Проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» стал уникальным культурным явлением в нашем городе. Это проект о Петербурге и для Петербурга, о том, как сохранить культурное наследие, как развивать современный мегаполис, в конечном счете это проект о нас с вами и о том, что мы можем сделать для нашего любимого города.
«Друзья Петербурга» уже провели десятки мастер-классов, лекций и экскурсий как для специалистов, так и для широкой аудитории неравнодушных петербуржцев. Состоялся фестиваль «Друзья Петербурга» — первое масштабное событие, объединившее петербургские музейные, концертные и выставочные площадки, составляющие незримую ткань культурного ландшафта нашего города. А главное — появились сотни Друзей Петербурга — людей, которые хотят, могут и уже делают жизнь в городе лучше.
Представляем проект «Друзья Петербурга» в лицах. О каждом из направлений деятельности и своей роли в нем рассказывает один из участников. Все материалы подготовлены студентами Школы новых медиа в сфере культуры от Креативного бюро.
Погружение
Ток-шоу, подкасты, квесты — все это есть в направлении «Погружение» проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». В ток-шоу выступили самые разные герои, от ведущего художника-реставратора Русского музея Ольги Кленовой до блогера Кары Кросс.
А 25 мая состоялась долгожданная премьера специально разработанной молодежной познавательной программы «Погружение. Тайны Петербурга». Школьники, студенты и блогеры отправляются открывать новое о городе, знакомиться с экспозициями музеев и работой реставраторов со звездным наставником Андреем Ургантом. Захватывающее зрелище — невозможно оторваться! Смотрите в сообществе «Друзей Петербурга» во «ВКонтакте».
Сергей Тараненко,
школьник, участник телешоу «Погружение»
«Погружение» напоминает приключенческий фильм: соревнующиеся команды, загадочный человек в маске, панорама города с высоты птичьего полета и тайные места. Какие были ощущения во время съемок?
До этого я никогда не участвовал в медийных проектах, все в первый раз. Эмоции непередаваемые. Сложные задания, общение с героями в костюмах, работа с ребятами в команде, дух соперничества и желание выиграть любой ценой. В одном из заданий мне пришлось один на один соревноваться с капитаном команды-конкурента. Руки тряслись от волнения, но единственное, о чем я думал, — как не подвести своих.
А камеры не боялись?
Ужасно боялся! Только ее видел, забывал, как разговаривать, нервничал. Съемочная группа научила меня преодолевать этот страх, держаться в кадре так, словно не замечаю камеру.
Вы провели сутки на съемках, действительно удалось погрузиться в историю Петропавловской крепости?
Я полностью изменил свой взгляд на это место, увидел столько нового. Теперь знаю не только то, что на Заячьем острове был заложен первый камень в основу всего города. Крепость открылась с абсолютно неизвестной стороны.
«Друг Петербурга — это человек, который не только ценит и любит наш город как малую родину или туристический маршрут, но и заботится о нем».
Вы из поколения зумеров, которые родились «со смартфоном в кармане». Но по правилам игры участники не пользуются гаджетами. Получалось решать сложные задания, не имея возможности быстро найти ответ в сети?
Соревнования были честными — все пользовались только своей головой. Да, мы отлично разбираемся в интернете, и это по-своему хорошо, но приводит к тому, что знания ценятся намного меньше. А зачем — если информация под рукой в кармане. Но так быть не должно. Прохождение испытаний без телефонов — это круто.
Вообще ведь все любят викторины и квизы, мы к ним с детства привыкли. Поэтому и учить историю в игре веселее, чем читать документальные источники. Мне кажется, что в будущем геймификации в школьном образовании станет больше.
Тайны Петропавловской крепости разгаданы, а какие еще места и маршруты Петербурга вы бы хотели открыть с новой стороны?
Питерские крыши, Казанский собор, не парадный Петербург. Из современного — «Лахта Центр». Мне кажется, зрителям и участникам будет невероятно любопытно посмотреть, как устроен небоскреб изнутри, какой вид открывается сверху. Программа получилась бы совершенно другой — с современными технологиями.
Беседовала Анна Высоцкая, Школа новых медиа в сфере
Наставничество
Петербург — музей под открытым небом, и здесь как нигде ощущается ежедневная необходимость сохранения и реставрации памятников, которые оставили нам предыдущие поколения. Есть бесценный опыт ленинградской школы реставрации. Есть современные мастера, которые застали корифеев, учились у них и продолжили их дело. Пришло время передавать традицию и опыт молодым.
Для этого «Друзья Петербурга» проводят профессиональные мастер-классы для студентов профильных вузов и колледжей на платформе крупнейших реставрационных организаций. Кстати, именно с мастер-классов, первый из которых состоялся в ГМЗ «Царское Село», и стартовал весь проект. Тогда художники-реставраторы Царскосельской янтарной мастерской показали будущим коллегам, как идет кропотливый процесс воссоздания каминных канделябров для Лионского зала. За эти два года мастер-классы по программе «Наставничество» стали регулярными, и в них участвуют профессионалы ведущих музеев города.
Арина Бекирова,
студентка СанктПетербургской художественнопромышленной академии имени А.Л. Штиглица, участница мастерклассов проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Что вас привлекает в профессии реставратора?
Я очень люблю работать руками, меня интересуют живопись и искусство. Реставраторы — это люди, которые помогают художникам пронести их искусство через время. Когда трудишься над картиной, через полотно будто происходит общение с художником, и это завораживает.
Моя преподавательница и куратор упомянула о возможности посетить Русский музей и поучаствовать в реставрации картины К.Е. Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Так я познакомилась с «Друзьями Петербурга».
Чем программа «Наставничество» ценна именно для вас?
Реставраторы — как правило, закрытые люди, и узнать специфику работы в разных заведениях и вообще перенять чей-либо личный профессиональный опыт крайне тяжело — мало точек соприкосновения. Поэтому всегда здорово просто пообщаться с профессионалами своего дела. За деятельностью Ольги Юрьевны Кленовой и Марата Равильевича Дашкина я наблюдала на сайте Русского музея и была очень рада вместе с ними поучаствовать в реставрации картины Константина Маковского. Мы удаляли заплаты и методом «встык» изучали сведение прорыва. Было интересно послушать про клюцель и другие материалы, которые мы не используем в работе. Но больше всего, наверное, запомнилось именно общение со старшими реставраторами. На таких специалистов хочется равняться. Это всегда огромная честь и удача поговорить
с ними лично. Желание делиться опытом — большой показатель профессионализма и силы, с которой человек отдается своей профессии.
«Друг Петербурга — это тот, кто его ценит и любит, старается оберегать. Картины, сады, дворцы, моя прекрасная Академия — это все Петербург».
А не страшно ли было прикасаться к полотну великого мастера?
Конечно, страшно, но нам помогали опытные «лекари картин». Думаю, им тоже важно внимание со стороны молодых профессионалов. Все-таки реставратор — это тот человек, который обычно стоит за кулисами, но при этом выполняет долгую, кропотливую работу. Всегда приятно, когда труд могут оценить по достоинству понимающие люди. Подобные программы делают профессию более открытой.
Беседовала Елизавета Трубина, Школа новых медиа в сфере культуры
Лаборатория
Культурно-исследовательские лаборатории под руководством опытных кураторов — отличная форма для создания в городе творческой среды и проектов, способствующих сохранению историко-культурного наследия. А также возможность молодым проявить себя. Две лаборатории, уже организованные проектом ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», вызвали большой резонанс в городе. Особенно запомнился исследовательский просветительский проект «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего», реализованный в год празднования 350-летия Петра I. Участники переосмысляли наследие, анализировали его уроки в современном российском искусстве, дизайне, урбанистике — значимых составляющих современной жизни. Тысячи горожан познакомились с результатом этой работы на выставке в Петропавловской крепости.
Андрей Кустов,
студент пятого курса направления «Архитектура» СанктПетербургского горного университета, участник лабораторий проекта «ПАО «Газпром «Друзья Петербурга»
Что самое важное в городе для вас?
Сама среда, атмосфера. Для меня это некоторая укромность, спокойствие его площадей и улиц, которые перетекают в твое внутреннее состояние. Скучаю по ним, если уезжаю куда-то.
Какова роль исторических памятников в жизни сегодняшнего петербуржца?
Они заявляют, символизируют, обозначают Петербург. Памятники — это каркас или основа, на которой зиждется город. Они создают ту самую атмосферу и среду.
А как сделать их близкими и понятными современному человеку?
Несмотря на то что памятники действительно важно вписывать в повседневную жизнь горожан, необходима деликатность.Задача состоит в том, чтобы работать над аккуратным благоустройством среды вокруг, которое будет создавать приятное пространство для времяпровождения рядом.
Именно этим вы и занимались в проекте. А как для вас все началось?
Я узнал о проекте абсолютно случайно и благодарен за это судьбе. Участвовал уже в двух лабораториях. Первая — «Великое посольство» длилась целый год и результат показали на выставке в Петропавловской крепости. Вторая — «Город своими руками», где мы занимались развитием площади Сахарова.
«Проект «Друзья Петербурга» выстраивает коммуникацию молодого поколенияи города, позволяет нам продемонстрировать свой взгляд на Петербург».
Как считаете, вам удалось сохранить баланс между современными тенденциями и исторической ценностью памятников?
Мне кажется, что удалось. Результатом работы архитектурной группы в первой лаборатории был один радикальный местами проект, но он с уважением относился к среде, в рамках которой разрабатывался, то есть к Петропавловской крепости. Результатом второй лаборатории было уже три разных проекта, и тот, в котором я принимал участие, отличался даже чересчур деликатным отношением к памятникам, и очень небольшим привнесением каких-то современных элементов.
Что служило вдохновением?
Мы искали его в петербургской повседневности, в которой есть и менее заметные и значимые элементы, но тем не менее они делают свой вклад в атмосферу города: мощеное покрытие, элементы исторического благоустройства, например белая уличная скамья.
Вы говорите, что благодарны судьбе, что узнали о проекте. Почему?
Проект «Друзья Петербурга» — очень важный для моих коллег и для меня лично. Он выстраивает коммуникацию молодого поколения и города, позволяет нам продемонстрировать свой взгляд на Петербург. И то, что инициатива исходит от такой крупной компании, как Газпром, дает надежду, что когда-нибудь можно будет заявить о себе не только в проектах, но и в жизни. У молодых специалистов появляется шанс на воплощение своих идей, и это действительно здорово.
Со многими ребятами мы продолжаем поддерживать коммуникацию. Даже воспоминания об этих проектах очень ценны, ведь само время, проведенное в среде единомышленников, — очень классный опыт. Это та работа, от которой ты не столько устаешь, сколько больше заряжаешься.
Беседовала Елизавета Гаврилова, Школа новых медиа в сфере культуры
Волонтерство
Добровольческая деятельность — это в первую очередь отклик на актуальный запрос со стороны культурных институций. Музеям нужна помощь по подготовке выставок, проведению арт-медиаций и работы с посетителями. Волонтерская программа проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» — часть большой системной работы. Программа позволяет вовлечь широкую аудиторию в созидательные проекты для приобретения опыта, применения своих знаний и развития коммуникативных навыков. Волонтеры проекта принимают участие в значимых городских событиях, включая прошедшую недавно Ночь музеев. И роль их становится все заметнее. Участие в волонтерской программе «Друзья Петербурга» — уникальная возможность разделить судьбу города, задать вектор его развития, развиваться вместе с ним.
Алина Анненкова,
студентка третьего курса колледжа СПбГУПТД, волонтер
Петербург — это любовь?
Да! Любой уголок Петербурга дышит историей. Этот город создан для творческой молодежи, здесь постоянно проходят выставки, открываются инсталляции. Мне важно быть частью этого.
Почему вы вообще решили быть волонтером?
У меня всегда было желание помогать. Я хотела быть волонтером еще в школе. Но я жила в маленьком городе, волонтерство там почти не развито, я могла только красить заборы или рисовать что-нибудь. Волонтерство в моем родном городе и в Петербурге — это кардинально разные вещи. Здесь я встретила людей разных возрастов и профессий — и всех их объединяет общее дело, это очень здорово! Проект полностью затянул меня.
Расскажите о самом ярком воспоминании.
На «Катке у Флагштока» я увидела девочку, которой было трудно кататься. Подъехала и стала помогать, не ограничивая свободу. И она действительно стала чувствовать себя увереннее. Ей очень понравилось. Возможно, если бы я ей тогда не помогла, то она и не узнала, что коньки — это классно. Иногда не хватает наставника, который просто будет рядом подсказывать тебе, направлять, но не давить, а дать самой все попробовать.
«Я каждый раз представляю, что моя помощь — это маленький, но очень яркий огонек, как луч или свеча, которые дарят тепло и свет».
На каких мероприятиях вам интереснее всего работать?
На мероприятиях творческой направленности. Мне интересно не просто наблюдать со стороны, но и быть невидимой рукой, которая всегда может помочь, направить. Вот, например, мы ходили на открытие выставки в центре «НОТА». Я специально прочитала «Роман о Розе», чтобы быть готовой поговорить о книге, если ко мне обратятся с вопросом. Я могу рассказать действительно что-то полезное человеку, а не просто объяснить, «как пройти в следующий зал».
Благодаря волонтерству Петербург открылся для меня с новой стороны. Я увидела, как много интересного прячется за красивыми фасадами. И вообще люди становятся добрее, помогая другим. Так мы сможем улучшить наш мир.
Беседовала Вероника Зорина, Школа новых медиа в сфере культуры
Креативное бюро
Вырастить новых ярких авторов, которые хотят участвовать в популяризации историко-культурного наследия Петербурга, — одна из задач, которые поставил себе проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Сегодня в Креативном бюро уже существует медиацентр с новостной лентой о главных городских событиях и культурных проектах Санкт-Петербурга и аналитический центр для проведения исследований общественного мнения в городской среде. Участники трудятся над публикациями проекта в социальных сетях и на портале spbfriends.ru. А недавно совместно с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ «Друзья Петербурга» запустили Школу новых медиа в сфере культуры. Бесплатная долгосрочная программа предназначена для студентов вузов Северной столицы, обучающихся по программам «журналистика» и «связи с общественностью».
Елизавета Трубина,
студентка третьего курса Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, участник Школы новых медиа в сфере культуры Креативного бюро
Лиза, почему вы решили учиться именно в Петербурге?
Я из Смоленска, но с Петербургом знакома с детства, у меня здесь живут родственники. Каждый раз, когда приезжала к ним в гости, меня водили в музеи, мы бывали на экскурсиях по знаковым местам, ездили в Петергоф и Царское Село. Петербург для меня — место, в котором сосредоточена культура. В театр, на концерт или выставку можно ходить каждый день!
Что сегодня должен знать и уметь журналист, который пишет о культуре?
Во-первых, важна база: надо понимать термины, специфические определения, знать концепции. И, конечно, нужны базовые профессиональные навыки — оперативность, ответственность, умение грамотно писать, отбирать и оценивать факты. Быть журналистом сегодня — огромная ответственность. Блогеры и СМИ нередко публикуют недостоверные материалы, у них хромает проверка фактов. А это провоцирует развитие сплетен, фейков. Я не хочу быть таким журналистом и свои материалы стараюсь тщательно проверять перед публикацией.
«Надо знать Петербург, его историю и культуру. Когда ты их знаешь и понимаешь, тогда ты можешь быть настоящим Другом Петербурга».
Какой опыт вы получили на занятиях?
На первом мастер-классе нам рассказывали, как писать новости. Понравилось, что наш куратор отметил, что особую значимость представляют репортажные вкрапления в новость. Мне было радостно это услышать, поскольку такой прием позволяет сделать сообщение о каком-либо событии более живым и интересным. Работая над своей первой новостью для «Друзей Петербурга», я получила поддержку от куратора и оперативную обратную связь по материалу. Это очень ценно, особенно для того, кто только начал открывать для себя журналистику.
Какие у вас дальнейшие планы?
Собираюсь пройти летнюю практику в Школе новых медиа в сфере культуры.
Это будет интересно и полезно, ведь есть возможность набраться опыта у ведущих журналистов, которые пишут о культуре. И, конечно, позволит пополнить портфолио для поступления в магистратуру.
Беседовала Елизавета Кочергина, Школа новых медиа в сфере культуры
Комментарии (0)