В Корпусе Бенуа при поддержке партнера реставрационных проектов Русского музея ПАО «Газпром» открылась выставка «Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет», специально для которой кураторы собрали 330 экспонатов: произведения живописи и скульптуры, предметы народного и декоративно-прикладного искусства, иконы и графические работы.
Экспозиция посвящена столетию реставрационных мастерских Русского музея – сейчас эта служба состоит из 13 отделов, которые специализируются на разных техниках и направлениях. Датой же ее рождения считается 1922 год, когда Петр Нерадовский, Николай Околович и Николай Сычев организовали первую мастерскую. Познакомиться с достижениями службы и оценить результаты ее многолетнего труда можно не только благодаря новым экспонатам, но и постоянным музейным залам, где хранятся более 30 произведений коллекции. В их числе – «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Медный змий» Федора Бруни, а также икона XIV века «Борис и Глеб» – шедевр древнерусской живописи.
Основная часть выставки расположилась в правом крыле первого этажа корпуса Бенуа, где собраны шедевры из коллекции музея, которым удалось вернуть первозданный облик, благодаря в том числе научной реставрации (она существует всего 50 лет!). Например, здесь представлен этюд Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», три года назад выкраденный из Третьяковской галереи. После возвращения из плена злоумышленника, где картина получила многочисленные повреждения, она полгода находилась на реставрации, а теперь вновь доступна для зрителей.
В залах, посвящённых древнерусскому искусству, нельзя пройти мимо подлинных икон из иконостаса Исаакиевского собора (в Исаакии сейчас экспонируются копии), Тихвинской иконы XVI века и деревянного амвона 1533 года (в фильме «Иван Грозный» Эйзенштейна воспроизводится его точная копия). Кроме живописных работ и скульптуры, здесь есть графика, стекло, керамика, ткани, изделия из металла и даже картинные рамы (их не вывозили во время войны, поэтому они особенно пострадали). Одним из интереснейших экспонатов является рама с резьбой и позолотой, созданная к живописной работе Василия Верещагина. Ее заказывал сам художник в мастерской Левозорова в Великом Новгороде (в 1888 году!), и она по праву может считаться самостоятельным произведением искусства.
Все объекты, представленные на экспозиции, сопровождаются фотографиями, сделанными до реставрации, и документальным видео самого процесса преображения, что позволяет познакомиться с ремеслом реставраторов и оценить результаты их кропотливой работы.
21 апреля—18 июля 2022
rusmuseum.ru
Комментарии (0)