Как молодым художникам легально разместить арт-объекты в историческом городе? Есть ли место для современного паблик-арта в парадном центре? На все эти вопросы даст (и уже дает!) ответ новая программа-практикум «Субкультурный ландшафт». Это совместный проект Северо-Западного филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина (ГЦСИ в Санкт-Петербурге), Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, Академии Штиглица, многофункционального социального проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» в партнерстве с КГИОП. А среди наставников молодых художников — каллиграфутурист Покрас Лампас.
О «Друзьях Петербурга»
В прошлом году при поддержке ПАО «Газпром» стартовал новый многофункциональный проект «Друзья Петербурга». Его задача — воспитание нового поколения уникальных специалистов в области сохранения и приумножения исторического наследия и управления им. Будущие реставраторы не раз бывали на мастер-классах в Русском музее, Ораниенбауме и Царском Селе, где познакомились с работой профессионалов, которые восстанавливают историю. Студентов-музейщиков принял линкор «Полтава», чтобы показать, как создаются музейные проекты. Сохранение наследия — важнейшая тема, но город в XXI веке не может и не должен существовать без современной архитектуры, качественной инфраструктуры, актуального искусства. Поэтому «Друзья Петербурга» — юные зодчие и начинающие урбанисты — посетили «Газпром Арену» и Новую сцену Александринского театра, пообщались с авторами проекта и строителями Лахта Центра, которым удалось вписать современную архитектуру в контекст исторического города.
Теперь пришло время еще более деликатной темы — актуального искусства. Можно или нет расписывать брандмауэры в центре, какой стрит-арт уместен на петербургской улице? Город строг, власти нередко консервативны, общественность волнуется, художники недовольны. Есть надежда примирить всех и научить общаться друг с другом через общую любовь к городу, через «Друзей Петербурга». Так и появился проект «Субкультурный ландшафт».
О проекте
Проект «Субкультурный ландшафт» придуман для того, чтобы дать возможность молодым художникам внести свой вклад в развитие городской среды. В этом году в инициативе участвует более 20 талантливых студентов Академии Штиглица — их отобрали по конкурсу портфолио.
На первом этапе проекта молодые люди посетили мастер-классы от известного российского художника-каллиграфутуриста Покраса Лампаса. Сначала наставник показывал ребятам удачные примеры из европейского опыта, рассказывал, как дизайнерам удается, не нарушив архитектурную органику, внести в урбанистический пейзаж свои штрихи. Потом группа вместе отправилась исследовать Центральный район, чтобы выбрать места, которые могут быть интересны с точки зрения улучшения городской среды. Например, неприметные дворы-колодцы, которые скрываются за фасадами парадного Петербурга, нуждающиеся в реставрации элементы домов. Ребята предлагали арт-объекты, которые могут стать «заплатками» для фрагментов городской среды. Каждый искал решение согласно своей специализации (литье, мозаика, роспись и другие). Но обсуждение неизменно начиналось с анализа прошлого здания и его окружения — без понимания исторического бэкграунда гармонично внести новое в среду невозможно.
Благодаря мощному творческому импульсу очень быстро появились идеи и наброски. И уже на следующей встрече через три дня Покрас Лампас вместе с кураторами проекта Анной Заведий и Кириллом Спассковым внимательно разобрали все презентации, вместе размышляя, что удалось, а над чем надо еще потрудиться.
Доработанные эскизы молодых художников были представлены в Готическом зале Учебного музея прикладного искусства Академии Штиглица. Публика смогла увидеть их в рамках Art Weekend.
Состоялось и знакомство с экспертами проекта, среди которых глава КГИОП Сергей Макаров и главный художник города Алексей Моор. На следующих мастер-классах эксперты поделятся своими впечатлениями и замечаниями, студенты будут учиться защищать собственные работы и согласовывать их с местными органами.
Основной этап проекта завершился выставкой в декабре: в Академии Штиглица сейчас показывают более 20 проектов, уже воплощенных в материале. Финальным этапом «Субкультурного ландшафта» станет согласование с КГА и КГИОП, а весной 2022 года работы, прошедшие согласование, появятся на улицах Санкт-Петербурга в качестве временных паблик-арт объектов.
Впрочем, как бы ни сложилась судьба конкретных работ, проект уже можно считать успешным. Его результат в самом процессе: молодые художники имеют возможность пройти все этапы от идеи до согласования и реализации и получить обратную связь о своей работе.
Почему проект «Субкультурный ландшафт» важен для Петербурга?
Покрас Лампас,
художник-каллиграфутурист
«Я выступаю здесь в роли эксперта, куратора по взаимодействию с городской средой. Прежде всего пришел в этот проект для того, чтобы выстроить коммуникацию с городом и продемонстрировать, что общение с комитетами — это не так страшно, как многие думают. Вопрос отсутствия коммуникации в Петербурге между художниками и властью поднимался только в рамках общественных дискуссий, участником которых я часто становился. Сейчас благодаря проекту “Субкультурный ландшафт” у меня получилось продемонстрировать, что даже начинающий мастер, не имеющий громкого имени, имеет шанс оставить свой след и изменить городскую среду.
Петербург — город, который во многом воспринимают через призму истории. При этом здесь большое количество художников выпускается ежегодно. По сути мы, взращивая невероятно талантливые имена, не реализуем их потенциал, и они уезжают в другие города. Меня это всегда напрягало. Наш проект — возможность изменить эту действительность».
Сергей Макаров,
председатель КГИОП, член экспертного жюри
«В нашем городе большое внимание уделяется сохранению исторической среды, но Петербург — город живой, незаконсервированный и, естественно, творческий. Хотя уличное искусство в Петербурге нередко воспринимается негативно. Это связано с тем, что художник, самовыражаясь, не смотрит на существующие в городе правила. А они достаточно строгие в сравнении с другими городами России. Всякий современный мастер должен эпатировать публику, иначе чем ему заниматься? Но важно помнить: правила есть правила.
В проекте “Субкультурный ландшафт” мы объединили усилия и создали настоящую площадку для диалога. Именно здесь мы найдем точки соприкосновения в вопросе, как жить современному искусству в историческом городе».
Кирилл Спассков,
художник, заведующий кафедрой художественной обработки металла СПГХПА им. А. Л. Штиглица
«Моя роль в проекте заключается в том, чтобы отбирать талантливых студентов и обсуждать с ними работы. Передо мной стоит задача — поддержать и посоветовать, как лучше представить идеи. Всего за шесть дней мы создали эскизы арт-объектов для выставки. Надеемся, что через месяц сможем продемонстрировать публике уже макеты работ.
В Петербурге очень важно настроить диалог между обществом и художниками. Для меня как представителя одной из институций необходимо, чтобы город знал, что в Академии Штиглица учатся мастера, которые будут дальше работать с обществом. Коммуникация в рамках проекта “Субкультурный ландшафт” — это попытка обсудить, как можно взаимодействовать, а как нельзя».
Алексей Моор,
заместитель председателя КГА, главный художник города
«Исполнительные органы власти обязательно должны слышать запросы молодого поколения, видеть формы проявления его творчества, учитывать креативные предложения. Я знаю, как важно художнику признание его работы общественностью. И то, что проект ПАО “Газпром” “Друзья Петербурга” создает площадку для диалога художников, кураторов проекта, экспертов, жителей города и органов государственной власти, является значимым шагом в этом направлении. Только в диалоге можно менять нашу жизнь к лучшему — в своем доме, в своем дворе, районе, в нашем городе».
Анна Заведий,
куратор специальных программ форума, заведующая отделом специальных программ Северо-Западного филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ Петербург)
«У меня была задача — придумать коллаборацию с Покрасом Лампасом. Подумала, что было бы здорово увидеть его не в роли художника, а в качестве ментора или наставника, ведь у него есть большой потенциал — вести за собой людей, заряжать их энергией и передавать накопленные знания. Предложила ему сделать проект вместе со студентами. После недельного обдумывания мы решили, что к Art Weekend 2021 лучше всего представить наработки ребят в виде большой карты города с размещенными на ней эскизами.
Проект важен для Петербурга, потому что он может открыть диалог между городом и молодыми художниками. Поскольку у нас в принципе сложные отношения между современным искусством и историческим центром, “Субкультурный ландшафт” поможет не только настроить коммуникацию, но и упростить ее».
Арт-объекты молодых художников
Включить витражи в городские решетки, украсить водосточные трубы, добавить тотемов, приносящих удачу, или облагородить нотным станом сетку, закрывающую дом на реконструкции, — идей у студентов много. Вот несколько, которые нас особенно заинтересовали.
«Обои»
Показать внутреннюю жизнь дома, историю его обитателей решила Наташа Семенова, студентка четвертого курса, кафедры текстиля.
«Когда я рассматривала строительные сетки, закрывающие фасады домов на во время реконструкции, у меня появилась ассоциация с обоями, — объясняет она. — Помню, в детстве на стены наносили отметки роста и подписывали год. Перед ремонтом детям разрешали рисовать на обоях, ну и сами малыши иногда безобразничали и что-то писали. Так обои становились хранителями истории. Новое поколение росло в стенах, на которых оставили свои следы старшие. Если вынести эти обои на фасад — получается рассказ о внутренней жизни дома, об истории человека, семьи, дома, города».
Изначально локацией для объекта было выбрано здание на Литейном проспекте, но к моменту реализации, там уже может закончиться ремонт. Но особенность проекта в том, что его можно разместить на любом жилом доме, скрытом строительной сеткой, который одобрят городские власти. Какие именно обои использовать? – вопрос пока открыт. Наташа ищет вариант из тех, которые выпускались именно на ленинградских фабриках. Возможно, художница обратится к горожанам, чтобы они прислали ей реальные фотографии своих квартир. Поверх принта, будут нанесены детский рисунок или надпись.
«Сейчас я смотрю на город новым взглядом, думаю о том, что у каждого дома есть своя скрытая история. И, конечно, этот проект – классная возможность пообщаться с профессионалами, перенять у них опыт. Ведь наши кураторы – это те люди, за чьими работами, я слежу. И, конечно, для меня это возможность реализовать свои идеи и получить оценку специалистов и отклик зрителей», – говорит Наташа.
«Имаго»
Студенты первого курса магистратуры художественной обработки металла Милена Стрелкова и Михаил Першко работают над проектом «Имаго». В качестве образа взяты мотыльки (имаго — это взрослая стадия индивидуального развития насекомых), олицетворяющие хрупкость людей. Проект будет выполнен из алюминия и стекла, а реализован в недействующем фонтане.
«Мотыльки выбраны неспроста: они не только присутствуют в нашей городской среде, но и олицетворяют хрупкость человека. Каждый из нас снаружи очень сильный, способен решать глобальные проблемы и достигать больших высот, но при этом очень хрупкий, как маленькое насекомое.
Fрт-объект, созданный из алюминия и стекла, позволит оживить недействующий фонтан и создаст эффект воды. Надеемся, что наш труд принесет плоды и будет реализован», — рассказали ребята.
«Посвящение Чайковскому»
Вадим Красюков, студент 1-го курса магистратуры кафедры художественной обработки металла Академии Штиглица, рассказывает, что идея проекта у него появилась во время первого мастер-класса, когда участники вместе с Покрасом Лампасом исследовали исторический центр. Дом на пересечении Моховой и улицы Чайковского, давно закрыт сеткой — начавшаяся реконструкция особняка Ламздорфа законсервирована. На ней, по задумке автора, должна появиться музыкальная фраза из «Пиковой дамы».
«Раздумывая над увиденным во время мастер-класса, я понял, что сетка напоминает нотный стан, – рассказывает автор, — и решил, что интересно сделать проект, связанный с музыкой, посвященный Чайковскому. Ведь композитор жил на этой улице, и скорее всего ходил мимо этого дома. Конечно, меня вдохновила пластика нот. Я по специальности ювелир, и сразу представил, как сверкает на солнце отполированный металл. А мелодию выбрал потому, что люблю эту балладу Томского из "Пиковой дамы"».
Конечно, редкий прохожий, сразу узнает музыкальную фразу, — но его должна увлечь интрига. Чтобы разгадать послание, надо сканировать QR-код, который предполагается разместить на объекте. Откроется видеозапись с отрывком оперы.
«После мастер-класса у Покраса и самостоятельного поиска локаций для проекта, по-другому совершенно воспринимается не только парадная сторона города, но и его закутки, выбоинки в стенах, – рассказывает Вадим. – Все, что выбивается из торжественного вида парадного Петербурга, тоже сразу представляется ценным. Проект такого масштаба как "Субкультурный ландшафт" — для меня нечто новое и безумно интересное!»
«Звоните Хармсу»
Студент 4-го курса кафедры монументально-декоративной живописи Максим Фролов признается, что в поисках идеи для проекта честно обошел все предложенные локации и остановил выбор на доме 11А по улице Маяковского — доме, в котором жил поэт Даниил Хармс. Именно здесь по его задумке должна разместиться телефонная будка в стиле культовой «Матрицы» — с узнаваемой стеной из зеленых символов и объектом дополненной реальности.
«Хармс — разумеется, одна из ключевых для города личностей, персонаж контркультурный и авангардный. Мне он интересен в первую очередь как, можно сказать, постмодернистское по тем временам явление. Его постоянная деконструкция смыслов и идей показалась мне очень актуальной для сегодняшнего дня. Вместо полотна цифр, известного нам по фильму “Матрица”, я использовал буквы. Я задаюсь вполне хармсовским вопросом: смысл создает буквы, или буквы — смысл? И продолжаю игру в рамках постмодернистской концепции, делаю отсылку к поп-культуре: оставшийся на стене дома таксофон подсказал рифму с культовой картиной Вачовски».
К слову, отключенные таксофоны должны были демонтировать до конца года, но заветный аппарат на стене дома Хармса пока остается. Возможно, он дождется преображения в арт-объект и место своеобразного диалога с поэтом: при наведении камеры на QR-код мы видим 3D портрет Хармса, в определенный момент распадающийся на нос и шляпу.
«Мицелий»
Екатерина Федотова, студентка 1-го курса магистратуры кафедры художественной обработки металла, при создании своего проекта обратилась к корням, а точнее — к грибницам. И отнюдь не к абстрактным, а вполне достопримечательным: композиция из латунных грибов — повод рассказать о видовом разнообразии, представленном в Летнем саду.
«В нашем проекте мы работаем непосредственно с городом, а неотъемлемая часть нашего города — его погода, зачастую дождливая. После дождя вырастают грибы, подумала я, захотела их запечатлеть и даже придумала, какому месту можно посвятить эту скульптуру. Но потом вдруг выяснила, что в Летнем саду произрастает более ста вида грибов, представляете? Когда гуляешь по саду, их не видно, да никто и не задумывается об их присутствии в такой знаковой локации Петербурга. Однако сотрудники сада следят за их жизнедеятельностью, фиксируют необходимые данные, внимательно изучают. В моем проекте я частично опиралась на виды, представленные в Летнем саду, но в большей степени это все-таки собирательный образ, фантазийный. Это символ зеленого убранства сада и знак для посетителя, что это пространство — по-настоящему живая городская среда».
Отлитые из латуни объекты по большому счету полностью готовы к размещению среди аллей Летнего сада, где уже всерьез присматриваются к проекту Екатерины. Так что, вполне возможно, скоро к привычной неспешной прогулке среди ухоженных деревьев и знаменитых скульптур добавится еще одно важное дело — рассмотреть на газонах грибы, как символические, так и настоящие.
Вход на выставку бесплатный по регистрации на сайте
Время работы выставки: ежедневно с 11:00 до 18:00, понедельник – выходной
Фото: Александр Беляев, Василий Юхнев, архивы пресс-служб
Комментарии (0)