Победители конкурса в проекте «Люди для города» на сайте sobaka.ru побывали на экскурсии в Царском Селе. Восстановление великолепных интерьеров Екатерининского дворца уже несколько лет проходит при поддержке ПАО «Газпром».
Наше знакомство с темой и местом началось по традиции в автобусе, где Людмила Каплун @peterburg_with_Luda рассказывала о судьбах женщин, с которыми связана история Екатерининского дворца
Четыре владелицы Екатерининского дворца
На месте будущего Царского Села в начале XVIII века находилась небольшая финская усадьба, именуемая по-русски – Сарская мыза. По окончании Северной войны она была подарена А.Д. Меншикову, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I отписана его будущей жене – Екатерине Алексеевне. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села. В 1717–1723 годах были возведены «каменные палаты», которые легли в основу Екатерининского дворца, и была разбита часть регулярного парка. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». По имени Екатерины I Большой Царскосельский дворец позднее был назван Екатерининским.
Имение отошло младшей дочери Петра и Екатерины – Елизавете Петровне, которая в бытность цесаревной часто проводила время в Царском Селе. Взойдя на престол, новая императрица занялась расширением и реконструкцией. При ней дворец приобрел теперешний вид, фасад украсился золочеными статуями, сюда перенесли Янтарный кабинет, а анфилада парадных покоев (золотая!) протянулась вдоль всего здания, от Парадной лестницы до дворцовой церкви. Церковь Воскресения Христова была освящена в присутствии Елизаветы Петровны в 1756 году. Несмотря на набожность, Елизавета Петровна любила роскошь, блеск, балы и увеселения и отличалась свободой нравов. Ее многолетним возлюбленным и даже, по некоторым свидетельствам, тайным супругом был Алексей Разумовский – «друг ее нелицемерный», возвышенный ею из певчих в фельдмаршалы. В 50-х годах XVIII века она отдала свое сердце сподвижнику и другу Ломоносова – графу Шувалову, но Разумовский был одним из троих, кого она попросила остаться у постели, будучи при смерти.
Екатерина II, ставшая следующей владелицей Царского Села, также была известна страстями и фаворитами. Последней ее любовью стал молодой Платон Зубов. Императрице было 60, ему – 22. Флигель, который был построен для императрицы и ее фаворитов (для них предназначались помещения нижнего этажа), тогда как наверху были покои самой Екатерины, получил имя Зубовского. Над оформлением интерьеров потрудились шотландский архитектор Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Кваренги. Интерьеры были утрачены во время Великой Отечественной войны, а теперь при поддержке ПАО «Газпром» стартовал проект «Екатерина II. Личное пространство», в ходе которого покои императрицы в Зубовском флигеле будут восстановлены.
Новая эпоха Екатерининского дворца в Царском Селе связана с именами Александра II и его жены Марии Александровны. Апартаменты Екатерины II стали ее личными комнатами. Камерные и изысканные интерьеры пришлись молодой хозяйке по душе, она почти не тронула отделку, но добавила модные предметы по вкусу своего времени. При ней комнаты были деликатно подновлены (сегодня мы бы сказали – отреставрированы), но кое-что и перестроили. Например, в Лионском зале тогда провели большой ремонт лазуритовой облицовки, дополнили недостающие части и заново отполировали, подклеили отслоившиеся и добавили новые фрагменты мозаики. Вместо круглых печей архитектор Ипполит Монигетти спроектировал камины, облицованные тем же драгоценным лазуритом.
С этим дворцом были связаны самые радостные и самые грустные события в жизни императорской четы: здесь они провели медовый месяц, первые супружеские счастливые годы. По злой иронии судьбы, когда чувства угасли, Александр стал открыто жить с Екатериной Долгоруковой. И был с ней в Царском Селе, когда Мария умирала в Зимнем дворце. Тут спустя несколько недель после смерти императрицы они заключили морганатический брак, но через год император погиб во время народовольческого теракта.
От Золотой анфилады до Зубовского флигеля
По Золотой анфиладе нас провела главный архитектор музея-заповедника – Мария Николаевна Рядова. Она постаралась рассказать гостям все о реставрационных тайнах и загадках удивительных интерьеров.
Экскурсия началась в церкви Воскресения Христова – памятнике, сохранившем множество подлинных элементов, несмотря на все бури, пожары и потрясения, которые пережило творение Растрелли за века.
Это позволило ученым и реставраторам заниматься консервацией и бережной реставрацией, оставляя видимыми все поновления и воссозданные элементы. Образ барочной праздничной церкви, придуманной Растрелли, сохранен, утраченные элементы выполнены в дереве, но они не покрыты позолотой или тонированы так, чтобы обеспечить целостность восприятия и оставить возможность отличить новодел от подлинника.
Процессу сопутствовали чудесные открытия: обнаружение клада исторических деталей, знакомство с техниками разных эпох (церковь в XIX веке дважды переживала пожары, и интерьер восстанавливали разными методами – самыми современными для той эпохи).
В течение четырех лет 350 реставраторов трудились над восстановлением, это была долгая, непростая и дорогая работа. Благодаря поддержке ПАО «Газпром» мы снова можем любоваться красотой и торжественностью исторического интерьера.
Сегодня возрождены все интерьеры Золотой анфилады: от самой северной точки дворца – церкви Воскресения Христова до Лионского зала – он был представлен во всем блеске весной. Заняли свое место камины, облицованные лазуритом, паркет, порталы окон, межоконные зеркала и столики-консоли.
Здесь тоже масса чудесных историй. Наверное, самая знаменитая – о лионском шелке: его образец и документы нашли в архивах фабрики, ставшей правопреемницей мануфактуры, в которой некогда по заказу императорского двора изготовили ткань для обивки стен. В наши дни французские мастера выткали более 300 метров шелка – все удалось благодаря ПАО «Газпром» и фонду ENGIE.
Финальным штрихом стало возвращение паркета XVIII века, украшенного перламутром. Во время войны его вывезли в Германию как самый красивый паркет Екатерининского дворца. В 1947 году он был обнаружен в берлинском порту. Искусствовед Анатолий Кучумов провел идентификацию и установил его принадлежность. Паркет долго хранился в запасниках, и вот теперь он отреставрирован и занял свое место. Чтобы не повредить драгоценное покрытие, для прохода посетителей в зале установлен прозрачный подиум.
Работа не останавливается: стартовал проект «Екатерина II. Личное пространство». Восемь интерьеров-шедевров эпохи классицизма, личных апартаментов Екатерины II, по плану должны быть воссозданы в 2023 году. Поддержка ПАО «Газпром» – залог того, что все состоится.
В Царскосельской янтарной мастерской
Нашей группе повезло понаблюдать и за тем, как идут работы: мы побывали не только во дворце, но и в Царскосельской янтарной мастерской. Там всем дали подержать в руках уникальный шелк из Лионского зала, посмотреть на то, как кусок лазурита превращается в драгоценную мозаику и как воссоздается лепнина покоев Зубовского флигеля.
Говорят участники экскурсии
Юлия Кузнецова, историк, победитель викторины на sobaka.ru
Воссоздание и реставрация дворцовой церкви и Лионского зала не менее интересны, чем сама история создания этих интерьеров. Экскурсия с Марией Рядовой, главным архитектором ГМЗ «Царское Село», сравнима, пожалуй, только с беседой за чашкой чая с музейными работниками, когда узнаёшь все самое интересное из первых уст и не хочешь уходить.
Удивительное стечение обстоятельств, череда находок и кропотливая ежедневная работа реставраторов позволили сегодня увидеть воссозданные залы дворца. Не с помощью дополненной реальности, а в натуральную величину, из природных материалов, с соблюдением технологий XVIII–XIX веков и уцелевшими музейными предметами.
Можно только представить радость исследователей и реставраторов, когда нашлось редкое фото, совпали образцы шелка или пришелся к месту позолоченный путти.
Надеюсь, что однажды будет издана летопись реставрационных работ, которые в последние десятилетия ведутся во дворце. Летопись и повествование о том, как из маленьких фрагментов день за днем возрождается утраченное.
Благодаря спонсорству ПАО «Газпром» реставрация не растянулась на десятилетия, а была выполнена за несколько лет. И приятно осознавать, что на этом сотрудничество не закончено, а значит, откроются новые залы и расскажут свои истории.
Екатерина Котляр, автор телеграм-канала @tripsoup.ru, организатор путешествий
Вторник – выходной день в музее, поэтому мы смогли увидеть залы дворца вообще без людей. Было очень красиво. Мне особенно понравились огромные печи в каждой комнате, очень длинные анфилады. Интерьеры Растрелли потрясают воображение!
Мне интересно было узнать про особенности реставрации. Ведь во время войны во дворце многое было утрачено, а теперь восстанавливается титаническим трудом реставраторов.
Мы посетили церковь Воскресения Христова, Янтарную комнату, только что восстановленный Лионский зал. Потом удалось понаблюдать за работой реставраторов (надеюсь, мы их не сильно смутили).
Валентина Набок, экскурсовод, победитель викторины на sobaka.ru
Оказывается, побывать в Екатерининском дворце особенным гостем очень интересно. Недавно возрожденные интерьеры дворцовой церкви и Лионского зала надо не просто увидеть. Чтобы сложилась чудесная картинка и остался восторг от увиденного, надо слушать рассказ специалиста. С нами была главный архитектор ГМЗ Царское Село Мария Николаевна Рядова.
Это сейчас дворцовая церковь вызывает восторг и удивление, ее архитектура и живописное оформление кажется логичным и совершенным. Огромная научная работа, долгий труд талантливых живописцев-реставраторов – и получился интерьер фантастической красоты и совершенства.
Лионский зал, который открылся для посещения только в мае этого года, поражает своим величием. Отделка его была создана в XVIII веке, совершенствовалась в следующем столетии и была уничтожена в трудные военные годы. А теперь Лионский зал наконец возрожден!
Виктор Федотов, экскурсовод и блогер @unf_spb
Особенно понравился мне Лионский зал, который был воссоздан практически с нуля. Его интерьеры выполнены с высокой исторической точностью профессионалами из Царскосельской янтарной мастерской. Каждый элемент зала требовал сложной ручной обработки. Специалисты добились высокого уровня восстановления, используя подлинные материалы – максимально аутентичный шелк и природный лазурит. И, конечно, жемчужина – это целиком сохранившийся паркет, который был украден в годы войны и недавно вернулся на свое место.
Лариса Луговская, маркетолог, победитель викторины на sobaka.ru
Первой мы посетили дворцовую церковь. Ее исторический интерьер возрождали 350 специалистов – позолотчики, лепщики, резчики, живописцы. Представляете, на восстановление детали у мастера уходит от одного до трех месяцев, а восстановлено 5000 деталей!
Следующим пунктом стал Лионский зал. Когда я была здесь в последний раз, в 2018 году, он был «почти» Лионским. На фоне роскошной мебели, обитой золотым шелком, белые стены выглядели сиротливыми. Именно поэтому я так хотела увидеть «по-настоящему» парадный интерьер.
Восстановление всего декора Лионского зала было чрезвычайно дорогостоящей и трудоемкой задачей. На свое место вернулись шесть подлинных путти, чудом сохранившихся после войны, уникальнейший паркет, инкрустированный перламутром, и, конечно же, тот самый лионский шелк. И вся эта титаническая работа была проделана благодаря поддержке ПАО «Газпром».
А последним и не менее удивительным пунктом программы стала Царскосельская янтарная мастерская. Ника Донская показала нам, с какими материалами работают реставраторы: это янтарь, кость мамонта, лазурит. Теперь я знаю, как пахнет обрабатываемый янтарь, как выглядит гравировка на его тонкой плиточке, и даже увидела янтарь с вкраплением 130 мушек.
Фото: Дмитрий Многолет
Комментарии (0)