18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Гид по фестивалю цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities в Петербурге

Новая реальность диктует свои правила, по которым приходится играть даже искусству. Так особенно актуальным становится диджитал-арт. Биеннале молодого искусства, v confession agency и Росбанк дают возможность этим летом узнать его получше. Со 2 июля по 1 августа в России пройдет фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities — одновременно в 6 городах: Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске и Нижнем Новгороде. Искусство можно увидеть, просто перейдя на сайт фестиваля со своего смартфона и предоставив доступ к геолокации и камере.

Тему фестиваля организаторы обозначили как «Города будущего» и тем самым объединили такие направления, как урбанистика, цифровое искусство и устойчивое развитие. Куда идти и что смотреть в Петербурге читайте в нашем гиде, а после — зовите друзей и вместе отправляйтесь на арт-прогулку (только смартфоны не забудьте!).

Никита Нечаев

Куратор фестиваля Rosbank Future Cities

— Фестиваль предлагает обратить внимание на цифровые инфраструктуры городских сред и способность человека с ними общаться в условиях их постоянного присутствия в ежедневном опыте. Художественный проект в дополненной реальности повторяет и переосмысляет логику алгоритмизированных платформ, отвечая на вопросы о том, что действительно нужно дополнить в городском пейзаже, а что выпадает из нашего визуального поля.

«Пыльца»

«Пыльца»

AR-объекты в Петербурге

«Пыльца»

Анна Таганцева-Кобзева — художница из Петербурга — проводит параллель между цифровыми данными, передающимися при помощи беспроводных технологий, и пыльцой как системой передачи знаний о виде и его популяции. Термин «облачные технологии», используемый в маркетинге, заставляет пользователей забывать об огромных физических серверных мощностях, которые напоминают художнице теплицы, выращивающие в себе базы данных. 

Образ бабочки в этой работе одновременно удерживает в себе CGI-эстетику милых AR-масок в соцсетях и нечеловеческую позицию наблюдателя-дрона, которые используют алгоритмические структуры для наблюдения — как опосредованного, основанного на статистике, так и прямого — и для реструктуризации реальности.

Локация: Новая Голландия

В своих работах Анна Таганцева-Кобзева обращается к цифровым медиа, совмещая их с живописью, скульптурой и поэзией. Ей интересен оккультизм и его взаимодействие с современной наукой и философией, сочетание архаичной и техногенной среды, постколониальный дискурс и постантропоцентризм.
what is hidden does not need to be hidden

what is hidden does not need to be hidden

what is hidden does not need to be hidden

Цифровой объект в работе Софы Скидан — это аттрактор, усиливающий распределение внимания в перенасыщенной информацией городской среде. Переосмысляя ситуационистский дрейф (психогеографическую практику изучения изменчивых урбанистических ландшафтов через непривычные, случайные тактики перемещения сквозь них), Скидан соединяет его с восточными традициями медитации, сосредоточения внимания на объекте для перенастройки способов восприятия и состояния сознания. Встреча с ее работой замедляет опыт взаимодействия как с интерфейсом AR-приложения, так и с окружением города. Аудиогид, записанный художницей, предложит способы переориентации себя в пространстве, медиированном техногенной средой.

18 июля в «Севкабеле» в рамках своей работы художница проведет перформанс-практикум, направленный на проживание психологического и чувственного опыта. Количество участников ограниченно.

Локация: «Севкабель Порт»

Софа Скидан работает с инсталляцией, перформансом, скульптурой и видео. В центре её художественного исследования — вопросы о восприятии и трансформации идентичностей в условиях техногенной культуры, экологической нестабильности и антропоцена.
«Памятник всему»

«Памятник всему»

«Памятник всему»

Воронежский художник Ян Посадский предлагает исследование памятников как властных образов, организующих публичное пространство. Он переносит зрителя в спекулятивный эксперимент: возможность представить, как машинное зрение анализирует и «видит» фигуры на пьедесталах, персоналии и мотивы которых знакомы жителям разных городов. Гибридный «Памятник всему», генерируемый нейросетью из собранной базы фотографий памятников в российских городах, удален из физического пространства и как будто защищен от любого вмешательства или взаимодействия с ним. Но увидеть его всё-таки можно: в символическом месте — у памятника «Никто» на Фонтанке. Характерные для дип лернинга размытые и слегка тревожные образы захватывают внимание для взаимодействия с самим фактом присутствия работы в дополненной реальности. Ощущение от возвышающегося монументального тела становится объектом аффективного переживания.

Проект создан в коллаборации с медиа-художником, специалистом по нейросетям Вадимом Эпштейном. Алгоритмический саундскейп к проекту создал Александр Василенко.

Локация: Памятник «Никто» (набережная реки Фонтанки, 132)

Ян Посадский исследует специфику места в городском пространстве, исторический и ситуативный контекст. Его мультимедийные паблик-арт проекты располагаются одновременно в доменах современного искусства, краеведения и урбанистики.
«Доверие»

«Доверие»

«Доверие»

Художник из Петербурга Кирилл Макаров рассматривает город как совокупность вибрирующих, резонирующих, слушающих, звучащих машин и тел для рационального управления, вычислений, продукции желаний и опыта. В этой среде только измеренный, исчислимый человек становится субъектом. Критикуя такой алгоритмизированный подход к производству реальности, Макаров обращает внимание на автоматизацию неравенства: маргинализированные направленным на них взглядом гибридных интеллектуальных систем, «неблагонадежные» личности становятся еще более маргинализированными. Доверие как тип взаимоотношений, основообразующих для социального поля, оказывается недостающим — схлопнутым и исключенным через слой цифровых платформ, а недоступность языка больших данных и логики их интерпретации порождает тревогу.

Локация: Синий мост

Кирилл Макаров изучает возникновение и производство отношений между человеком, образами, машинами через графические языки, создавая гибридные пространства, в которых сосуществуют природные и искусственные, произведенные алгоритмически объекты и акторы.
«Невыносимая бесконечность быть подключенным к сети»

«Невыносимая бесконечность быть подключенным к сети»

«Невыносимая бесконечность быть подключенным к сети»

Коллектив d-o-a рассматривает цифровую инфраструктуру через одно из самых невидимых ее проявлений — проводов: электрических, транспортных, интернет-кабелей. По словам художниц, это «соединительная ткань», которая обволакивает современные ландшафты. Наличие кабелей на столбах и между домами или возможность скрыть их под землей формирует и масштабирует городской пейзаж, а также визуализирует экономическое состояние локации. В повседневности же провода для жителя города оказываются настолько привычными, что возникает эффект баннерной слепоты: они автоматически стираются из визуального поля.

Говоря о беспроводной и постоянной подключенности к сети, возвращая это состояние к видимой и неизбежной инфраструктуре, коллектив использует цифровую поэзию, встроенную в мутирующую визуальность привычного городского столба. Работа создает маркер внимания не только для меняющегося ландшафта, но и для вопроса об экономической и культурной стабильности внутри отдельно взятого места.

Локация: Канонерский остров

Метаморфный экспериментальный альянс Digital Object Alliance вокруг расширенного понятия о цифровом объекте. Работают с различными медиа и перформативными экспериментами. Среди интересов: пластичность построения законов коммуникации, тело в цифровом пространстве, искусственная синестезия, деколониальные практики, формирование коллективности.

Основную программу фестиваля дополняют дискуссионная и Live-программы, объединяющие темы урбанистики, устойчивого развития и цифрового искусства в серии дискуссий и аудиовизуальных перформансов.

Дискуссионная программа

Фокус дискуссионной программы — исследование понятия «гибридный город», существующего одновременно между цифровым и физическим пространствами. Куратор программы — Вадим Смахтин.

10 июля в 17:00 в «Севкабель Порту» в пространстве «Вольт» состоится дискуссия на тему «Как цифровые объекты формируют новую экологию города?». Вход по предварительной регистрации. Развитие цифровых технологий изменило наши правила потребления и общения с городом. В рамках дискуссии эксперты обсудят, как это стало фундаментом для цифровой экологии города.

10 июля в 19:00 в том же пространстве «Вольт» начнется дискуссия «Цифровые артефакты: NFT-объекты в городской среде». Зарегистрироваться, чтобы попасть на мероприятие, можно по этой ссылкеУчастники поговорят о том, какую роль сегодня играет блокчейн в появлении объектов дополненной реальности, материализованных через NFT-контракты, невзаимозаменяемые токены.

18 июля в 10:30 на набережной «Севкабель Порта» пройдет перформативный практикум с художницей Софой Скидан. Участвовать можно по предварительной регистрации. Он будет посвящен проживанию психологического и чувственного опыта. Телесно-ориентированная практика погружает зрителя в особое состояние. В сложном меняющемся мире с множеством истин, правд/пост-правд и интенсивностей нам иногда нужна остановка (убежище), в ходе которой мы можем обратиться к себе на ином уровне. В ходе перформанса ведущая является своеобразным медиатором внутри памяти зрителя, проводящим соучастников внутри собственного становления и рефлексий о диджитализированности мира, влияния виртуального на телесное.

Вадим Смахтин

Куратор дискуссионной программы.

— На мой взгляд очень важно перестать отделять технологии от общественных процессов и думать о них изолированно. Гибридный город иллюстрирует эту идею и позволяет увидеть его через взаимодействие технологий и общества.

Урбанистика самоактуализируется, так как говорит о достаточно понятной людям вещи — их среде обитания. В то же время урбанистика, как и архитектура, стала достаточно широким полем для исследований — она включает как проблемы комфортной среды, так и проблемы распределения прав между участниками города, частично переходя на сторону политики. Я если говорю о урбанистике, стараюсь выступать со стороны ее технологической части, которая рассматривает город как гибридную цифро-аналоговую сущность. Цифровая урбанистика в последние годы развивается в том числе из-за активного процесса гиперцифровизации, вызванного пандемией.

На мой взгляд, исследования последствий внедрения тех или иных технологий в городском контексте позволяют нам лучше понимать социальные процессы, вызванные этими технологиями. Подобные знания носят не только ретроспективный характер, но и являются хорошей опорой для проектирования новых городских сервисов. Если в нулевые мы наблюдали процессы переноса бизнесов в интернет, то сейчас мы видим обратный процесс, когда интернет выходит в город. В будущем хотелось бы видеть больше каких-то гибридных продуктов, когда стартапы сразу разрабатываются, учитывая специфику как софтовых экосистем, так и каких-то альтернативных возможностей городской среды. Исследования в области городской цифровизации как раз могут в этом помочь.

LIVE-программа

Live-программа фестиваля станет местом пересечения двух слоев — виртуального и физического. Местные художники исследуют взаимодействие города и цифровой среды посредством аудиовизуальных перформансов и инсталляций. Кураторами Live-программы стали Денис Астахов и Наталья Гостева.

В течение 10 и 11 июля в «Севкабель Порту» в Студии 42 будет представлена аудиовизуальная инсталляция ROW от коллектива медиа-художников TUNDRA. Вход свободный. Работа исследует возможные интерпретации визуализации различных сигналов в городской среде.

Денис Астахов

Куратор Live-программы

— С моим сокуратором лайв-программы Натальей Гостевой мы сразу договорились, что лайвы будут создаваться исключительно локальными для каждого города художниками. Мы стали размышлять над темой, которую было бы интересно исследовать, и решили, что было бы интересно сделать лайв-программу условным местом пересечения слоя физического, где мы находимся, и слоя виртуального, где и происходят те самые процессы обмена цифровыми данными и потоками, которым в частности посвящен фестиваль в целом. Поэтому можно сказать, что созданные локальными художниками объекты и перформансы будут представлять и визуализировать городские данные, которые мы обычно относим к абстрактным понятиям.

Пандемия не спровоцировала переход на цифровое искусство. Те художники, которые работали в этом жанре, просто продолжили это делать. Интересный феномен произошел в сфере CGI и видеоарта: на второй год пандемии случился хайп вокруг NFT как способа проставления цифрового копирайта на авторство работы. Многие дизайнеры попробовали подключиться к этому хайпу, чтобы монетизировать свои работы, которые раньше они просто выкладывали в Instagram/Behance/vimeo в обмен на лайки. Но мне кажется лишь небольшой процент от этих дизайнеров считает себя цифровым художником и вряд ли закрепится в этой роли надолго.

Денис Колов

Директор территориального офиса Росбанка в Санкт-Петербурге

— На фоне стремительных глобальных и локальных климатических, социальных и прочих изменений становится очевидным, что темы экологии и устойчивого развития касаются каждого. Глобально тема ESG (E — environmental, окружающая среда, S — social, социальные аспекты и G — governance, корпоративное управление) становится во многом определяющей для развития экономики. Важно переосмыслить и вовремя трансформировать модели ведения бизнеса и потребительского поведения. Эти вопросы более не являются имиджевыми, они важны для устойчивости и конкурентоспособности бизнеса. Выиграют те компании, которые поймут это первыми и смогут вовремя перестроиться. Росбанк комплексно подходит к вопросам внедрения принципов устойчивого развития, предлагая актуальные решения клиентам и трансформируя собственный бизнес. Большая часть наших задач на ближайшие годы связаны с внедрением стандартов ESG.

Например, Росбанк стремится к снижению прямого влияния деятельности на окружающую среду. В частности, банк был включен в проект группы Societe Generale по нейтрализации углеродного следа. Программа на 2014—2020 годы ставила своей целью сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу на 25% и повышение энергоэффективности офисов Группы на 20% за этот период. Поставленные цели были достигнуты уже к началу 2020 года. Росбанк ведет учет и анализ расходов энергетических ресурсов, а также выбросов СО2 в связи с использованием транспортных средств, постепенно производится замена ртутьсодержащих люминесцентных ламп современными светодиодными приборами. Организован раздельный сбор и последующая утилизация отработанных элементов питания; прививается культура раздельного сбора отходов среди сотрудников в рамках корпоративного волонтерского движения. И это далеко не полный перечень проектов.

Фестиваль Rosbank Future Cities дает возможность привлечь внимание широкой аудитории к важным темам, связанным с устойчивым развитием. Современное искусство — это инструмент, который может работать не только с нашим умом, но и воздействовать на наше подсознание, вызывать эмоции. Оно помогает транслировать ценности и искать единомышленников, объединять неравнодушных к вопросам создания «умных и устойчивых» городов.

Полная программа фестиваля в городах, маршруты прогулок, аудиогид, приложение для просмотра AR работ доступны на сайте rosbank.futurecities.art.

Комментарии (0)