В июне в Петербурге впервые пройдет ярмарка искусства «1703», о которой много лет мечтали художники и галеристы города. Куратором крупного проекта секции «Коллекции» и участником зоны «Галереи» ярмарки стала Марина Гисич. Вместе с основателем одной из самых авторитетных галерей в России разбираемся, как возникла идея «1703» и может ли территория искусства стать площадкой для диалога.
Марина, необходимость арт-ярмарки в Петербурге обсуждалась в художественном сообществе не один год. Расскажите предысторию ее появления.
У нас давно была мечта сделать ярмарку бутикового формата на 40-50 галерей с фокусом на страны Балтии и Петербург. Это должен был быть такой северный ответ европейским проектам. Впервые попытка реализовать нечто подобное в Петербурге была сделана FIAC’ом, я лично вела с ним переговоры лет пять назад, но ничего в итоге не случилось. С тех пор из года в год мы возвращаемся к этой идее, но воплощение такого масштабного проекта возможно лишь при поддержке государства либо при содействии крупного бизнеса. Ну невозможно без денег сделать ярмарку, если мы хотим сделать ее здорово! С переездом в Петербург «Газпрома» шансы на проведение в городе собственной ярмарки искусства выросли. Компания ведет здесь большие проекты по сохранению культурно-исторического наследия, и поддержка современного искусства виделась логичным следующим шагом. В октябре прошлого года мы встретились с представителями «Газпрома» и узнали, что учрежденный группой Фонд поддержки культурных инициатив будет создавать в Петербурге новые площадки для взаимодействия лидеров творческих индустрий. Одна из них — ежегодная ярмарка искусства. Наши идеи оказались созвучны концепции организатора «1703» — в тот момент мы начали не просто мечтать, а оформлять наши желания в возможные формы.
Ярмарку долго ждали, но когда она появилась, не все художники и галеристы оказались готовы в ней участвовать из-за упреков в коллаборационизме. Стоит ли сегодня политизировать культуру?
Конечно, мы можем называть культуру служанкой политики, но я считаю, что это абсолютно неуместно в данном случае. Если мы сейчас придерживаемся позиции, что нам не нужны выставки и профессиональное развитие, то стоит задуматься о том, что мы будем делать через два-три года: галереи просто не выживут, а художникам придется отказаться от своих практик на этой сцене и уезжать в другие страны. Закрыв галерею, мы перечеркнем 20-летний путь развития, оставим без поддержки 35 художников. Зачем входить в это критическое пике? Ведь есть альтернативный сюжет: находить возможности проращивать культуру в нашей стране через институции, галереи и фонды. Мне никогда не был близок арт-активизм, политическое искусство, и сейчас я не собираюсь никого ни к чему призывать.
Есть мнение, что проведение больших культурных событий сейчас несвоевременно, а участие в них в сегодняшней ситуации неуместно. Что бы вы на это ответили?
Я хочу каждого, кто сегодня является пропагандистом той или иной позиции, спросить, готов ли он взять на себя ответственность за будущее? Что позитивного и конкретного он хочет привнести в завтрашний день, помимо разговоров? Какое решение ситуации он видит? Я совершенно не поддерживаю и не понимаю призывов отменять ярмарки, прекращать работу и блокировать само функционирование системы рыночных отношений в искусстве. Если ты призываешь к этому, значит, ты должен быть готовым к ответственности за людей, которые за тобой пошли. Не просто говорить, а быть централизованной силой, помогать художниками с выставками и коллекционерами, находить для них возможности высказываться, да и просто выводить из депрессии. Я готова быть этой централизованной силой, этим мостом, который держит два, три, четыре, двадцать четыре берега. Хочу оставаться этим скелетом, нести за это ответственность. Я за то, чтобы в этой сложнейшей ситуации оставаться человеком и продолжать по возможности дышать, смотреть, слышать, оценивать, рассуждать, спорить — то есть продолжать жить.
Может ли искусство сегодня стать площадкой для диалога?
Конечно! Это единственная площадка, на которой мы можем отдыхать, на которой мы можем совершать своеобразный побег от реальности. Где еще нам спасаться психологически, душевно? Где нам набираться сил? Мне кажется, территория культуры — это место, где каждый человек может найти пристанище, чтобы надышаться и потом вернуться назад к этой сложной жизни, но уже чуть другим — напитавшимся.
Какие задачи, стоящие перед вашей галереей сегодня, поможет решить ярмарка «1703»?
Моя задача — продолжать свою работу. А если говорить конкретно, то, как и на любой другой ярмарке, показать свой пул художников, их лучшие произведения и попробовать через это событие найти новый пласт коллекционеров. В этот раз у меня еще есть некоммерческий проект, приуроченный к двадцатилетию галереи. Изначально это была книга To Be With Art, которую мы посвятили нашим коллекционерам, на ярмарке же я буду делать одноименную секцию. В ней покажу свою личную коллекцию современного искусства, а также коллекции игроков футбольного клуба «Зенит», с которыми работаю с 2011 года. Все началось с Константина и Натальи Зыряновых, продолжилось плодотворным сотрудничеством с семьями Сергея Семака, Вячеслава Малафеева, Олега Шатова, Игоря Смольникова, Александра Ерохина. Думаю, зрителям будет интересно увидеть, что именно галерист покупает для себя и что он продает начинающим коллекционерам, тем самым помогая им сформировать основу собрания и определить его концептуальный вектор.
Комментарии (0)