18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Урбанистика
Урбанистика

Поделиться:

Мастер-класс на высоте: как снимать «Лахта Центр»

«Лахта Центр» — новая высотная доминанта Петербурга — уже стал не только признанной достопримечательностью, но и новым символом города. Современное высотное здание, появившееся на берегу Финского залива, символизирует устремленность Петербурга в будущее и новаторский характер, присущий городу с момента его основания. Сейчас «Лахта Центр» — один из самых фотографируемых архитектурных объектов Санкт-Петербурга, его снимают и просто любители красивых видов, и профессионалы. Мы поговорили с фотографами, снимками которых мы восхищаемся, и попросили рассказать о своей работе, поделиться опытом и дать советы, как нужно фотографировать небоскреб, чтобы получилось незабываемое фото.

Андрей Михайлов

UPD. Внимание: конкурс!

Конкурс завершен. Победители объявлены.

Вдохновляйтесь нашим материалом и выкладывайте свои фото в VK с хештегами #ЛюдиДляГорода и #ЛахтаЦентр (или #LakhtaCenter). Восемь авторов лучших фото, по выбору жюри, мы пригласим на морскую прогулку на исторической шхуне «Надежда». Они увидят небоскреб с необычного ракурса — с воды.

Есть несколько условий, которые необходимы для выигрыша:

  • Снимки должны быть относительно недавние — не ранее января 2021 года.

  • Фото, сделанные с дронов, в этот раз не участвуют.

  • Мы знаем, что вам хочется показать все, но будем рассматривать не больше трех снимков небоскреба от каждого участника.

  • Не забудьте подписаться на группу «Лахта Центра» в VK.

  • Ваш аккаунт должен быть открыт во время конкурса.

Ждем фото до 9 августа. Победители будут объявлены 10 августа. Прогулка 13 августа. Полностью условия здесь.

#НадКрышамиПетербурга

Андрей Михайлов

Фотограф людей, архитектуры, пейзажей.

У «Лахта Центра» необычная для классического Петербурга архитектура. Но он отлично вписался в небесную линию города. Город должен развиваться, и мне нравится появление в нем современных сооружений: «Лахта Центра», вантового моста на Васильевском острове, стадиона «Газпром Арена». Просто XXI век! Я был бы не против, чтобы построили целый квартал небоскребов, как, например, Сити в Москве. Но не в центре, конечно.

Андрей Михайлов
Андрей Михайлов
Андрей Михайлов

Есть много точек для съемки небоскреба. Одни из лучших кадров получаются с высоты. У меня есть хештег #НадКрышамиПетербурга — постоянно снимаю с крыши дома, где живу. Недавно открыл для себя новый ракурс — с верхнего этажа бизнес-центра «Атлантик Сити» на улице Савушкина, где у меня друг работает.

Но подниматься наверх не обязательно. Хорошо снимать с пешеходного Яхтенного моста. И еще советую с Васильевского острова. Получится урбанистический пейзаж с башней вдалеке, ареной и мостом на первом плане. Вантовый мост создает интересную графику.

Удачный ракурс с Крестовского острова от стадиона — вид на залив и сразу за ним «Лахта». Я недавно как раз делал такую съемку: с набережной снимал пейзаж с заливом, потом перешел на «Лахту», сделал сильный зум и снизу до верха провел камерой, показал башню полностью — какая она высокая.

И конечно, можно сделать красивые кадры с катера. Игра воды и стекла, отражения, рябь волн. Ты удаляешься и приближаешься к башне. Если солнце светит, значит, вдвойне повезло.

Андрей Михайлов
Андрей Михайлов
Андрей Михайлов
Андрей Михайлов

Я обычно снимаю на закате. Небо часто бывает облачное, и с заходящим солнцем выходят интересные кадры. Как-то раз я бродил по Парку 300-летия и поймал необыкновенный желто-оранжевый закат, который осветил все вокруг и покрасил небоскреб в золото. Или ночью люблю работать, когда включается подсветка. Особенно если она необычная и башня выглядит по-новому. Как-то раз снимал «Алые паруса» и сделал серию с салютом — очень празднично и торжественно.

Андрей Михайлов
Андрей Михайлов
Андрей Михайлов
Андрей Михайлов

Отличная съемка получается даже на телефон. Конечно, камера дает более качественную картинку, и профессионал заметит разницу. Такой снимок не стоит распечатывать в большом размере и сильно увеличивать на компьютере, но для социальных сетей этого качества достаточно. Вообще современные смартфоны много что умеют и уже приближаются к камерам по своим возможностям. Бывают ситуации, когда на телефон даже интереснее снимать, потому что в нем применяется HDR. Если снимать «Лахту» в солнечный день, то есть против света, то небо будет засвечено. С камерой много возни: ее надо ставить на штатив, делать три кадра, потом совмещать их. На фотоаппарате тоже есть HDR, но он снимает только jpg, RAW не делает — в общем, сложности. А HDR в смартфоне автоматически сам снимает три кадра с разной экспозицией и склеивает их, прорисовывая все детали — и небо, и солнце, и небоскреб. Нажал кнопку — и сразу все идеально. И обработать кадр можно в мобильном фотошопе, использовать фильтры и другие программы. Но главное, конечно, не в технике, которая у тебя в руках, а во взгляде.

Рекорды «Лахта Центра»

  • Высота башни — 462 метра. Это самый высокий небоскреб в Европе и самый северный небоскреб в мире.
  • Здесь, на высоте 360 метров, расположена самая высокая в Европе обзорная площадка.
  • В Книгу рекордов Гиннесса вошла непрерывная заливка несущей плиты фундамента небоскреба. Операция длилась 49 часов, в ней участвовало 750 человек, специально разработанную бетонную смесь произвели на 13 заводах, автомиксеры выполнили 2540 рейсов — на территорию строительства каждые 70 секунд заезжала машина с бетоном.Объем заливки нижней плиты составил 19 624 кубических метров бетона.

Рождение красоты

Слава Королев

Фотограф. Его кадр, сделанный во время строительства «Лахта Центра», вошел в перечень лучших работ на конкурсе IPA (International Photography Awards — одно из крупнейших международных состязаний, которое сравнивают с «Оскаром» в области фотоискусства).

Я снимал все этапы строительства с нулевого цикла, когда вокруг была еще равнина и строители только готовили землю под устройство фундамента. И с самого начала это было не просто интересно, но и красиво. А от масштаба дух захватывало уже тогда, когда только копали котлован.

Слава Королев

Ярко вспоминаются две ключевые съемки: заливка котлована и установка шпиля. Первая история вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Фундамент заливали несколько суток. Выбрали выходные, чтобы трафик был наименьший и чтобы бетономешалки могли подъезжать ежеминутно и круглосуточно без перерыва. Это был удивительный, напряженный и слаженный процесс.

Чтобы установить шпиль, ждали подходящую погоду без сильного ветра, а она никак не наступала. Команда буквально ночевала в офисе. Все свершилось ранним утром в районе 5–6 часов. Все были в эйфории. И визуально красота: ночь, легкий туман, блеск металла.

Слава Королев
Слава Королев
Слава Королев
Слава Королев

Я увлекаюсь скалолазанием, и для меня съемка высотных объектов — что-то вроде альпинизма. Ты каждый раз не знаешь, как добраться до вершины, у тебя есть проводник, потому что дорога меняется вместе с ходом строительства. Как в горах — со своими приключениями, хотя здесь, конечно, все быстрее и безопасно.

«Под шпилем небоскреба» – фото вошло в перечень лучших работ на конкурсе International Photography Awards
Слава Королев

«Под шпилем небоскреба» – фото вошло в перечень лучших работ на конкурсе International Photography Awards

Кадр, который отметил IPA, сделан с отметки последнего перекрытия — на 89-м уровне. Под ногами 374 м. Чтобы добраться сюда с земли, понадобилось около 40 минут: до 52-го этажа — на лифте, затем — на подъемнике и около 10 этажей по монолитной лестнице.

Над головой — пока не завершенные конструкции шпиля. Фермы, балки, раскосы, строительные леса — невероятная и немного хаотичная красота. Контур башни еще не был закрыт. Минус 10, но из-за ветра казалось куда холоднее. Хотя в тот день ветер был просто сильный и влажный — строительные будни, а ведь был случай, когда строители зафиксировали порыв 141 км/ч! Балки шпиля очищали перед монтажом, но они мгновенно вновь обрастали инеем. Льдисто-синее небо, заиндевелый металл, оранжевый комбинезон монтажника, блики, много воздуха — одна из самых впечатляющих картин стройки.

Слава Королев
Слава Королев

Самое важное для удачного кадра — погода и время, потому что такие объекты — это не предметная или портретная съемка в студии, где корректируешь свет, крутишь объект, чтобы показать его с самой выгодной точки. В архитектурной съемке всегда отталкиваешься от внешних факторов. Если мы хотим получить красивые фото, то обычно выбираем солнечный день. Надо сказать, солнечных дней не много. Один раз мы ждали около трех недель. Если нужно снять освещение или сделать какие-то необычные кадры, то выходим либо на рассвете, либо на закате.

Люблю промышленную съемку. Но это не только съемка объекта целиком или его архитектурных деталей, структуры, фактуры, но и съемка людей. Интересно общаться со строителями, с архитекторами на площадке, ловить эмоции.

Слава Королев
Слава Королев

По-моему, очень важно показывать стройку через людей. Люди — это основное. На строительстве «Лахта Центра», кстати, все кадры действительно репортажные — никаких моделей, постановочных поз, принесенной с собой одежды и реквизита. Мои герои — настоящие.

Как вообще группа обычных людей может построить такое необычное сооружение? До сих пор не перестаю удивляться, хотя работаю много лет. По факту каждый этап вроде бы не отличается от этапа строительства любого дома. Но небоскреб гораздо сложнее возвести, чем аналогичное, например, по метражу, но менее высокое здание. Тут каждое решение — новаторское. А итог зависит от коллективной работы и полного понимания друг друга на всех этапах.

Теперь, когда башня построена, мы продолжаем ее снимать и с коптера, и с земли. Фиксируем изменения, чтобы архитекторам было понятно, как проект живет. А он не только живет сам, но и меняет окружение.

Я петербуржец, и мне нравится то, что происходит с районом: на ЗСД появился современный вантовый мост, «Газпром Арена» собирает болельщиков, Парк 300-летия становится точкой притяжения горожан. Есть еще большие планы благоустройства — процесс продолжается. Одна архитектурная доминанта вызвала не только строительство комплекса, но и развитие всего района

Цифры «Лахта Центра»

  • Более 100 инноваций и уникальных технологических решений использовано во время строительства.
  • В башне 87 этажей и 110 уровней.
  • 264 сваи, уходящие на глубину до 82 метров, придают конструкции устойчивость. «Лахта Центр» спокойно выдержит землетрясение до 6 баллов по шкале Рихтера.
  • Архитектуру «Лахта Центра» формируют 189 000 неповторяющихся металлоконструкций и 16 500 элементов фасада.
  • 75 000 квадратных метров — площадь остекления башни, 13 000 тонн — вес холодногнутого стекла.
  • 40 лифтов будут поднимать посетителей со скоростью до 8 метров в секунду.

Охота за кадром

Иван Смелов

Архитектурный фотограф, номинант премии «Собака.ru» «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга»

«Лахта Центр» очень удачно расположен. Небоскреб виден буквально отовсюду в городе, поэтому и снимать его можно отовсюду. С расстояния и вплотную. С земли, с воздуха и с воды. Это огромный простор для творчества. С разных точек он выглядит по-разному и по-своему эффектно.

Всегда интересен контраст. Старое и новое, например. Можно побродить в районе Ольгино и поснимать небоскреб вместе со старыми домами. Или, наоборот, снять из центра на фоне исторических достопримечательностей — соборов, куполов, шпилей, дворцов.

Иван Смелов

Для фотографии самые интересные состояния — переходные, от ночи к дню или от лета к зиме, когда картинка природы меняется. А еще сам «Лахта Центр» меняет подсветку. По разным поводам, праздникам и другим важным случаям. Вот на Новый год, например, была зеленая подсветка, и мы снимали небоскреб как гигантскую новогоднюю елку. Причем ракурс был необычный: можно было подойти со стороны залива по льду и показать башню. В другое время года это возможно только с лодки. А тут по льду можно было побродить в поисках выигрышной точки.

Оказаться в удачное время в правильном месте и поймать интересный момент — это, собственно, и есть работа фотографа. Наша задача удивить зрителя. А удивить зрителя можно такими картинками, которые он в повседневной жизни не встречает. Если зритель не верит: «Быть не может, это фотошоп! Я такого никогда не видел, это все фантазии автора», значит, наша цель достигнута.

Иван Смелов

Если говорить об обработке, то я часто делаю композитные изображения. Что это значит? Допустим, мы снимаем на закате. Фиксируем камеру на штативе и делаем несколько кадров. Один кадр — когда солнышко садится за горизонт и небо подкрашивается розовым красивым светом, а второй, допустим, кадр, когда солнце уже зашло, стемнело, включилась городская подсветка и башня тоже светится красиво, вся такая нарядная. И потом в фотошопе или другой программе эти два кадра объединяем в один, и у нас получается, что и небо эффектное, и подсветка включена.

Но сильно обрабатывать фотографии совсем не обязательно, если выбрать хорошую погоду, интересный свет и учесть максимум факторов во время съемки. Плюс везение, конечно.

Например, когда я снимал кадр, где на первом плане старенькие дома в Ольгино и «Лахта Центр» на заднем плане, вдруг неожиданно надвинулась грозовая туча и полетела стая черных ворон. Эффектный и драматичный снимок получился. Я его практически никак не обрабатывал. Условия сложились таким образом, что в кадре все уже было, а мне оставалось только нажать кнопку.

Иван Смелов
Иван Смелов

Иногда за хорошим кадром приходится охотиться несколько лет. Скажем, возникла идея, чтобы в одном кадре были Исаакиевский собор и «Лахта Центр» и чтобы еще за небоскребом садилось солнце. Такое бывает то ли раз, то ли два раза в году. А с учетом нашей капризной погоды в этот день может быть пасмурно, и ничего не получится.

Технический прогресс позволяет вычислить время и место с точностью буквально до миллиметра и минуты. Есть специальные программы, которые помогают отследить положение солнца или луны в любой момент. Открываешь карту в программе, задаешь параметры и рассчитываешь точку съемки. Сам ракурс можно предварительно оценить по той же карте: проводим линию между двумя объектами, которые хотим совместить в одном снимке, и смотрим, куда эта линия упирается. Эта точка и будет местом, откуда надо снимать. И потом машина высчитывает положение солнца, и ты просто ждешь необходимого дня, надеясь на хорошую погоду.

Программ таких сейчас достаточно много. Одна из самых крутых — Planit Pro. В нее можно загрузить модели домов в натуральную величину и увидеть практически превью кадра. Понятно, что делать такие кадры надо с крыши или откуда-то сверху, чтобы ничего не перегораживало вид.

Но несмотря на технологии, творчество никуда не исчезает, потому что не бывает двух одинаковых закатов и одинаковых состояний в природе. И у каждого фотографа свое видение, подход, насмотренность и опыт. Иногда мы снимаем компанией, ходим несколько человек на одну точку. И часто бывает, что у людей, стоящих буквально плечом к плечу, получаются разные кадры. Сюжет-то, естественно, один: если мы идем снимать «Лахта Центр», у всех будет «Лахта Центр», но выглядеть он будет по-разному.

Съемка города — это еще и комьюнити. Мы собираемся, чтобы пообщаться, обменяться опытом, поделиться новостями. Можно сказать, что новая доминанта Санкт-Петербурга объединяет и нас, фотографов.

Награды «Лахта Центра»

  • Лучший небоскреб мира — 2019 по версии Emporis Skyscraper Award. Российское здание впервые стало обладателем такого звания за всю историю премии.
  • Первый небоскреб в России с международным экологическим сертификатом LEED Platinum.
  • В 2021 году Международный совет по высотному строительству и городской среде (CTBUH) присудил победу «Лахта Центру» в четырех номинациях: «Лучшее высотное здание Европы», «Строительство высотных зданий», «Лучшее здание высотой более 400 метров», «Фасады высотных зданий».
  • Гран-при крупнейшей в России инженерно-архитектурной премии 100+ Awards в 2021 году.
Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.

Комментарии (0)