Проблему интеграции нового содержания в знакомые пространства обсудили на дискуссии «Новая функция места» в рамках фестиваля «Друзья Петербурга» ПАО «Газпром».
В мероприятии приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, заместитель председателя правления — начальник департамента ПАО «Газпром» Сергей Куприянов, генеральный директор АНО «Дирекция Выставки Достижений «Россия» Наталья Виртуозова, директор Александринского театра Александр Малич, режиссер, куратор, продюсер, эксперт в области социокультурных стратегий Дарья Женихова, куратор Лиза Савина. В роли модератора выступил историк, музейный сотрудник, руководитель проектов в сфере культуры Павел Котляр.
Какую стратегию может выбрать Петербург, имеющий уникальную возможность комбинировать старое и новое? Как временные выставки и проекты становятся постоянными точками притяжения? Какими способами можно сохранить историческую идентичность города и одновременно обогатить его современными акцентами? На эти и другие вопросы ответили спикеры дискуссии.
Павел Котляр
историк, музейный сотрудник, руководитель проектов в сфере культуры
Сегодняшний разговор принципиально важен для Санкт-Петербурга, потому что это слишком известный город, у которого уже в самом имени заложено очень много разных коннотаций. У каждого есть свое представление о Петербурге. Где-то он даже является заложником своей славы, и нам для понимания путей его развития, для внедрения идеи о том, что даже хорошо известные места могут иметь новые смыслы и функции, надо попытаться посмотреть на него с разных сторон.
Дискуссия «Новая функция места» открыла деловую программу фестиваля ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» и прошла в многофункциональном зале «Лахта Центра». Этот комплекс уже сам по себе — один из ярких примеров того, как новые общественные пространства становятся объектами интереса для горожан и туристов и предлагают новый опыт и впечатления.
Кроме того, пространство «Лахта Центра» было признано участниками дискуссии свидетельством того, что город продолжает свое динамичное развитие, что, помимо Петербурга-музея, который надо сохранять и беречь, есть и Петербург современный, который умеет быть инновационным и показывать нечто абсолютно прорывное.
Именно таким — прорывным — оказалось представление Петербурга на международной Выставке-форуме «Россия», которая проходила в Москве на ВДНХ. По словам Бориса Пиотровского, организаторы экспозиции столкнулись с дилеммой: с одной стороны, надо было показать, как в городе берегут и сохраняют историческое наследие, с другой — как развивают бизнес, промышленность и новые районы. В итоге было решено сделать экспозицию мультимедийной и менять ее каждые две недели.
Борис Пиотровский
вице-губернатор Санкт-Петербурга
Петербург действительно является культурной столицей, но это не набор архитектурных памятников, блистательных музейных коллекций или классических театральных постановок — это все то, что постоянно появляется, зарождается в этом городе. Это новые тенденции, это культурная острота, это новые возможности для художников и для жителей. То есть это не звание, которое дается навсегда, а процесс.
По признанию генерального директора Выставки достижений «Россия» Натальи Виртуозовой, у Санкт-Петербурга, и правда, оказалась одна из самых ярких экспозиций: она получилась очень стильной, уютной, но при этом очень технологичной, и в этом плане в полной мере вписывалась в общую концепцию выставки — показать характер и достижения каждого региона.
Наталья Виртуозова
генеральный директор АНО «Дирекция Выставки Достижений «Россия»
Единственная цель выставки была показать всей стране, какая она красивая, сильная, яркая, разная. Люди хотят будущего, а еще у абсолютно любого человека: у большого и маленького, у взрослого, опытного и совсем молодого — есть жизненная потребность гордиться и восхищаться тем, где он живет, чем он живет и что он делает.
Восхищение, восторг, чувство сопричастности и незабываемые эмоции — этими словами описывали свои впечатления гости павильона «Газпром», который представил все многообразие сфер деятельности и огромный масштаб работы компании. Мощный аудиовизуальный контент, помещенный в единое пространство и представленный с использованием современных технологий и особой драматургии событий, не оставил равнодушным ни одного посетителя.
В панорамном зале можно было мгновенно опуститься в толщину земных недр и взмыть на поверхность океана, совершить иммерсивное путешествие на 5D-аттракционе сквозь тайгу, чувствуя на коже дыхание ветра и капли дождя, словно в фантастическом фильме, погрузиться в технологии будущего с интерактивной библиотекой, оказаться в виртуальном мире, сгенерированном нейросетью, почувствовать себя словно наяву на экскурсии в дворце или на концерте внутри VR-купола.
Гости экспозиции не просто увидели, но и по-настоящему ощутили, с чем и как работает Газпром, какой это большой производственный механизм, включающий промышленные объекты размером с города, использующий технологии, которые по своей сложности сопоставимы с космическими. И наконец — как его деятельность влияет на страну, общество и каждого из нас.
О том, какой огромный отклик вызвала экспозиция, говорят не только цифры: за 8 месяцев работы — 8 тысяч экскурсий, более 600 мероприятий, гости со всего мира — но и восторженные, признательные, а иногда и трогательные записи в книге посетителей.
Сергей Куприянов
заместитель председателя правления — начальник департамента ПАО «Газпром»
Приступая к созданию экспозиции павильона, мы хотели сформировать совершенно особое, уникальное пространство, метавселенную «Газпрома». То, что заявлено в теме дискуссии, — новая функция места — мы реализовали не только через новый подход к экспозиции, но и через создание территории новых смыслов.
По словам Куприянова, участие в выставке и опыт взаимодействия с широкой, самой разной аудиторией, позволили по-новому взглянуть на компанию, дали импульс к новым проектам. Полученный опыт и бесценное наследие выставки найдут свое воплощение в новом общественном пространстве «Лахта Центра», которое объединит в себе функции образовательной и культурной площадки, — центре «Газпром ID».
«В образовательном центре мы хотим не только показывать, кто мы такие и куда мы идем, но и искать этот путь вместе с теми, кто будет сюда приходить. Мы хотим, чтобы человек приходил в «Лахта Центр» за новыми знаниями и уходил с чувством гордости за то, что будет в будущем», — заключил Сергей Куприянов.
Он подчеркнул, что компания всегда работает в балансе сохранения и развития. Между этими словами нет противоречия — ведь сохранить не значит поместить под пыльное стекло. Сохранить — это значит изучать, реставрировать и сберегать для будущих поколений. Про это — все культурные проекты «Газпрома»: реставрация церкви Воскресения Христова, воссоздание Лионского зала и Зубовского флигеля Екатерининского дворца, комплексная реставрация всех залов Китайского дворца в Ораниенбауме, создание галереи Петра Великого в Эрмитаже и многие другие. Это все новые пространства в историческом интерьере.
О новой функции места в историческом пространстве рассказал Александр Малич на примере двух сцен Александринского театра.
На первой, которой 192 года, сейчас идет 269-й сезон. При этом зал совершенно так же выглядит, каким он был, когда театр открывался (за исключением того, что голубой цвет по указу императора поменяли на красный). Доподлинно известно, где в нем сидели Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чайковский. Но так же важно, что Александринка вот уже 11 лет имеет новую сцену, которая стала своеобразным культурным центром и местом для творческих экспериментов.
Александр Малич
директор Александринского театра
Это ключевой момент: у нас нет основной и малой сцены, а есть новая и историческая, и они не противоречат друг другу. Первая не является маленькой частью второй — уменьшенной версией, где идут малые формы, в то время как на исторической ставят большие спектакли. Это совершенно не так. Новая сцена строилась как современный экспериментальный центр для театральной работы, для режиссерских лабораторий, и, слава Богу, она эту функцию по-прежнему выполняет.
Яркий пример — спектакль «Руслана и Людмила», который сейчас идет на исторической сцене, но с использованием всех тех медиатехнологий, которые изначально были опробованы в лаборатории на новой сцене.
Тему творческих лабораторий продолжила арт-критик и куратор Лиза Савина, которая возглавила культурно-исследовательскую лабораторию «Обратная сторона дворца» в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга».
Участники этой лаборатории, в том числе студенты творческих вузов Петербурга, совместно с кураторами изучили и проанализировали территорию Михайловского сада с точки зрения исторических наслоений, культурного среза, художественной ценности, топографии и роли для современной жизни города. На основе этого исследования родилась концепция аудиовизуального представления «Обратная сторона дворца», которое было показано жителям в дни фестиваля «Друзья Петербурга».
Лиза Савина
арт-критик, куратор культурно-исследовательской лаборатории «Обратная сторона дворца» проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Лабораторный формат, у которого есть экспериментальная функция, очень важен. Мы экспериментируем с разными формами и при этом собираем молодых художников, у которых внутри институции пока нет шанса реализоваться. Наш город обладает невероятно ригидной средой. У нас есть определенная консервативность, от которой мы не можем избавиться, да, наверное, и не надо — это важная составляющая. Но мы эту историческую консервативность должны принять и научиться работать с разными типами институции и разным типом сознания.
Тему работы с молодежью затронула и куратор, продюсер, эксперт в области социокультурных стратегий Дарья Женихова, которая приняла участие в дискуссии по видеосвязи. По ее наблюдению, для поколения Z важна уже не только эстетичность пространства, его дизайн, но также и возможность в него возвращаться. Пространство не должно быть темой одного визита или каким-то разовым спецпроектом — это должно быть настолько дружелюбное, открытое и разное по наполнению место, чтобы в нем хотелось проводить время.
Дарья Женихова
куратор, продюсер, эксперт в области социокультурных стратегий
Современный молодой зритель требует уже не только эмоций и впечатлений, но и результат, а результат для него — это личностный рост и саморазвитие. Это что-то полезное для него лично, это те инструменты, которые он может дальше использовать в своей карьере, в профессии, в ежедневной жизни, и поэтому эдьютейнмент (технология обучения через развлечение — прим. ред.) по-прежнему суперактуален.
Исходя из этого, по мнению эксперта, при ревитализации того или иного пространства нужно вдохнуть в него новую жизнь: оно должно обрасти ежедневными сценариями использования — кафе, ресторанами, зонами для детских занятий и семейного досуга.
Реклама. ПАО «Газпром», ИНН 7736050003.
Комментарии (0)