Искусствовед, основатель проекта Masters, героиня премии «Женщины меняют Петербург», которую вместе с ювелирной компанией MERCURY проводит редакция «Собака.ru», рассказывает о том, что будет происходить в памятнике конструктивизма, здании бывшего Левашовского хлебозавода.
Что нам ждать от нового культурного пространства на Левашовском хлебозаводе
Masters скоро открывается в пространстве бывшего Левашовского хлебозавода. Расскажи, пожалуйста, подробности. Вы переезжаете или расширяетесь?
Мы скорее расширяемся. Школа Masters останется на Итальянской улице на своем привычном месте. На Петроградской мы запустили книжный магазин и галерею цифрового искусства и собираемся открыть культурный центр в здании Левашовского хлебозавода, это позволит нам расширить форматы и аудиторию. Единственное, мы закрыли наш магазин в Пассаже и собираемся открыть concept store на Василеостровском рынке совместно с Cosmotheca. В центре довольно высокая конкуренция среди книжных, а вот Васильевский остров и Петроградская позволяют нам работать с разной аудиторией и формировать вокруг себя новую среду.
Что будет происходить в здании хлебозавода? Как думаете осваивать такое нестандартное пространство — образец советского промышленного конструктивизма, объект культурного наследия?
Бывшее здание Левашовского хлебозавода состоит из нескольких корпусов, значительную часть площадей компания RBI приспособила под собственный офис. Самое сложное и эффектное пространство в шайбе станет культурной площадкой, которую Masters будет продюсировать. Кроме того, мы займем еще два лекционных зала. Наша общая с RBI задача — создать новую точку притяжения на Петроградской стороне. Мы уже сформировали программу, там будут самые разные события: и фестиваль Дианы Вишневой Context, и перформансы, и концерты, и спектакли, и встречи и дискуссии с экспертами. Летом, вероятно, мы сможем позволить себе закрыть зал на месяц или два под выставочный проект. Зал рассчитан на 120–150 посадочных мест. Непривычная форма помещения даст творческим людям возможность искать новые форматы, которые вписывались бы в нее. Плюс в том, что внутри цилиндра нет ничего лишнего, это буквально чистый лист бумаги, который можно трансформировать под разные жанры взаимодействия с публикой.
Для Masters Петроградская и Васильевский остров — это возможность открывать новые перспективы? Эти части города для вас чем‑то отличаются от центра и друг от друга?
Я бы даже говорила не столько о районе, сколько о конкретном месте. Барочная и Большая Зеленина сейчас — это новая модная часть города, здесь появляется масса заведений, формируется новый культурный код Петроградской стороны. Пространство на Барочной рассчитано на жителей Петроградского и Крестовского островов, которые, кажется, всё больше стремятся расширять кругозор. Мы даже сделали карту Yellow map, которая описывает все культурные инициативы на островах, их, оказывается, довольно много. На Васильевском острове мы представляем себе более молодую аудиторию, на него мы смотрим скорее классически — как на образовательный центр Петербурга. На Петроградской мы больше будем фокусироваться на редких книгах и альбомах для взрослой и искушенной публики, а на Василеостровском рынке попробуем работать в том числе и с художественной литературой. Для нас это в большей степени популярный просветительский проект.
В Петербурге есть множество других районов, в том числе и довольно удаленных от исторического центра. Нужны ли там культурные пространства, и есть ли возможность их там создавать?
Мы работаем и над этим тоже, но пока это удается только на уровне событий, а не постоянных мест присутствия. Недавно сделали большую лекционную программу с DAA Design District в Красногвардейском районе и на Московском рынке. Если мы увидим, что пространство на Петроградской работает хорошо в том числе и с коммерческой точки зрения, можно будет думать про дальнейшее расширение, появление третьего и четвертого культурных центров. Я не исключаю такой сценарий.
В любом случае надо понимать, что подобные проекты можно делать только в сотрудничестве с сильными партнерами, которые заинтересованы в развитии среды. Мы и на Левашовском заводе не открылись бы, если бы RBI не предложила нам очень хорошие условия.
Как бы ты убеждала компании или политиков в том, что городу нужны такие проекты?
Мы видим, что городские районы в современном мире во многом становятся вещью в себе, роль локального буквально с каждым годом становится значительнее. В городах происходит децентрализация, и Петербург этот тренд не обойдет. Это значит, что мы уже не можем удовлетвориться тем, что где‑то там есть Эрмитаж. Культурная среда должна существовать под боком точно так же, как школы и поликлиники. Люди должны иметь возможность учиться, ходить на выставки и смотреть интересное кино рядом со своим домом.
Ты сама себя называешь digital girl. Скажи, могут ли цифровые миры влиять на реальный город? Например, как они могут изменить Петербург?
С одной стороны, это возможность абсолютной децентрализации. Ты можешь что‑то создавать, находясь вообще где угодно. Ты больше не привязан ни к Русскому музею, ни к Невскому проспекту. С другой стороны, цифровое искусство — способ работать с абсолютно любым пространством, привлекать в него новых людей. Наконец, цифровое искусство за счет своей меньшей привязанности к конкретному месту позволит Петербургу более интенсивно вовлекаться в мировой контекст.
В чем миссия Masters?
Меня недавно спросил один из наших партнеров: «А зачем вы вообще всё это делаете?». Я всегда говорю, что я и есть своя целевая аудитория. Я все время хочу узнавать новое и меняться. То есть мы пропагандируем постоянный личностный рост, но все же в гармонии с собой и сравнительном комфорте. Он может происходить благодаря образованию в разных сферах, скажем, знакомству с цифровым искусством, а может быть и буквальным. У нас один из курсов сейчас целиком посвящен новым технологиям. По большому счету, миссия в том, чтобы как можно больше людей осознанно воспринимали современный культурный контекст и делали Петербург все более важной его частью.
Экосистема Masters и чем она может быть нам полезна
Мы помним, как школа Masters начиналась с серьезных курсов по истории искусств. С тех пор она осваивала новые сферы деятельности, приезжала в соседние города. Расскажи, что такое Masters сегодня и как происходит ее развитие.
Мы как раз сейчас с коллегами думаем о том, что нам надо менять позиционирование. Masters — уже не школа, как мы привыкли ее называть, это скорее экосистема, которая включает в себя самые разные просветительские проекты. Между прочим, изменились и сами наши курсы. Раньше мы всё же делали упор именно на классическое и современное искусство. Теперь это еще и история кино, и история музыки, и психоанализ. Наша задача, как и раньше, дать слушателям то, чего не получишь в государственном университете — возможность понять самый актуальный контекст и именно практическую сторону работы на российской арт-сцене. Потом у нас есть более развлекательные форматы экскурсий и поездок. Мы регулярно делаем проекты с партнерами — я имею в виду лекции, приуроченные к каким‑то городским событиям, кинофестивалям, открытиям новых публичных пространств, выставкам. Мы работаем, например, с фестивалем Дианы Вишневой Context. Здесь наша задача — помочь людям ориентироваться в культурной жизни города, воспринимать ее осознанно. Помимо взрослых курсов, шесть лет назад мы открыли детскую школу Masters и уже два года как работаем с подростками. Многие, кто попал к нам в первом классе, остаются у нас до сих пор. Они умеют нестандартно мыслить, быстро переключаться с одного формата на другой.
У вас в книжном полно редких изданий. Как вы решились заняться таким непростым делом?
Книжные магазины Masters начались с того, что «Пассаж» предложил нам занять у них модуль. Это был интересный вызов, красивое место, но к тому моменту было очевидно, что какой‑то литературы, которая, мы хотели бы, чтобы была в распоряжении по меньшей мере наших слушателей, в Петербурге не хватает. И мы решили восполнить этот пробел.
В этом году мы запустили собственное издательство, которое тоже оказалось очень ко времени в ситуации сложностей с поставками. Хотя когда мы планировали проект, мы, конечно, не могли об этом знать. В мае мы собираемся вместе с Ad Marginem выпустить несколько весомых теоретических трудов наших преподавателей.
Как ты управляешь экосистемой Masters? Делегируешь? Или все направления контролируешь сама?
Ну, во‑первых, я просто много работаю. Очень помогло то, что я помимо Академии художеств получила образование в Сколково, где меня учили управлять бизнес-процессами. Я выращиваю свою команду. Многие из тех, кто приходит к нам администраторами, через полгода или год становятся кураторами направлений. Мы регулярно устраиваем собрания по 30 человек, чтобы все люди в Masters понимали задачи и тренды. При этом я очень авторитарный руководитель. Я лично выстраиваю все образовательные треки и даже проверяю каждое утро тексты в наших соцсетях. К сожалению, даже когда у нас три образовательных пространства, я не имею возможности хоть что‑то полностью оставить на команду, в том числе и потому что эта команда все время растет, внутри нее меняются роли.
Как выглядит метавселенная Masters
Вы пионеры цифры — смело используете ее в образовании и в искусстве. Это стратегия или случайность?
Мы открывали каждое направление в качестве бизнеса, но одновременно и как‑то по наитию, нам всякий раз казалось, что вот именно сейчас то или другое будет уместно, и часто мы угадывали. Скажем, у нас давно была идея развивать форматы дистанционного обучения, и мы планомерно делали видеолекции и курсы. Но вот так стихийно получилось, что на серьезной технической платформе мы запустили онлайн-университет как раз в первую неделю пандемии, когда людям действительно оказалась важна возможность учиться из дома.
Полтора года назад мы запустили онлайн-платформу цифрового искусства Masters Digital, и это тоже оказалось очень успешно. Мы сделали виртуальную выставку в Эрмитаже, а сейчас открыли уже постоянный проект в парке «Зарядье» в Москве. Каждый месяц мы показываем проект одного из наших художников.
NFT-галерея Masters Digital Gallery по соседству с нашим книжным на Петроградской появилась недавно, и она тоже оказалась в тренде: сейчас криптовалюты становятся необходимостью в жизни многих людей.
Цифровое искусство существует только в виртуальном пространстве, не оставляя следов в физическом мире? Отличается ли это искусство чем‑то принципиально от того, что мы более или менее привыкли видеть в музее, и чем?
Во время пандемии многие ярмарки, тот же Art Basel, ушли в цифровой формат и таким образом привлекли новую и широкую молодую аудиторию. Люди готовы покупать искусство онлайн. Конечно, это не те коллекционеры старой школы, которые делают каждую покупку очень взвешенно, видят цель. В цифровом мире все гораздо более хаотично, но еще и потому, что куда больше людей в это вовлечено.
Нам часто задают вопрос о том, какие правила игры в виртуальном арт-мире. По большому счету такие же, как и офлайн. Так же, как художники работают с одной или другой галереей, они работают с одной или другой платформой. Они точно так же отдают эксклюзивные или неэксклюзивные права на представление своих работ. Точно так же есть тиражность, работа может быть создана в единственном экземпляре или в нескольких. Характерно, что как с онлайн-платформой с нами в первую очередь хотят работать самые консервативные институции, скажем, Эрмитаж и Александринский театр. Изменилось то, что у художников появилась возможность быстро выходить на международный рынок, тут куда меньше ощущаются границы. Бывали случаи, когда работы не особо известного художника за неделю попадали в топ мировых площадок. Потом на второй план ушло классическое художественное образование, среди цифровых художников много архитекторов, дизайнеров.
В цифровом искусстве сохраняется созерцательный момент?
Абсолютно. Диджитал-художники бывают и глубокими, и чувствительными, и ранимыми, и тонко мыслящими.
Роль личности в искусстве остается такой же важной, или все же творчество станет в будущем коллективным процессом?
Здесь нет противоречия. Станет творчество коллективным или нет, в основе любого таланта и любого профессионализма все равно лежит личность. И смысл работы в команде заключается в том, чтобы собирать вместе индивидуальности.
Текст: Мария Элькина
Фото: Константин Рассохин, предоставлены пресс-службой
Стиль: Эльмира Тулебаева
Ассистент стилиста: Максим Лященко
Визаж и волосы: Мария Проворова
Свет: Дмитрий Суворов Skypoint
Обо всех героинях премии «Собака.ru» и ювелирной компании Mercury «Женщины меняют Петербург 2023» читайте здесь.
Комментарии (0)