементы от подлинных.
Работы продолжаются — церковь наполняется иконами. Большинство утраченных икон принадлежали кисти братьев Мины и Федота Колокольниковых — ярких и самобытных живописцев из династии русских художников села Осташково. Образцами для новых произведений служат работы тех же мастеров в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга.
Образ барочной праздничной церкви, созданной Растрелли, возродился на наших глазах.
Из церкви Воскресения Христова экскурсанты прошли через всю Золотую анфиладу дворца, чтобы полюбоваться ее роскошными интерьерами.
Янтарная комната. Теперь воссоздана и в VR-формате.
Янтарная комната — самый знаменитый зал Екатерининского дворца, который приходит на память первым, когда говорят о дворцах в пригородах Петербурга и вообще о дворцах российских императоров. Повторив приемы мастеров XVIII века, современные янтарщики заново создали произведение искусства, которым бредили поколения историков и искусствоведов.
С недавних пор Янтарная комната доступна не только посетителям Екатерининского дворца. При участии Газпрома создана VR-версия Янтарной комнаты. Технология позволяет каждому изучить флорентийские мозаики и резьбу, букально потрогать их, рассмотреть самые мелкие детали, которые без увеличения практически не увидеть, — например, крошечный трезубец в руках у Нептуна.
Работа над проектом заняла у разработчиков и музея почти год. Было сделано 35 тысяч фотографий. Самым сложным оказалось добиться точной цветопередачи сложных отражающих поверхностей зеркал, позолоты, полированного янтаря. Было применено фотограмметрическое сканирование с последующим ручным скульптингом объектов. Фактически специалисты повторили работу реставраторов, но в 3D. И теперь, VR-версия шедевра отправилась в путешествие по стране.
С завершением работ в Лионском зале публике стала полностью доступна Золотая анфилада Екатерининского дворца.
Один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона, по изысканности и роскоши соперничающий с Янтарной комнатой, Лионский зал входил в число личных апартаментов Екатерины II во дворце. Золотой шелк, изготовленный в Лионе и давший название комнате, и отделка натуральным лазуритом делали его неповторимо эффектным. На облицовку из лазурита мастера XVIII века израсходовали больше 92 пудов камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев», а также перламутр.
Декоративное убранство великолепного интерьера было уничтожено в годы Великой Отечественной войны. Сохранились 25 предметов мебели и декоративно-прикладного искусства, выполненных с использованием лазурита. В 1947 году удалось обнаружить и вернуть похищенный во время войны паркет, он хранился в запасниках, ожидая реставрации.
Одна из самых больших удач — обретение шелка. В архивах музея были найдены иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе — архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского Императорского двора. В коллекции преемницы этого предприятия — лионской мануфактуры «Прелль» — сохранились книги заказов XIX века, и современные французские мастера идеально повторили работу своих предшественников.
Камнерезы «Царскосельской янтарной мастерской» выполнили сложнейшие работы по облицовке помещения лазуритом. Других примеров работы с лазуритом в таком масштабе в технике русской мозаики в мире нет.
Вернулись мраморные путти, занял свое место знаменитый паркет — последний штрих отреставрированного роскошного убранства. Для его сохранности установлен прозрачный подиум, по которому можно ходить.
Благодаря искусной работе реставраторов и поддержке ПАО «Газпром» сегодня мы снова можем любоваться этим интерьером.
В Зубовском флигеле в рамках проекта «Екатерина II. Личное пространство» воссоздают комнаты императрицы. Проект был анонсирован в 2019 ГМЗ «Царское Село» и ПАО «Газпром».
Интерьеры эпохи классицизма, созданные Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги, были отделаны исключительными по своей ценности материалами — натуральным камнем, серебром, цветным и гравированным стеклом, фарфором, живописью, бронзой, зеркалами, наборными паркетами.
Специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» сейчас занимаются воссозданием художественной отделки интерьеров пяти помещений: Синей гостиной (Табакерки), Зеркального кабинета, Серебряного кабинета, Опочивальни, Купольного зала. Проведены дополнительные научные изыскания и начаты работы в Китайском зале, Туалетной и Рафаэлевской комнатах. Всего будет воссоздано восемь интерьеров.
Очевидно, что самая сложная работа ждет мастеров в Китайском зале. Его некогда украшали лаковые панно коромандельских лаков, кантонские эмали, предметы экзотического декоративного искусства. Вопросы изготовления этих редкостей прорабатываются совместно с китайскими специалистами.
Когда работы в Зубовском флигеле будут завершены, мы сможем увидеть ансамбль Екатерининского дворца таким, каким он вошел в историю.
Что говорили лауреаты премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» – 2022 после посещения Екатерининского дворца
Анастасия Пиорунская, CEO бренда URBANTIGER:
«Спасибо за такую возможность, Газпром и “Собака.ru”! На меня произвел огромное впечатление масштаб восстановительных работ, то, с какой щепетильностью и вниманием реставраторы подходили ко всем деталям при воссоздании интерьеров. Во время экскурсии нам в мельчайших подробностях описали все детали и сложности. Мы горды, что в Петербурге есть такие проекты, которые позволяют сохранить действительно важные исторические объекты и частичку культурного прошлого для будущих поколений».
Анна Буданова, актриса проекта «Флора»:
«Когда бываешь в местах, подобных Екатерининскому дворцу, где творения рук человеческих поражают совершенством и разнообразием, не только получаешь эстетическое удовольствие, но как-то укрепляешься “в вещах невидимых”. Становится понятно, в чем миру спасение. Особенно в таком месте, как Царское Село, город Пушкин, который познал разорение тотальное, когда прекрасное лицо его — Екатерининский дворец — казалось утраченным навсегда. Произошло буквально возрождение из пепла.
На меня произвел впечатление рассказ об эволюции процесса реставрации дворцовой церкви Воскресения Христова. Как поначалу реставраторы шли путем консервации, то есть максимальной сосредоточенности на уцелевшем, а когда эта скрупулезнейшая работа была проделана, перешли сначала к реставрации, а потом к воссозданию. Все увиденное кажется чудом. Рукотворным чудом».
Ирина Актуганова, искусствовед, куратор проекта «Новая антропология»:
«Побывать в Екатерининском дворце, когда нет туристов, — большая ценность. Впервые удалось увидеть чистую перспективу анфилады второго этажа и оценить замысел Растрелли. Я давно не была в Царском Селе и не видела последние работы реставраторов. Домовая церковь недаром получила в 2020 году “Золотого Трезини” — это блестящая научно-исследовательская и реставрационная работа. Не могла оторваться от декора, в котором резные элементы разной степени оригинальности совмещались с воссозданными деревянными деталями без позолоты. Благодаря этому видна тонкая работа реставраторов и можно сравнить успехи старых и новых мастеров.
В целом я не большой любитель декоративно-прикладного искусства. Барокко — стиль, в котором построен дворец, — вызывает у меня недоумение. Для меня это все чересчур. Но я отдаю должное реставраторам, поскольку в процессе им приходится исследовать и реконструировать утраченные техники резьбы, создания молочного стекла, инкрустации. Лично мне был интересен дворец как музейное учреждение — общая атмосфера, уклад, системные решения, касающиеся сохранности коллекции. Это, безусловно, музей мирового уровня во всех отношениях, и то, что у музея есть поддержка, — это справедливо и делает честь Газпрому».
Кирилл Люкевич, театральный режиссер:
«Я сам из Пушкина, в Екатерининском дворце бывал неоднократно, с детства его помню. И меня, конечно, впечатлила домовая церковь, с которой мы начали осмотр, — я ее никогда не видел. Может быть, видел, но как-то по-другому, скорее только на фотографиях, запечатлевших разрушение. Работа проведена колоссальная! Было очень интересно узнать, как поэтапно шла реставрация, какие исследования проводились. Меня впечатлил труд специалистов. Попадая в такое место, конечно, ты понимаешь, насколько важно сохранить прошлое, восстановить то, что возможно.
Потрясающая история с паркетом из Лионского зала. Просто в голове не укладывается! Во время войны паркет был вывезен, его нашли, привезли обратно в Россию, собрали, восстановили и вот положили наконец-то на его законное место. Отличное решение со стеклянными дорожками — гармонично по отношению к пространству и с большим уважением к объекту.
Было интересно послушать рассказ о воссоздании Зубовского флигеля. Когда работы будут закончены, можно будет представить весь комплекс и перенестись на два века назад».
Антон Рудзат, фотограф и сооснователь бренда 404 Not Found:
«Больше всего меня поразила Янтарная комната, учитывая, что я ее просто, к сожалению, до этого не видел. Конечно, ее воссоздали уже довольно давно, но от этого проведенная работа не перестает восхищать.
Я впечатлен Лионским залом. Поразительное сочетание цветов — этот сумасшедший желтый и ультрамариновый синий. Шелковые обои были вытканы на той же французской мануфактуре по сохранившемуся в архиве рисунку. Работа реставраторов абсолютно сумасшедшая. И вклад Газпрома в эту работу вызывает большое уважение. Радует, что крупные компании уделяют внимание объектам культуры и вкладывают деньги в сохранение истории».
Комментарии (0)