18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Дело Собчака: Как Музей искусства Петербурга XX-XXI веков сделал блокбастер про 90-е и коллаб с Василеостровским рынком

Коллекцию Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI века (МИСП) начали собирать с подачи Анатолия Собчака в 1990-е. Сейчас младший брат «Манежа» и бывшее рабочее место фронтмена Shortparis Николая Комягина приглашает мигрантов вместо экскурсоводов, наполняет арт-объектами Василеостровский рынок и открывает свою первую выставку-блокбастер «Лихие 90-е». 

Марина Джигарханян, директор музея: «В начале 90-х мне подарили мобильный телефон нокиа с большой антенной. Я положила его в карман сумки, а антенна

Марина Джигарханян, директор музея: «В начале 90-х мне подарили мобильный телефон нокиа с большой антенной. Я положила его в карман сумки, а антенна осталась торчать — аппарат у меня, конечно же, быстро вытащили в метро». 

На Марине: блуза Hugo Boss, тренч Dromе, ботильоны Casadei (все — ДЛТ)

 

Первая коллекция локального contemporary

О небольшом музее петербургского искусства непрофессионалы знали благодаря лидеру Shortparis, который возглавлял в МИСПе образовательный отдел. В прошлом году стало очевидно: новая молодая команда умеет «упаковывать» непопулярное локальное искусство прошлого века во внятные выставки и продвигать через коллаборации с социальной сетью «ВКонтакте». Через три года у музея появится новое большое пространство, а у Отдела новейших течений Русского музея — серьезный конкурент.

«Идея музея современного искусства возникла у Анатолия Собчака в начале 90-х —так в ЦВЗ “Манеж” появился специальный отдел по формированию коллекции, куда закупали и получали в дар работы самых актуальных на тот момент художников, в том числе с Пушкинской, 10», — вспоминает директор МИСПа Марина Джигарханян, которая 29 лет назад сама собирала по мастерским хайлайты коллекции: от Бориса (Боба) Кошелохова и Владимира Шинкарева до Тимура Новикова и Сергея Бугаева (Африки).

Вид из окна МИСПа на мурал во дворе музея

Вид из окна МИСПа на мурал во дворе музея

Кошелохов Борис. Трактор Голландии. 1991.Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

Кошелохов Борис. Трактор Голландии. 1991.Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

«Тогда в “Манеже” художник Петр Рейхет, например, выставлял работу «Китовый гондон» — огромный целлофановый пакет, протянутый через все пространство выставочного зала. Еще у него была серия блюющих людей из гипса “Блёвушки”, которых он расставлял по Петербургу, а в итоге выставил в том самом зале, где сейчас показывают серьезный проект Дейнека/Самохвалов”», — проводит исторический экскурс PR-директор музея Володя Шадрин, благодаря которому официальным инфопартрнером МИСПовских выставок стала социальная сеть «ВКонтакте».


В конце 90-х коллекция разрослась настолько, что в Манеже перестало хватать места  — город предлагал варианты отдельного здания: сначала Новую Голландию, потом здание Варшавского вокзала, Никольский рынок, завод «Бавария». 

В конце 90-х коллекция отдела современного искусства разрослась настолько, что в Манеже перестало хватать места для ее хранения и город начал предлагать варианты отдельного здания: сначала Новую Голландию, потом здание Варшавского вокзала, Никольский рынок, завод «Бавария». В итоге собственное небольшое помещение на канале Грибоедова, где до революции находился полицейский архив, будущий Музей искусства Санкт Петербурга получил, когда в Манеже началась реконструкция и фонды нужно было срочно вывозить. Изначальная концепция музея петербургского contemporary art трансформировалась в представление малоизвестных широкой публике художников XX века, хотя после выставки «Гротеск в искусстве» в коллекции появилась, например, скульптура молодой медиахудожницы Леры Нибиру. 


Анжелика Урусова

Хранитель 

«Здорово замечать пересечения нашей коллекции с более крупными. Когда я пришла работать в МИСП меня поразили работы художника и мастера художественного стекла Борис Смирнова. В эрмитажной экспозиции он стоит рядом с Малевичем, а у нас я вдруг я наткнулась на его графические работы — не эскизы к стеклу — а листы с абсолютно сюрреалистскими конями, которые бегут по небу над зданием Биржи». 

Пелагея Шурига «Полосатый кот». 1973

Пелагея Шурига «Полосатый кот». 1973

Владимир Гринберг. Велосипедисты на Неве. 1935 год.

Владимир Гринберг. Велосипедисты на Неве. 1935 год. 

В собрании МИСПа 3, 5 тысячи произведений — не только «перестроечное» искусство, но и ленинградские художники 20–30-х годов — наследники авангарда. В прошлом году на двух этажах музея показывали забытую «амазонку авангарда» Пелагею Шуригу, — на выставку заезжала даже директор Третьяковки Зельфира Трегулова. Среди «тихих» шедевров коллекции — ленинградские пейзажи Николая Лапшина — ученика Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, графика Юрия Васнецова, на иллюстрациях которого росли советские дети, и арт-объекты недавно ушедшего из жизни скульптора Константина Симуна — автора минималистичного монумента «Разорванное кольцо блокады» на берегу Ладоги. Постоянная экспозиция у МИСПа появится уже через 3–4 года — музей наконец-то получил большое пространство бывших казарм на углу набережной Обводного канала и Лермонтовского проспекта, у метро «Балтийская».

Подопечный «Ночлежки» Андрей ведет экскурсию в рамках проекта «Ракурс»

Подопечный «Ночлежки» Андрей ведет экскурсию в рамках проекта «Ракурс»


Работая в МИСПе, Николай Комягин реализовал самые смелые в Петербурге музейные образовательные программы: арт-школа SCULA для подростков, занятия которой проходили, например, в галерее Anna Nova и Севкабель Порту, арт-лагерь для детей мигрантов и экскурсии «Ракурс», где гидами по выставкам выступили бездомный, девушка с биполярным расстройством и петербургский скульптор Павел Игнатьев.

Скульптура «ПапаWok» Сергея Бородкина. 2018. Фото: МИСП

Скульптура «ПапаWok» Сергея Бородкина. 2018. Фото: МИСП

Коллаборация и интервенция как двигатель музейного прогресса

В ожидании нового пространства МИСП осваивает искусство коллаборации и интервенции. Первый опыт — «ПапаWok» Сергея Бородкина — гротескный арт-объект, избражающий папу, несущего на себе маму и ребенка. Скульптуру поместили прямо в канал Грибоедова в дни Культурного форума, а когда ее потрепала петербургская погода — убрали во двор. Через пару месяцев стрит-арт-группа «Явь» сделала на том же месте феминистический оммаж — «МамаWok», где в основе семейной пирамиды стояла мама. Локальный медийный скандал закончился дружеской встречей авторов обеих работ в музее — к приятному удивлению стрит-артисток.

Дмитрий Миронов и его натюрморты на Василеостровском рынке. Фото: МИСП

Дмитрий Миронов и его натюрморты на Василеостровском рынке. Фото: МИСП

Проект художницы Василисы Саврасовой в пространстве фуд-корта Василеостровского рынка

Проект художницы Василисы Саврасовой в пространстве фуд-корта Василеостровского рынка

Осенью кураторы МИСПа переквалифицировались в арт-консультантов для петербургского бизнеса — благодаря им на обновленном Василеостровском рынке появились примитивистские натюрморты москвича Димы Миронова в духе Матисса и малых голландцев одновременно, а также инсталляция из металлических луков-пореев выпускника Академии Штиглица Константина Решетникова. «В Петербурге — дефицит выставочных пространств, и молодые художники особенно это ощущают.  Нам хотелось совершить “вторжение” contemporary в место для него не предназначенное — так появилась коллаборация «Рынок современного искусства». Натюрморты “под Матисса” сделал Дима Морозов — в Петербурге он учился у Андрея Могучего, а потом вернулся в Москву, где делает спонтанные уличные выставки-закладки чуть ли не в ковше экскаватора. Он работает по-московски быстро, поэтому мы уложились в сроки и успели оформить рыночный зал к открытию», — PR-директор Володя Шадрин комментирует один из главных медийных успехов музея.

Сотрудники МИСПа: Марат Исмагилов — куратор, Владимир Шадрин — PR-директор, Анна Спирина — ассистент куратора, Анжелика Урусова — хранитель. На фоне

Сотрудники МИСПа: Марат Исмагилов — куратор, Владимир Шадрин — PR-директор, Анна Спирина — ассистент куратора, Анжелика Урусова — хранитель. На фоне — работа  Белые ночи (Два рибока) Николая Сажина 1996 года.

На Марате Исмагилове: пуловер Daniele Fiesoli, кардиган, брюки и кроссовки Gucci (все — ДЛТ), на Владимире Шадрине: сорочка Luigi Borrelli, капюшон Gucci, джинсы Canali (все — ДЛТ), на Анне Спириной: свитер Moncler, лосины Giorgio Armani, ботильоны Jimmy Choo, очки Andy Wolf (все — ДЛТ), на Анжелике Урусовой: блуза и куртка Balenciaga, юбка Philosophy, ободок Jennifer Behr, мюли Gucci (все — ДЛТ) 

Гавричков Михаил. Боярин. 1999.

Гавричков Михаил. Боярин. 1999. 

Коржев Гелий. Философы. 1990. Фонд Гелия Коржева.

Коржев Гелий. Философы. 1990. Фонд Гелия Коржева.

Как «Лихие 90-е» стали блокбастером

Пока в декабре все переосмысляли уходящие 10-е годы, музей первым в Петербурге дал внятную картину того, что происходило на арт-сцене 90-х: Мамышев-Монро в образе Ильича или Мэрилин находится в одном пространстве с отвратительными монстрами советского классика Гелия Коржева, писавшего в 60-е суровых коммунистов и категорически не принявшего новые времена. На 4 этажах показали стеб над советскими реалиями от Бугаева-Африки и Виктора Пивоварова, некрореалистов вперемешку с «новоакадемистами», а постапокалиптические полотна невписавшихся в рынок художников-семидесятников рядом с портретом криминального авторитета, подозрительно похожего на Дональда Трампа.

Мамышев Монро Владислав.Жизнь замечательных людей. 1995. Новый музей Аслана Чехова

Мамышев Монро Владислав.Жизнь замечательных людей. 1995. Новый музей Аслана Чехова

Тобрелутс Ольга. BOOK GERAKL. 1998.

Тобрелутс Ольга. BOOK GERAKL. 1998.

Владимир Канищев «Большая битва из-за бабы в селе Троицком». 1999.

Владимир Канищев «Большая битва из-за бабы в селе Троицком». 1999.

«Для выставки мы записали около 40 видеоинтервью с авторами, которые работали в то время. Один художник рассказал, что 90-е были для него чудесным временем: открылись шлюзы и его начали покупать, да, в том числе и бандиты, но ведь они стали героями его картин: перестрелки, парни в темных очках — российский вариант Чикаго 30-х», — объясняет Марина Джигарханян.

Семенов Арсений. Похищение Европы. 1998. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Семенов Арсений. Похищение Европы. 1998. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Визуальное оформление каталога выставки с десятками архивных фотографий придумала главный петербургский музейный графический дизайнер Ирина Чекмарева, а «лихой» леттеринг для афиши сделал Андрей Шелютто. 4 года назад выставки МИСПа посещало 200 человек за пару месяцев, теперь это — дневной минимум. Никогда еще у искусства, прячущегося обычно в микромузеях Пушкинской, 10, не было такой аудитории: на «Лихие 90-е» приходят одновременно завсегдатаи Coop Garage и «Мансарды».

Кофейня Constable

Во дворе МИСПа 2,5 года назад открылась самая трогательная петербургская кофейня при музее, где практикуют альтернативные способы заваривания, подают на завтрак домашние кексы и ставят на проигрывателе редкие винтажные пластинки Сержа Гинсбура и Франс Галль. Constable открыли иллюстратор Саша Павлова и юрист Николай Предтеченский, который управляет «Теплоходным товариществом “Петроград”» — первым хипстерским сервисом по аренде теплоходов, на одном из которых лукбук снимал бренд M_U_R. В кофейне продают открытки и мерч к музейным выставкам, например открытки с «бизнесменами» в зеркальных очках с картины Остапа Драгомощенко.


«Лихие 90-е»
МИСП
до 1 марта

Фото: Маргарита Смагина
Текст и идея: Генералова Александра
Стиль: Лилия Давиденко
Визаж и волосы: Алена Кондратьева

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Марина Джигарханян

Комментарии (0)