В 2015 году искусствовед Полина Бондарева открыла Школу Masters — курсы по истории искусства для взрослых. Сегодня бренд отмечает пятилетие в статусе институции городского значения — с журналом, книжным магазином, выставочной программой и издательским домом. Выпускники школы открывают новые пространства в Петербурге и становятся коллекционерами — настоящая art family. «Собака.ru» подробно рассказывает, что предлагают программы Masters, а сама основательница – о том, как собирать современное искусство и не ошибиться.
Что такое Masters
Школа Masters – это не только возможность стать дипломированным искусствоведом и начать разбираться в современном искусстве, театре, музыке, литературе, выучиться на галериста или куратора, быстро стать знатоком кино, архитектуры, истории шоколада и графитчиком. Кроме прочего, Masters – это магазин с редкими (и очень красивыми!) книгами по искусству, арт-бранчи, путешествия на Венецианскую биеннале и в Суздаль, собственный журнал и программы для прогрессивных компаний и бизнесменов. Но обо всем – подробно!
Академический курс «История искусств»
Второе образование в университете растягивается на годы: если вы не хотите сдавать вступительный ЕГЭ, а потом зачеты по физкультуре, у Masters есть решение — за год студенты получают «выжимку» четырехлетней программы кафедры искусствоведения. От искусства Древнего Востока до contemporary art, которое, кстати, в университетах почти не затрагивают. Об античности рассказывает старший научный сотрудник Эрмитажа Людмила Давыдова, об искусстве XX века — ведущий научный сотрудник Русского музея и доцент СПбГУ Олеся Туркина. Среди выпускников — руководитель экскурсионного отдела ЦВЗ «Манеж».
Курс «Артменеджмент»
Годовой курс для работы «в полях»: как открыть собственное артпространство, справиться с PR и культурным менеджментом, не растеряв по пути кураторскую концепцию. О галерейном деле рассказывает галерист с 20-летним стажем Марина Гисич, об успешных продажах которой на ярмарке Cosmoscow слагают легенды, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков вводит в курс артменеджмента, а комиссар Уральской биеннале Алиса Прудникова — маркетинга культурных проектов. После обучения бывшие финансисты и юристы открывают собственные артпространства: например, выпускница Masters Ольга Звагольская основала в особняке семьи Лопухиных и Нарышкиных пространство Third Place — с инсталляцией художницы Алины Глазун, собственной артярмаркой и летней видеоартпрограммой. Андеграундная достопримечательность — бункер Kunsthalle nummer sieben артгруппы «Север7» — открылся при поддержке выпускницы «артменеджмента».
Краткосрочные курсы для взрослых и детей
Короткие курсы — аналог университетских спецсеминаров: углубленное изучение истории кино или мировых религий. Например, курс «История архитектуры» от Ксении Малич (куратора выставки Захи Хадид!) и Ивана Саблина развеет «стыдные» вопросы вроде «что такое ордер, апсида и контрфорс?» и «как от Парфенона мы пришли к постмодернизму?». Masters любит неожиданные коллаборации — вместе с кафе «Счастье» в начале 2021 года запускают курс «Краткая история шоколада». Для детей 8–10 лет — творческая мастерская «История искусства до наших дней». На занятиях с театральным художником Анной Тимаковой теория подружится с практикой: изучая «портреты из овощей» Арчимбольдо, дети применят метод мастера в коллажах, а вслед за рассуждениями о феномене загадочного Бэнкси — создадут собственные трафареты, вооружившись акриловым баллончиком.
Онлайн-университет
База знаний на сайте mastersproject.ru для заочного обучения: от бесплатных курсов по новым тендециям в искусстве на пересечении науки и технологий и подкастовпрогулок о петербургской архитектуре (под рубрикой «Фланер»!) до энциклопедии по истории искусства Нового времени. В отличие от коротких курсов — доступна 24/7.
Полина Бондарева: «Мы запустили онлайнуниверситет во время пандемии: весь год создавали платформу с нуля и технически ее совершенствовали. Умная система позволяет подключать в личные кабинеты кастомные рекомендации и бонусы — наши ученики получают рекомендации о наших поездках, артбранчах и новых курсах, которые “замэтчатся” с их интересами».
Masters Journal
Masters Journal появился буквально по заявкам слушателей курсов Masters, которые просили преподавателей рассказывать о новых выставках, фильмах и спектаклях. На сайте журнала каждую неделю появляется 3–4 обзора, причем как на проектыблокбастеры вроде выставки Ли Бул, так и на события в андеграундных пространствах и маленьких галереях. Бумажная версия выходит каждые три месяца, в конце декабря ждем выпуск о «пандемийных» итогах года для российской артсцены — с интервью с директором Пушкинского музея Мариной Лошак, директором Третьяковки Зельфирой Трегуловой и худруком БДТ Андреем Могучим. Новый главный редактор Masters Journal — Дмитрий Ренанский, который отвечает за программу Дягилевского фестиваля и курирует программы классической музыки в фонде V–A–C.
Артбранчи и экскурсии
Артбранчи с Masters — это возможность обсудить с Дмитрием Озерковым выставку Чжан Хуаня за ужином в ресторане Probka, задать вопросы о современной архитектуре Ксении Малич за бранчем в Goose Goose или узнать, что общего между творчеством Яна ван Эйка и французским вином, на завтраке с главным специалистом города по истории моды Ольгой Хорошиловой. Masters не обходят стороной и выставки в галереях Anna Nova и KGallery, а также в независимых пространствах вроде «Люды» художника Петра Белого или «Пушкинской, 10».
Masters Bookstore
Три года назад в Пассаже появился магазин с редкими альбомами и книгами по искусству, моде и архитектуре — те, что раньше приходилось везти из Европы. Искусствоведы уровня Глеба Ершова презентуют там свои книги, а художники выставляются — причем не только внутри магазина. Например, московская художница Алина Глазун развесила в галерее Пассажа провокационные баннеры с тиграми и транспаранты «Не важно» и «Хватит» в духе детских иллюстраций 1920-х — после выставки они отправились в коллекцию Московского музея современного искусства. Андрей Бартенев и вовсе заполнил пространство своими космическими фэшнскульптурами. Получается взаимовыгодное сотрудничество: Masters курирует, а универмаг обеспечивает продакшн. В планах — проекты молодых петербургских звезд Лизы Бобковой и Аси Маракулиной.
Masters бизнес
Лекционные курсы, программы, образовательные путешествия и артбранчи для всей команды или персонально для руководителя и повышение квалификации по культурному маркетингу.
Полина Бондарева: «Для одной крупной IT-компании мы делали программу про технологии и искусство, архитектуру, дизайн и science art, для клиентов строительной компании RBI — лекции о коллекционировании и contemporary art, а для сотрудников аудиторской корпорации Ernst & Young — об импрессионистах. В следующем году мы делаем программу для гостиницы “Европа” — каждый номер люкс назван у них в честь композитора или художника, под каждый мы будем делать отдельное событие».
Как начать собирать современное искусство и не ошибиться
Основательница Masters Полина Бондарева запускает в феврале новый курс — очень своевременный на фоне бума коллекционирования в России. На карантине случился бум: локдауну мы обязаны появлением в Москве и Петербурге нового поколения Щукиных и Морозовых. Онлайн-аукционы Vladey стали еженедельными, а в группе-аукционе «Шар и крест» за лоты до 10 тысяч рублей сражались бывший пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, режиссер Валерия Гай Германика и директор музея «Гараж» Антон Белов.
Новый курс похож на авантюру, все-таки собирателей contemporary в городе немного.
В декабре я модерировала дискуссию о коллекционировании в галерее Anna Nova по случаю открытия выставки собраний Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне. Я была очень удивлена, что пришло 50 человек, — хотя кажется, что тема узкая. Интерес вырос за время пандемии, результаты можно увидеть на выставке «За тучами фьюче» в пространстве коллекционера Игоря Суханова ДК Громов — два этажа работ, купленных собирателями, причем как известными, так и новичками.
Появилось больше времени на изучение рынка, да и себя хочется порадовать. Мы сами делали аукцион в пользу врачей с Дмитрием Озерковым и собрали почти миллион рублей, а сейчас проводим книжный аукцион в пользу фонда AdVita с книгами из коллекции директора ЦВЗ «Манеж» Павла Пригары, театрального режиссера Андрея Могучего и многих других. Это если говорить о частных коллекциях, а ведь есть еще коллекции корпоративные, собрания фондов и институций — их становится больше с каждым годом. Кстати, ученики Masters сами потихонечку становятся коллекционерами, поэтому запрос на новый курс появился, можно сказать, изнутри.
Кого вы уже вовлекли в «новую религию»?
Например, юрист Вероника Березина, которая ходила на наши курсы, ездила с нами в Кассель на «Документу» — сейчас в ее коллекции есть холсты Петра Швецова, Александра Дашевского, лайтбокс Юлдус Бахтиозиной. Для своей квартиры она покупала мебель на антикварных рынках, вдохновившись лекциями Masters о винтажном дизайне. Кроме того мы поддерживаем собирателя Кирилла Авелева — он переиздает легендарную советскую серию «Зодчие нашего города» с графикой современных художников — Ивана Чемакина, Аси Маракулиной — и актуальным взглядом на место шедевров прошлого в сегодняшней городской среде. Masters находит спонсоров для серии среди учеников — появляется генерация новых меценатов.
Как будет проходить курс? Обязательная практика «в полях» на Art Basel?
Курс мы разделили на две части — теория и практика. Первые 7–8 лекций будут посвящены принципам коллекционирования с момента появления феномена до наших дней, включая братьев Морозовых и прочих легендарных собирателей. Причем мы расскажем не только о коллекционировании живописи или скульптуры, но и о ювелирном искусстве, фарфоре, предметах дизайна. Затем начнется практика: лекции от сотрудников Aksenov Family Foundation, которые занимаются ярмаркой Viennacontemporary, от специалистов Альфа-Банка, у которого есть корпоративная коллекция, от директора Мультимедиа Арт Музея Ольги Свибловой и от представителя Sotheby's в России Алины Дейви. Лекции специалистов, которые могут поделиться специфическим российским опытом в период кризиса, — самые ценные.
Что изменилось в Masters во время пандемии, когда культурная жизнь по сути остановилась?
Дистанционное обучение из «костыля» для заболевших или уехавших в командировку учеников превратилось в отдельное направление. В онлайн-группах на карантине занималось до 40 человек, причем не только из Петербурга и Москвы, но и из регионов! Невозможность поехать за границу мы компенсировали внутренним туризмом: в Псков, Суздаль, Великий Новгород — все группы были заполнены. Самое удивительное произошло с магазином: наши покупатели поддержали Masters Вookstore, некоторые покупали книги и альбомы на 30–40 тысяч рублей — по сути собирали себе целые библиотеки. Эксклюзив: мы теперь еще и издательский дом — книга Дмитрия Озеркова о кураторстве выйдет весной. В новом пространстве галереи Марины Гисич Marina Gisich Lab мы сами выступим как кураторы на выставке с инсталляцией композитора Владимира Раннева и художницы Марины Алексеевой, чьи лайтбоксы есть в коллекции Элтона Джона.
Текст: Александра Генералова
Комментарии (0)