Какие культурные коды, заложенные городом, несет в себе петербуржец? Поговорили об уникальности Петербурга, который свой у каждого, с первым заместителем председателя городского Комитета по культуре и представителем семьи Пиотровских.
Расскажите, пожалуйста, нам о своем Петербурге. Какие знаковые понятия его определяют, по вашему мнению, для всех и для вас лично?
Петербург — это дом, в котором я родился, который я люблю. Его уникальность в сочетании всего самого прекрасного. С одной стороны, это роскошный памятник архитектуры. С другой стороны, город музеев, город науки, моря, театра. И, конечно, Эрмитаж — для меня это главное место в этом городе, его символ и символ страны.
Петербург — уютный дом? Есть мнение, что он музейный, холодный, — так говорят иногда люди со стороны.
Уютность — штука крайне субъективная. Для кого-то может быть уютным маленький домик в селе, для другого — Москва с ее безумным трафиком или какой-нибудь Манхэттен, человек может чувствовать себя очень комфортно при всей этой суете. Для меня Петербург очень уютный. Для кого-то, может быть, не очень, а мне комфортно, и тепло, и хорошо в нем. Если это не было бы так, наверное, я бы стремился уехать.
Какие места у вас самые любимые?
Любимых мест (как, впрочем, книг, картин или фильмов) у меня нет. Есть места, в которых я в разное время люблю бывать, или которые с чем-то прекрасным в жизни ассоциируются. Как я могу сравнить Дворцовый мост и Троицкий мост или Английскую набережную с кораблями и Дворцовую набережную с Эрмитажем.
Что ты любишь: Летний сад или Катькин садик? Это же разные вещи!Я скажу: «Катькин садик» — и обижу Летний сад. Как сравнить Марсово поле и Летний сад? Когда ты хочешь возложить цветы к Вечному огню, ты идешь на Марсово поле, если хочешь погулять вокруг античной скульптуры, отправляешься в Летний сад, а когда собираешься в театр, попадаешь в Катькин садик. Все это одинаково важно и нужно, и так же и с музеями, с домами, с территориями и районами. Есть замечательный Центральный район, который я обожаю, есть Миллионная улица, на которой я родился и вырос, есть Мойка, где жили мои бабушка с дедушкой. Есть удивительный Канонерский остров, есть Васильевский остров с его новыми потрясающими развязками. Прекрасно, что они все есть.
В издательстве «Арка», которое вы основали и возглавляли до недавнего времени, вышло немало ярких книг об архитектуре города, о его феноменологии, о том, как понимать архитектуру. А что вы думаете о новой архитектуре Петербурга?
Я очень рад тому, что совсем недавно в городе стало появляться правильное восприятие архитектуры и город получил более или менее уже почти современный вектор архитектурного развития, о котором мы мечтали последние 20–30 лет.
Петербург очень красивый, в нем достаточно исторических архитектурных доминант, и это собранная история, которую совершенно не нужно дополнять, придумывая новые доминанты. Мы должны сохранить памятники и не испортить то, что имеем.
В этом случае можно экспериментировать с современной архитектурой и организовывать инфраструктуру новых районов. Такой же вектор был выбран в Париже, когда в стороне от Триумфальной арки построили другую триумфальную арку и вокруг нее вырос Дефанс.
В этом смысле отличный пример то, как сейчас развивается район Лахты и его инфраструктура. Там есть и западный скоростной диаметр, и КАД, и метро, и рядом Крестовский с парками и стадионами.
И «Газпром Арена» – один из лучших мировых стадионов на сегодня. Можно говорить что угодно: дорого, долго, но в итоге мы получили для Петербурга новый архитектурный памятник. На этом стадионе действительно удовольствие смотреть футбол.(Подробнее в материале «“Газпром Арена” — стадион рекордов» — от ред.)
Вы болельщик?
Я не хожу на каждый матч, но раза четыре за сезон бываю с удовольствием. Ну и международные организации уже третий раз выбирают «Газпром Арену» как одну из главных ключевых точек мирового футбола, что подтверждает мою мысль.
Кроме того, что Газпром подарил нам несколько новых зданий, он активно участвует в процессе благоустройства города. Реконструируются улицы и набережные, появляются технологичные фонари в историческом стиле, обновляются мостовые — в город вернулся гранит…
Я начал с того, что Петербург — это дом, и то, как выглядит дом, зависит от его жителей. То, что Газпром в этом доме живет и относится к нему, как к месту, где он обосновался надолго, это, конечно, хорошо. Так и должно быть. Когда человек переезжает куда-то, он старается сделать свое жилище уютнее. И чтобы фонарики хорошие светили, дорожки были ровные, газон посажен. Хорошо, что эти фонарики технологичные, хорошо — нет, совершенно замечательно! — что при этом история сохраняется. Газпром хороший сосед, если он заботится о городе. Нужно дружить домами.
За 10 лет при поддержке ПАО «Газпром» была реконструирована и благоустроена большая часть центра Петербурга. Фурштатская, проспект Чернышевского, Лиговский, Литейный и Владимирский проспекты, набережная канала Грибоедова, Итальянская и Садовая, Рубинштейна и Миллионная — перечислять можно долго. В прошлом году завершилась комплексная реконструкция Большого проспекта Петроградской стороны, а Невский освещен теперь по всей своей длине фонарями в винтажном стиле с современными светодиодными матрицами. Подробнее в материалах «Как Петербург возрождается в граните» и «Почему Петербург — световая столица России» — от ред.
Этой осенью вы сменили амплуа – из свободного бизнесмена, издателя стали чиновником. Мы будем скучать по «Азбукам» издательства «Арка».
С издательством «Арка» все будет прекрасно, оно будет существовать, свои доли я уже передал партнерам, и они будут дальше работать. Что же касается азбук, то мы за 13 лет выпустили их такое количество, что мне уже даже немножко неудобно.
Наверное, начали вырастать дети, которые читали первые издания азбук. Они ходят сегодня на выставки, в театры.
Признаюсь: я не следил за тем, как сложились судьбы детей, воспитанных на наших азбуках, но смею предположить, что у такого ребенка жизнь чуть лучше, чем у воспитанного на какой-либо другой азбуке. В ней на уровне самого названия изначально в культурный код заложены предпосылки любви к искусству, а любовь к искусству делает жизнь значительно более интересной и веселой.
Именно веселой?
Что такое веселье? Это широкое понятие, совокупность факторов заинтересованности. Если вы увлечены каким-то процессом, вы его изучаете, то это весело.
Теперь вы один из руководителей культуры в нашем городе. Какова ваша зона ответственности в новом качестве?
Да, 14 сентября по приглашению председателя Комитета Константина Эдуардовича Сухенко я занял пост первого заместителя председателя Комитета по культуре. В зону моей ответственности входит координация работы культурных учреждений города. Это более 40 музеев и выставочных залов, около 30 театров, городские библиотеки.
Вот на днях открылась большая выставка корейской художницы Ли Бул в Манеже. Манеж – наш лидер, так сказать, в плане современного искусства. Есть, например, Музей обороны и блокады Ленинграда – в прошлом году он начал работать после реконструкции и там постоянно идет развитие экспозиции. У этого музея интересная история – он был создан в 1944 году, расформирован в 52-м в ходе «ленинградского дела», и возрожден во время перестройки. Он активно развивается и будет развиваться. Или Музей-институт Рерихов — он совсем другой. Все это большое и очень разнообразное хозяйство.
А еще все петербургские библиотеки, в том числе библиотека Маяковского, которая открывает новые филиалы и активно осваивает цифровые форматы.
Плюс все театры городского подчинения. От Михайловского до Мюзик-холла, от ТЮЗа до «Мастерской». У всех масса интересных премьер — не знаю, как кого-то выделить. Но есть свежий повод для гордости: «Золотая маска», которую получил «Приют комедиантов» за «Преступление и наказание».
А что входит в понятие «координация деятельности»?
Это, с одной стороны, широкое понятие, с другой стороны, – достаточно узкое. Мы занимаемся финансированием, обеспечением работы, согласовательной работой, и конечно, контролируем процесс. Стараемся делать все для того, чтобы учреждения культуры развивались, обновлялись, были современными, продуктивными, интересными, чтобы работать там было комфортно и чтобы каждая встреча с искусством и культурой радовала жителей Петербурга.
Комитет по культуре влияет на творческую составляющую?
За творческую сторону, как правило, отвечает сами театры, музеи, библиотеки. Они определяют творческое развитие и согласовывают его с нами, а мы, соответственно, даем какую-то оценку и поддерживаем или не очень поддерживаем их начинания.
Каких больших городских программ нам ждать на будущий год? Скажем, следующий год – 800-летие Александра Невского, следующий год тоже юбилейный – Петровский.
Конечно, по этим и другим большим поводам готовятся масштабные программы. 2021 это еще и юбилей Федора Михайловича Достоевского. Мы открываем новую экспозицию, посвященную Федору Михайловичу в музее Достоевского, делаем в Инженерном замке совместную выставку – в ней участвуют Русский музей и музей Даля. Марафон Достоевского стартовал в день рождения писателя с открытия памятника на его могиле в Некрополе Александро-Невской Лавры. Программа будет насыщенной.
Как вы себя чувствуете в новом качестве?
Сфера культуры – для меня не новая, хотя работа чиновника необычна и непривычна, но я постепенно привыкаю и, в общем, никаких проблем не испытываю.
Какие ощущения преобладают: появилось больше ответственности или например, вы довольны, что стало больше возможностей что-то сделать, улучшить, активно участвовать в процессе?
Исполнительная власть – это идеальное условие, для того чтобы произвести позитивные изменения. Поэтому для меня в первую очередь это, конечно, возможность проявить себя, сделать что-то ощутимое для сферы культуры.
Фото: Виктория Назарова
Комментарии (0)