18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Урбанистика
Урбанистика

Поделиться:

Субкультурный ландшафт

Как молодым художникам легально разместить арт-объекты в историческом городе? Есть ли место для современного паблик-арта в парадном центре? На все эти вопросы даст (и уже дает!) ответ новая программа-практикум «Субкультурный ландшафт». Это совместный проект Северо-Западного филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина (ГЦСИ в Санкт-Петербурге), Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, Академии Штиглица, многофункционального социального проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» в партнерстве с КГИОП. А среди наставников молодых художников — каллиграфутурист Покрас Лампас.

Александр Беляев

О «Друзьях Петербурга»

В прошлом году при поддержке ПАО «Газпром» стартовал новый многофункциональный проект «Друзья Петербурга». Его задача — воспитание нового поколения уникальных специалистов в области сохранения и приумножения исторического наследия и управления им. Будущие реставраторы не раз бывали на мастер-классах в Русском музее, Ораниенбауме и Царском Селе, где познакомились с работой профессионалов, которые восстанавливают историю. Студентов-музейщиков принял линкор «Полтава», чтобы показать, как создаются музейные проекты. Сохранение наследия — важнейшая тема, но город в XXI веке не может и не должен существовать без современной архитектуры, качественной инфраструктуры, актуального искусства. Поэтому «Друзья Петербурга» — юные зодчие и начинающие урбанисты — посетили «Газпром Арену» и Новую сцену Александринского театра, пообщались с авторами проекта и строителями Лахта Центра, которым удалось вписать современную архитектуру в контекст исторического города.

Теперь пришло время еще более деликатной темы — актуального искусства. Можно или нет расписывать брандмауэры в центре, какой стрит-арт уместен на петербургской улице? Город строг, власти нередко консервативны, общественность волнуется, художники недовольны. Есть надежда примирить всех и научить общаться друг с другом через общую любовь к городу, через «Друзей Петербурга». Так и появился проект «Субкультурный ландшафт».

Александр Беляев
Александр Беляев
Александр Беляев

О проекте

Проект «Субкультурный ландшафт» придуман для того, чтобы дать возможность молодым художникам внести свой вклад в развитие городской среды. В этом году в инициативе участвует более 20 талантливых студентов Академии Штиглица — их отобрали по конкурсу портфолио.

На первом этапе проекта молодые люди посетили мастер-классы от известного российского художника-каллиграфутуриста Покраса Лампаса. Сначала наставник показывал ребятам удачные примеры из европейского опыта, рассказывал, как дизайнерам удается, не нарушив архитектурную органику, внести в урбанистический пейзаж свои штрихи. Потом группа вместе отправилась исследовать Центральный район, чтобы выбрать места, которые могут быть интересны с точки зрения улучшения городской среды. Например, неприметные дворы-колодцы, которые скрываются за фасадами парадного Петербурга, нуждающиеся в реставрации элементы домов. Ребята предлагали арт-объекты, которые могут стать «заплатками» для фрагментов городской среды. Каждый искал решение согласно своей специализации (литье, мозаика, роспись и другие). Но обсуждение неизменно начиналось с анализа прошлого здания и его окружения — без понимания исторического бэкграунда гармонично внести новое в среду невозможно.

Благодаря мощному творческому импульсу очень быстро появились идеи и наброски. И уже на следующей встрече через три дня Покрас Лампас вместе с кураторами проекта Анной Заведий и Кириллом Спассковым внимательно разобрали все презентации, вместе размышляя, что удалось, а над чем надо еще потрудиться.

Доработанные эскизы молодых художников были представлены в Готическом зале Учебного музея прикладного искусства Академии Штиглица. Публика смогла увидеть их в рамках Art Weekend.

Состоялось и знакомство с экспертами проекта, среди которых глава КГИОП Сергей Макаров и главный художник города Алексей Моор. На следующих мастер-классах эксперты поделятся своими впечатлениями и замечаниями, студенты будут учиться защищать собственные работы и согласовывать их с местными органами.

Основной этап проекта завершился выставкой в декабре: в Академии Штиглица сейчас показывают более 20 проектов, уже воплощенных в материале. Финальным этапом «Субкультурного ландшафта» станет согласование с КГА и КГИОП, а весной 2022 года работы, прошедшие согласование, появятся на улицах Санкт-Петербурга в качестве временных паблик-арт объектов.

Впрочем, как бы ни сложилась судьба конкретных работ, проект уже можно считать успешным. Его результат в самом процессе: молодые художники имеют возможность пройти все этапы от идеи до согласования и реализации и получить обратную связь о своей работе.

Александр Беляев
Александр Беляев
Александр Беляев
Александр Беляев

Почему проект «Субкультурный ландшафт» важен для Петербурга?

Покрас Лампас,

художник-каллиграфутурист

«Я выступаю здесь в роли эксперта, куратора по взаимодействию с городской средой. Прежде всего пришел в этот проект для того, чтобы выстроить коммуникацию с городом и продемонстрировать, что общение с комитетами — это не так страшно, как многие думают. Вопрос отсутствия коммуникации в Петербурге между художниками и властью поднимался только в рамках общественных дискуссий, участником которых я часто становился. Сейчас благодаря проекту “Субкультурный ландшафт” у меня получилось продемонстрировать, что даже начинающий мастер, не имеющий громкого имени, имеет шанс оставить свой след и изменить городскую среду.

Петербург — город, который во многом воспринимают через призму истории. При этом здесь большое количество художников выпускается ежегодно. По сути мы, взращивая невероятно талантливые имена, не реализуем их потенциал, и они уезжают в другие города. Меня это всегда напрягало. Наш проект — возможность изменить эту действительность».

Александр Беляев
Александр Беляев
Александр Беляев
Александр Беляев

Сергей Макаров,

председатель КГИОП, член экспертного жюри

«В нашем городе большое внимание уделяется сохранению исторической среды, но Петербург — город живой, незаконсервированный и, естественно, творческий. Хотя уличное искусство в Петербурге нередко воспринимается негативно. Это связано с тем, что художник, самовыражаясь, не смотрит на существующие в городе правила. А они достаточно строгие в сравнении с другими городами России. Всякий современный мастер должен эпатировать публику, иначе чем ему заниматься? Но важно помнить: правила есть правила.

В проекте “Субкультурный ландшафт” мы объединили усилия и создали настоящую площадку для диалога. Именно здесь мы найдем точки соприкосновения в вопросе, как жить современному искусству в историческом городе».

Василий Юхнев
Василий Юхнев
Василий Юхнев
Василий Юхнев

Кирилл Спассков,

художник, заведующий кафедрой художественной обработки металла СПГХПА им. А. Л. Штиглица

«Моя роль в проекте заключается в том, чтобы отбирать талантливых студентов и обсуждать с ними работы. Передо мной стоит задача — поддержать и посоветовать, как лучше представить идеи. Всего за шесть дней мы создали эскизы арт-объектов для выставки. Надеемся, что через месяц сможем продемонстрировать публике уже макеты работ.

В Петербурге очень важно настроить диалог между обществом и художниками. Для меня как представителя одной из институций необходимо, чтобы город знал, что в Академии Штиглица учатся мастера, которые будут дальше работать с обществом. Коммуникация в рамках проекта “Субкультурный ландшафт” — это попытка обсудить, как можно взаимодействовать, а как нельзя».

Василий Юхнев
Василий Юхнев
Василий Юхнев
Василий Юхнев

Алексей Моор,

заместитель председателя КГА, главный художник города

«Исполнительные органы власти обязательно должны слышать запросы молодого поколения, видеть формы проявления его творчества, учитывать креативные предложения. Я знаю, как важно художнику признание его работы общественностью. И то, что проект ПАО “Газпром” “Друзья Петербурга” создает площадку для диалога художников, кураторов проекта, экспертов, жителей города и органов государственной власти, является значимым шагом в этом направлении. Только в диалоге можно менять нашу жизнь к лучшему — в своем доме, в своем дворе, районе, в нашем городе».

Василий Юхнев
Василий Юхнев
Василий Юхнев
Василий Юхнев

Анна Заведий,

куратор специальных программ форума, заведующая отделом специальных программ Северо-Западного филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ Петербург)

«У меня была задача — придумать коллаборацию с Покрасом Лампасом. Подумала, что было бы здорово увидеть его не в роли художника, а в качестве ментора или наставника, ведь у него есть большой потенциал — вести за собой людей, заряжать их энергией и передавать накопленные знания. Предложила ему сделать проект вместе со студентами. После недельного обдумывания мы решили, что к Art Weekend 2021 лучше всего представить наработки ребят в виде большой карты города с размещенными на ней эскизами.

Проект важен для Петербурга, потому что он может открыть диалог между городом и молодыми художниками. Поскольку у нас в принципе сложные отношения между современным искусством и историческим центром, “Субкультурный ландшафт” поможет не только настроить коммуникацию, но и упростить ее».

Василий Юхнев
Василий Юхнев
Василий Юхнев
Василий Юхнев
Василий Юхнев

Арт-объекты молодых художников

Включить витражи в городские решетки, украсить водосточные трубы, добавить тотемов, приносящих удачу, или облагородить нотным станом сетку, закрывающую дом на реконструкции, — идей у студентов много. Вот несколько, которые нас особенно заинтересовали.

Курасоты и участники итоговой экспозции

Курасоты и участники итоговой экспозции

«Обои»

Показать внутреннюю жизнь дома, историю его обитателей решила Наташа Семенова, студентка четвертого курса, кафедры текстиля.

Наташа Семенова

«Когда я рассматривала строительные сетки, закрывающие фасады домов на во время реконструкции, у меня появилась ассоциация с обоями, — объясняет она. — Помню, в детстве на стены наносили отметки роста и подписывали год. Перед ремонтом детям разрешали рисовать на обоях, ну и сами малыши иногда безобразничали и что-то писали. Так обои становились хранителями истории. Новое поколение росло в стенах, на которых оставили свои следы старшие. Если вынести эти обои на фасад — получается рассказ о внутренней жизни дома, об истории человека, семьи, дома, города».

Изначально локацией для объекта было выбрано здание на Литейном проспекте, но к моменту реализации, там уже может закончиться ремонт. Но особенность проекта в том, что его можно разместить на любом жилом доме, скрытом строительной сеткой, который одобрят городские власти. Какие именно обои использовать? – вопрос пока открыт. Наташа ищет вариант из тех, которые выпускались именно на ленинградских фабриках. Возможно, художница обратится к горожанам, чтобы они прислали ей реальные фотографии своих квартир. Поверх принта, будут нанесены детский рисунок или надпись.

«Сейчас я смотрю на город новым взглядом, думаю о том, что у каждого дома есть своя скрытая история. И, конечно, этот проект – классная возможность пообщаться с профессионалами, перенять у них опыт. Ведь наши кураторы – это те люди, за чьими работами, я слежу. И, конечно, для меня это возможность реализовать свои идеи и получить оценку специалистов и отклик зрителей», – говорит Наташа.

«Имаго»

Студенты первого курса магистратуры художественной обработки металла Милена Стрелкова и Михаил Першко работают над проектом «Имаго». В качестве образа взяты мотыльки (имаго — это взрослая стадия индивидуального развития насекомых), олицетворяющие хрупкость людей. Проект будет выполнен из алюминия и стекла, а реализован в недействующем фонтане.

Василий Юхнев

«Мотыльки выбраны неспроста: они не только присутствуют в нашей городской среде, но и олицетворяют хрупкость человека. Каждый из нас снаружи очень сильный, способен решать глобальные проблемы и достигать больших высот, но при этом очень хрупкий, как маленькое насекомое.

Fрт-объект, созданный из алюминия и стекла, позволит оживить недействующий фонтан и создаст эффект воды. Надеемся, что наш труд принесет плоды и будет реализован», — рассказали ребята.

«Посвящение Чайковскому»

Вадим Красюков, студент 1-го курса магистратуры кафедры художественной обработки металла Академии Штиглица, рассказывает, что идея проекта у него появилась во время первого мастер-класса, когда участники вместе с Покрасом Лампасом исследовали исторический центр. Дом на пересечении Моховой и улицы Чайковского, давно закрыт сеткой — начавшаяся реконструкция особняка Ламздорфа законсервирована. На ней, по задумке автора, должна появиться музыкальная фраза из «Пиковой дамы».

Василий Юхнев

«Раздумывая над увиденным во время мастер-класса, я понял, что сетка напоминает нотный стан, – рассказывает автор, — и решил, что интересно сделать проект, связанный с музыкой, посвященный Чайковскому. Ведь композитор жил на этой улице, и скорее всего ходил мимо этого дома. Конечно, меня вдохновила пластика нот. Я по специальности ювелир, и сразу представил, как сверкает на солнце отполированный металл. А мелодию выбрал потому, что люблю эту балладу Томского из "Пиковой дамы"».

Конечно, редкий прохожий, сразу узнает музыкальную фразу, — но его должна увлечь интрига. Чтобы разгадать послание, надо сканировать QR-код, который предполагается разместить на объекте. Откроется видеозапись с отрывком оперы.

«После мастер-класса у Покраса и самостоятельного поиска локаций для проекта, по-другому совершенно воспринимается не только парадная сторона города, но и его закутки, выбоинки в стенах, – рассказывает Вадим. – Все, что выбивается из торжественного вида парадного Петербурга, тоже сразу представляется ценным. Проект такого масштаба как "Субкультурный ландшафт" — для меня нечто новое и безумно интересное!»

«Звоните Хармсу»

Студент 4-го курса кафедры монументально-декоративной живописи Максим Фролов признается, что в поисках идеи для проекта честно обошел все предложенные локации и остановил выбор на доме 11А по улице Маяковского — доме, в котором жил поэт Даниил Хармс. Именно здесь по его задумке должна разместиться телефонная будка в стиле культовой «Матрицы» — с узнаваемой стеной из зеленых символов и объектом дополненной реальности.

«Хармс — разумеется, одна из ключевых для города личностей, персонаж контркультурный и авангардный. Мне он интересен в первую очередь как, можно сказать, постмодернистское по тем временам явление. Его постоянная деконструкция смыслов и идей показалась мне очень актуальной для сегодняшнего дня. Вместо полотна цифр, известного нам по фильму “Матрица”, я использовал буквы. Я задаюсь вполне хармсовским вопросом: смысл создает буквы, или буквы — смысл? И продолжаю игру в рамках постмодернистской концепции, делаю отсылку к поп-культуре: оставшийся на стене дома таксофон подсказал рифму с культовой картиной Вачовски».

К слову, отключенные таксофоны должны были демонтировать до конца года, но заветный аппарат на стене дома Хармса пока остается. Возможно, он дождется преображения в арт-объект и место своеобразного диалога с поэтом: при наведении камеры на QR-код мы видим 3D портрет Хармса, в определенный момент распадающийся на нос и шляпу.

«Мицелий»

Екатерина Федотова, студентка 1-го курса магистратуры кафедры художественной обработки металла, при создании своего проекта обратилась к корням, а точнее — к грибницам. И отнюдь не к абстрактным, а вполне достопримечательным: композиция из латунных грибов — повод рассказать о видовом разнообразии, представленном в Летнем саду.

«В нашем проекте мы работаем непосредственно с городом, а неотъемлемая часть нашего города — его погода, зачастую дождливая. После дождя вырастают грибы, подумала я, захотела их запечатлеть и даже придумала, какому месту можно посвятить эту скульптуру. Но потом вдруг выяснила, что в Летнем саду произрастает более ста вида грибов, представляете? Когда гуляешь по саду, их не видно, да никто и не задумывается об их присутствии в такой знаковой локации Петербурга. Однако сотрудники сада следят за их жизнедеятельностью, фиксируют необходимые данные, внимательно изучают. В моем проекте я частично опиралась на виды, представленные в Летнем саду, но в большей степени это все-таки собирательный образ, фантазийный. Это символ зеленого убранства сада и знак для посетителя, что это пространство — по-настоящему живая городская среда».

Отлитые из латуни объекты по большому счету полностью готовы к размещению среди аллей Летнего сада, где уже всерьез присматриваются к проекту Екатерины. Так что, вполне возможно, скоро к привычной неспешной прогулке среди ухоженных деревьев и знаменитых скульптур добавится еще одно важное дело — рассмотреть на газонах грибы, как символические, так и настоящие.

Вход на выставку бесплатный по регистрации на сайте

Время работы выставки: ежедневно с 11:00 до 18:00, понедельник – выходной

Фото: Александр Беляев, Василий Юхнев, архивы пресс-служб

Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.
Люди:
Сергей Макаров, Анна Заведий, Покрас Лампас

Комментарии (0)