18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Как мы съездили на «Собственную дачу» Екатерины II

Герои sobaka.ru и победители конкурса в проекте «Люди для города» побывали на экскурсии в Китайском дворце в Ораниенбауме. Его интерьеры – а это все подлинники XVIII века – последние 12 лет реставрируются при поддержке ПАО «Газпром». Этим летом для публики было открыто еще два парадных зала восточной анфилады Китайского дворца, на так называемой половине Екатерины II.

Наш путь на «Собственную дачу» Екатерины II в Ораниенбауме проходил по Петергофской дороге. О дачной культуре, развивавшейся в этих местах в течение нескольких веков, нам рассказала экскурсовод «ДК Лурье» Софья Лурье.

Софья Лурье

Софья Лурье

Краткая дачная история Петергофской дороги

Петергофская дорога, заложенная в 1710-х годах, чтобы соединять Петербург с загородными резиденциями, по мысли Петра I, играла роль морского фасада России. Путешественники прибывали по «балтическим волнам» в Кронштадт, и по пути в город их должно было сразу впечатлить великолепие усадеб, садов и парков, затмевающих роскошью виды, которые открывались из окна кареты между Парижем и Версалем. Участки были розданы знати с целью быстрого строительства и благоустройства. Так появилось и само слово «дача». Это «дар», то есть земельный участок, пожалованный царем. И хотя такой подарок воспринимался в некотором роде как повинность, а не как благодеяние, вельможи вынуждены были подчиняться. Дело было государственной важности.

Первыми владельцами участков, кроме самого императора и генерал-губернатора Меншикова, становятся царевна Наталья Алексеевна, дипломат Петр Толстой и другие приближенные Петра I. Но в дальнейшем земли многократно меняли своих владельцев – не все были готовы содержать и развивать свои усадьбы, фавориты возвышались и низвергались, их место занимали новые вельможи.

Великая княгиня Екатерина приобрела у князей Голицыных в Ораниенбауме «участок пустопорожней земли», где задумала построить «Собственную дачу» еще в 1750-х годах. Она начала с планирования сада. Строительство дворца стартовало уже после ее восшествия на престол. Автором проекта стал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Летний дворец, а скорее павильон, был скромным по размеру и, подобно Монплезиру, именовался Голландским домиком. Легкое и изящное строение удивительно гармонично вписали в окружающий его парк. Название «Китайский» появляется только в 1774 году, когда часть интерьеров была декорирована в модном стиле шинуазри. Внутреннее убранство дворца, в отличие от внешней строгости, поражало роскошью и изысканностью: фантастической красоты и искусности отделка, редкие материалы, подлинные предметы китайского искусства. Спустя сто лет для тогдашних хозяев, живших тут круглый год, дворец был реконструирован по проекту архитекторов Бонштедта и Штакеншнейдера. Они надстроили второй этаж, застеклили галерею, с боков добавились небольшие помещения-антикамеры. Таким дворец и дошел до наших дней. И это подлинное чудо: он оказался единственным дворцом в пригородах, который не был разрушен во время войны. И единственным памятником рококо, который сохранился до наших дней.

Чем дальше, тем более престижной становилась Петергофская дорога – знать проводила здесь летние месяцы в развлечениях и увеселениях. Главным собирателем земель стал, наверное, Николай I, который считал Петергоф своей любимой загородной резиденцией. Император сам много занимался устройством романтических парков. Тут же, в Петергофе, проводили и летние военные лагеря с учениями. Кульминацией кадетских маневров был штурм Большого каскада. На вершине фонтана императрица Александра Федоровна встречала кадетов, преодолевших сильно бьющие струи воды, и дарила им небольшие подарки-призы.

Ораниенбаум с 1796 года принадлежал великому князю Александру Павловичу (в будущем – императору Александру I), а в 1831-м резиденция перешла во владение его брата Михаила Павловича, а потом его дочери Екатерины Михайловны и ее мужа – герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого. Летний Китайский дворец стал их постоянным домом. Эта семья и владела Ораниенбаумом вплоть до революции 1917 года.

Императоры после Николая I не придавали этим местам такого большого значения, зато направление стало дачным в нынешнем понимании этого слова. Развивался транспорт, росло население Петербурга, оставаться летом в городе становилось все труднее, и за Знаменкой и Михайловкой стали образовываться довольно скромные дачные поселки, где обустраивались на лето средней руки петербургские буржуа и оставались зимовать экономные зимогоры. Немногие из тех дач дошли до наших дней, но это уже другая история.

Татьяна Сясина, заведующий сектором «Собственная дача» филиала «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф»

Татьяна Сясина, заведующий сектором «Собственная дача» филиала «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф»

Китайский дворец – уникальный памятник XVIII века, который избежал разрушения. Просто невероятно, но этот клочок земли не был оккупирован и благодаря защитникам Ораниенбаума в годы войны и поколениям реставраторов нескольких веков дошел до нас целым и невредимым. Задача современных реставраторов – сохранить великие интерьеры для потомков. С 2009 года реставрация ведется при поддержке ПАО «Газпром», и сегодня открыты 12 из 17 исторических интерьеров. О том, как проходила и проходит реставрация, нашей группе рассказала Татьяна Сергеевна Сясина, заведующий сектором «Собственная дача» филиала «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф».

Большой зал

Большой зал

Кабинет Павла Петровича

Кабинет Павла Петровича

Голубая гостиная

Голубая гостиная

Зал муз

Зал муз

О реставрации

Самым сложным в начале работы было наладить температурно-влажностный режим, ведь вода была главным врагом дворца. Несмотря на ремонт кровли и окон, влажность в помещениях каждую весну доходила до 80–90%. Специалисты выяснили, что дворец промерзает зимой и под полом намерзает насколько сантиметров льда. При повышении температуры лед превращался в воду. После долгих споров и анализа разных предложений решено было установить сложную систему, поддерживающую во дворце всю зиму температуру не ниже +8 °С, это позволяет сохранять влажность в помещениях на уровне не выше 60%. Только после этого реставраторы смогли приступить к своей работе.

Зал муз

Зал муз

Штукатурный покой

Штукатурный покой

Будуар

Будуар

Реставрация идет понемногу, шаг за шагом. Зал за залом открываются бесценные интерьеры, которым возвращается былой блеск. Иногда в прямом смысле слова. Так было со Стеклярусным кабинетом – одним из самых знаменитых в Китайском дворце. Стены комнаты декорированы вышитыми панно с изображением фантастических птиц, растений, бабочек, заключенных в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев. Вышивка выполнена шелком и стеклярусом – трубочками молочного стекла, которые были изготовлены на фабрике, основанной Ломоносовым в Усть-Рудице. Те, кто попадал сюда до реставрации, не могли понять, почему когда-то об этом помещении писали с таким восторгом. Только после того, как со стекляруса были смыты наслоения краски, положенной в XIX веке в попытке «обновить» панно, мы смогли увидеть настоящие цвета XVIII века.

Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет

И, конечно, реставрации сопутствовали открытия. Одно из самых интересных было сделано в Будуаре. Дверной проем между Кабинетом Павла и Будуаром был некогда заложен, и дверь стала частью декора стены. На ее обратной стороне обнаружились росписи Бароцци. Это настоящая дверь XVIII века Ринальди с росписью Серафино Бароцци! Ее оставили, но сделали открывающейся, и во время экскурсий для небольшого количества человек есть возможность распахнуть створки, чтобы показать роспись (нам показали!).

В Будуаре

В Будуаре

Этим летом были торжественно открыты еще два парадных зала – Штукатурный покой и Малый китайский кабинет. Штукатурный покой практически полностью сохранил отделку XVIII столетия. Изящный орнамент в сложнейшей технике намазной лепки в этом зале выполнил Альберто Джани, сподвижник Антонио Ринальди. Добиться нужного эффекта «припудренности» поверхности было очень сложно – реставраторам пришлось почти три месяца подбирать правильный колер, но в итоге все получилось!

Штукатурный покой

Штукатурный покой

Следующий за нежным Штукатурным покоем Малый китайский кабинет потрясает контрастами. Его стены украшены геометрическим орнаментом и шелком, расписанным затейливым растительным узором с изображением птиц и сценками из китайской жизни. Паркет из ценных пород дерева сохранил редкий художественный набор XVIII века.

Малый китайский кабинет

Малый китайский кабинет

Кроме того, в Штофной опочивальне Китайского дворца установлены кровать с навершием и два кресла французской работы XVIII столетия, выполненные в парижской мастерской семьи Тийяр, которая знаменита виртуозным исполнением резного декора и золочения. Кресла обиты шпалерками с иллюстрациями к басням Лафонтена «Лев и Мышь», «Две козы», «Обезьяна и кот», «Олень и его отражение».

Паркеты, неповторимые в каждом зале, невероятные живописные плафоны, искусственный мрамор и мозаика, резьба и – сокровища Китайского дворца не могли оставить равнодушными никого.

Штофная опочивальня

Штофная опочивальня

Говорят участники экскурсии

 

Анна и Дмитрий Озерковы

Анна и Дмитрий Озерковы

Елена Макашова, хранитель музея "Павильон Катальной горки" в Ораниенбауме ГМЗ "Петергоф"

Елена Макашова, хранитель музея "Павильон Катальной горки" в Ораниенбауме ГМЗ "Петергоф"

Анна Озеркова, основатель книжного клуба #i_see_spb_literature

Китайский дворец имеет шанс стать одним из самых популярных places of interest нашего города. Некоторые залы дворца XVIII века открылись после реставрации только этим летом. Была проведена невероятная по сложности реставрационная работа. И, конечно, восхищает подлинный наборный паркет, который еще помнит шаги Екатерины Великой.

Любовь Власова, эколог, победитель конкурса на сайте sobaka.ru

Ухоженный парк, пруд с беседками и скульптурами, светлый фасад небольшого дворца – всё выглядит сдержанно и скромно. А потом перешагиваешь порог – и уже в передней оказываешься в невероятно нарядной и изысканной обстановке! Анфилада будто приглашает распахнутыми дверями, а когда переходишь в следующий зал, то удивляешься тому, насколько он не похож на предыдущий. И, несмотря на роскошное убранство, чувствуешь гармонию и целостность в каждом интерьере. Особенно меня поразили Стеклярусный кабинет и Будуар – так и хотелось тут остаться как можно дольше. Вообще, дворец очень уютный, светлый и гостеприимный. А рассказ экскурсовода был отдельным удовольствием.

Людмила Горгуца

Людмила Горгуца

Мария Шубина

Мария Шубина

Елизавета Замарина

Елизавета Замарина

Людмила Горгуца, сити-блогер @old_apartment

Китайский дворец поражает воображение. Это удивительные интерьеры с множеством неповторимых сокровищ. Радует, с какой любовью, с каким вниманием относятся сотрудники к дворцу, как превосходно проведена реставрация. Например, практически во всех залах сохранился оригинальный паркет XVIII века, в Большом зале из-под слоев штукатурки реставрация открыла прекрасный искусственный мрамор. И, конечно, отдельного внимания заслуживает предметная коллекция дворца: сохранилось огромное количество екатерининских вещей буквально на своих «родных» местах.

Людмила Кевер

Людмила Кевер

Леонтий Касаткин

Леонтий Касаткин

Людмила Кевер, биохимик, победитель конкурса на сайте sobaka.ru

Всё в этой поездке сложилось очень удачно: чудесная погода, комфортабельный автобус, дорога без пробок, интересная экскурсия. Китайский дворец уникален, его великолепные подлинные экспонаты надо видеть своими глазами. По фотографиям нельзя даже представить, как искусна работа мастеров, как много воздуха и света в залах дворца, как волшебно переливается стеклярус на панно. Огромное спасибо всем, кто помогает воссоздать и сохранять эту красоту!

Марта Химич

Марта Химич

Мария Быстрова

Мария Быстрова

Марта Химич, дизайнер, участник конкурса на сайте sobaka.ru

По дороге в Ораниенбаум много интересного об истории петергофского направления нам рассказала чудесный экскурсовод Софья Лурье. В Китайском дворце нас встретила главный хранитель – Татьяна Сергеевна Сясина. Реставрация проходит при поддержке Газпрома, это замечательно, что такие проекты существуют. Красота и изысканность дворца меня просто поразили. Татьяна Сергеевна – настоящий профессионал, который знает каждый сантиметр дворца, неповторимые оттенки всех комнат, необходимую температуру помещения, чтобы все сохранилось и дошло до будущих поколений.

Елизавета Миронова

Елизавета Миронова

Кристина и Максим Марковские

Кристина и Максим Марковские

Елизавета Миронова, медиааналитик, победитель конкурса на сайте sobaka.ru

Это невероятная удача – стать участником проекта «Люди для города» и провести незабываемый день в сказочной атмосфере Китайского дворца. За последние годы в этом уникальном шедевре рококо благодаря кропотливой работе реставраторов и при поддержке меценатов была проведена сложная реставрация. Для нас распахнули двери в восхитительный мир XVIII века, будто открыли шкатулку с чудесами.

Екатерина Лобова

Екатерина Лобова

Евгений Колесник

Евгений Колесник

Екатерина Лобова, фотограф, победитель конкурса на сайте sobaka.ru

Красота Китайского дворца поражает! Искусное сочетание мрамора, дерева, золота, тканей, стекляруса, лепки, скульптуры и картин в интерьерах переносит каждого посетителя в совершенно другую эпоху. Мне, как фотографу, радостно видеть такое гармоничное расположение каждой детали. А Стеклярусный кабинет – это абсолют таланта мастеров, очень кропотливая и сложная работа! Дворец окутан заботой и вниманием меценатов – это дает уникальную возможность с точностью до нюансов восстановить историческую жемчужину. Теперь я покажу это место своим детям по-новому. Истинная красота воспитывает вкус.

Дарья Веселова, IT-рекрутер, участник конкурса на сайте sobaka.ru

Китайский дворец – как шкатулка с драгоценностями, которую можно бесконечно рассматривать, восхищаясь каждой деталью. Больше всего впечатлило то, как бережно и мастерски восстанавливали дворец, какую гигантскую работу проделали для того, чтобы вернуть ему исторический облик. И очень тронула та огромная любовь, с которой хранители дворца относятся к каждой детали и мелочи, как они готовы восхищаться искусством снова и снова вместе с каждым новым гостем. Большая радость, что есть меценаты, благодаря которым сохраняется история, благодаря которым возможно чудо – путешествие во времени.

Фото: Дмитрий Многолет

Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.

Комментарии (0)