Несмотря на введение новых пандемийных ограничений, по всем прогнозам объемы пассажирских и грузовых перевозок будут не только возвращаться на круги своя, но и активно расти. Для Петербурга это одновременно хорошие новости – потому что вернутся туристы, и плохая – потому что существующая транспортная система и так справляется не очень: город стоит в пробках, а на общественный транспорт горожане пересаживаться не спешат. Частично эти проблемы должно решить развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла.
Алексей Колин
Руководитель научно-образовательного центра независимых комплексных транспортных исследований Российского Университета Транспорта
Причины перегруженности транспортной системы Санкт-Петербурга довольно банальны – это высокий уровень автомобилепользования, провоцирующий автомобильные пробки и стихийные парковки и недостаточная развитость общественного транспорта – прежде всего рельсового. Считаю, что в 2000-ых годах город пошёл по ошибочному пути, когда подобно крупнейшим городам стран Европы и Северной Америки (там это происходило в 1930-1970-ые годы) было закрыто и демонтировано множество трамвайных линий в целях увеличения пропускной способности для личного транспорта. В результате город лишился важнейших коммуникаций, обладающих высокой провозной способностью..
Теперь такие транспортные возможности приходится создавать по сути заново. И создание дополнительных магистралей в центре города крайне проблематично, а строительство метро – задача дорогая и долгоиграющая, то идеальным вариантом становится вариант развития и более активного использования городских электричек.
Алексей Колин
Руководитель научно-образовательного центра независимых комплексных транспортных исследований Российского Университета Транспорта
В настоящее время роль электричек в городских перевозках в Санкт-Петербурге весьма незначительная, их доля в перевозках по городу составляет около 1-2 %, а во ввозе из пригородной зоны в город – около 25 %. Это существенно меньше, чем в Москве.
По замыслу администрации города и РЖД, концепция развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла должна сбалансировать транспортную систему. В первую очередь – вывести грузовые ж/д перевозки из города за счет строительства двух обходов общей протяженностью более 150 км: Северо-Восточного (из Павлово-на-Неве в Орехово) и Юго-Западного (от Владимирской к Бронке). За основу концепции взят успешный опыт столицы, где создание Московского центрального кольца и диаметральных маршрутов не только соединило разрозненную транспортную систему, но и повысило комфорт передвижения и доступность ранее неудобных с точки зрения логистики районов.
Андрей Суриков
Эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт»
С Питером в этом плане как раз повезло – если мы грузовой транзит вынесем на новые ходы, то у нас кое-что освобождается (для дополнительных электричек), такого практически нигде в стране не получается. А тут вот раз — и получается.
По новым направлениям (Токсово – Гатчина – Варшавская и Белоостров – Ораниенбаум) планируется запустить электропоезда с интервалами 20 минут, при этом на общем для них центральном участке интервал составит 10 минут. Ждать, правда, придется достаточно долго – ориентировочный срок реализации к 2030 году.
Алексей Колин
Руководитель научно-образовательного центра независимых комплексных транспортных исследований Российского Университета Транспорта
Для Санкт-Петербурга появление нового скоростного сервиса, охватывающего срединные зоны города и пригороды, обеспечиваемого рельсовым транспортом, крайне необходимо. Это позволит снизить нагрузку на линии метро и пересадочные узлы в центральной и срединной частях города. На радиальных линиях также предусматривается увеличение частоты обращения электропоездов и переход на тактовое равномерное расписание движения. Так, на Витебском, Балтийском, Московском, Выборгском и Ириновском направлениях интервалы движения в часы пик сократятся до примерно 15-20 минут. Примерно к 2023 году будет организовано сообщение электропоездами «Ласточка» между Финляндским вокзалом и Сертолово.
В рамках проекта уже завершили работы на одном из первых участков – запустили грузовые поезда по новым рельсам путепровода над Пулковским шоссе. Именно с этого направления начали неспроста: во-первых, шоссе, которое по проекту тоже будут расширять, — основной транспортный коридор, ведущий в город из аэропорта и юга Ленинградской области. Во-вторых, на Пулковских высотах активно ведётся строительство жилых кварталов, что делает необходимым создание новых путей, связывающих Санкт-Петербург и пригород. В-третьих, туристы. По плану, Пулково войдёт в маршрут городской электрички Ораниенбаум – Белоостров.
Для интеграции всех новых транспортных возможностей в существующую систему к 2030 году планируется построить 9 ТПУ и организовать тактовое движение электропоездов до Выборга, Тосно, Колпино, Красного Села, Ораниенбаума, Белоострова, Гатчины и Павловска.
Текст: Василиса Адилова
Комментарии (0)