18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Транспорт
Транспорт

Поделиться:

Петербургский наземный транспорт в выразительных цифрах и любопытных фактах

А вы знали, что в 2024 году обладатели Единой карты петербуржца (ЕКП), использующие ее для оплаты проезда, сэкономили в автобусах, троллейбусах и трамваях города около 700 миллионов рублей?! Мы собрали в статье еще несколько интересных и впечатляющих (иногда даже рекордных!) данных.

Пресс-служба АО "НСПК"

Трамвай — старейший вид транспорта в Северной столице

История петербургского трамвая началась в 1895 году, когда первый электрический вагон был пущен прямо по льду зимней Невы. Да, трамвайная сеть Северной столицы — самая северная в России!

Неизвестный фотограф. Public domain, via Wikimedia Commons

Путь первого наземного трамвая в 1907 году был коротким: от Адмиралтейского проспекта до 8-й линии Васильевского острова. Длилось такое путешествие всего 7 минут.

Но сеть быстро росла. С 1980-х до середины 2000-х она стала самой большой в мире, о чем существует соответствующая запись в Книге рекордов Гиннесса.

Сегодня в Петербурге работает 43 трамвайных маршрута, вместе они составляют внушительные 500 км. Проходят испытания по использованию ИИ, а среди машин замечены ретрообразцы и даже «Довлатов» с «Достоевским».

А у нас есть возможность быстро, просто и выгодно оплачивать любые поездки на трамвае, автобусе и троллейбусе. С января 2024 года жители и гости Северной столицы, которые используют для оплаты поездок в городском транспорте Единую карту петербуржца (ЕКП), уже сэкономили около 700 миллионов рублей. Скидка до 25 рублей на проезд по ЕКП продолжает действовать до 31 декабря. Ее предоставляет платежная система «Мир» и администрация региона.

Shutterstock/Фотодом

Троллейбус — крупнейшая в России сеть

Петербургская троллейбусная система — не только самая масштабная в стране по количеству действующих маршрутов, численности подвижного состава и длине контактной сети, но и имеет самую долгую историю: она служит жителям и гостям города уже 88 лет, а свое движение останавливала только во время блокады Ленинграда.

Перед Великой Отечественной войной недавно появившийся новый электрический транспорт был представлен 133 машинами, а протяженность маршрутов составляла 36,6 км.

Сегодня петербургский троллейбус располагает пятью парками, три из которых обслуживают только линии центральной части Петербурга. Кстати, первая цифра бортовых номеров троллейбусов с 1970-х годов совпадает именно с номером парка.

Гордится Санкт-Петербург и инновационной машиной — электробусом с динамической зарядкой. Это нечто среднее между троллейбусом и электробусом с важной особенностью: на зарядку их аккумуляторов не требуется дополнительных времени, мощности и инфраструктуры — используется уже имеющаяся контактная сеть прямо во время движения по маршруту с пассажирами. На восполнение заряда идет даже энергия во время торможения. Это абсолютно экологичный вид транспорта, так как даже для обогрева салона ему не нужен двигатель, а аккумуляторные батареи при необходимости обогревают или охлаждают себя сами, в зависимости от внешней температуры. И, кстати, пассажиры могут по дороге зарядить смартфон или планшет.

Единая карта петербуржца выпускается на базе платежной системы «Мир». На сегодня выдано уже более 1,6 миллионов таких карт. ЕКП снижает цену поездки на 23 рубля, а ее виртуальная копия в смартфоне — на 25 рублей. Таким образом, проезд по ЕКП обойдется в 42 и 40 рублей соответственно. Чтобы воспользоваться максимальной выгодой, данные карты необходимо добавить в один из мобильных платежных сервисов, например в Mir Pay.

Петербургский автобус: от империала до электробуса

Но, наверное, самым привычным для городских передвижений все-таки остается автобус, идея которого волновала умы с 1899 года. Первый омнибус с электрическим аккумулятором (говоря современным языком, электробус) был продемонстрирован в 1901 году, а в 1907-м открылось пассажирское сообщение по линии Александровский сад – Варшавский и Балтийский вокзалы. «Вчера на Невском впервые появилось несколько автобусов (омнибус-автомобиль). Экипажи очень изящны и передвигаются с большой быстротой. Несчастная конка смотрела на них не без зависти…» — писала «Петербургская газета». Впрочем, не обходилось и без сюрпризов. Маршрут проходил по Семеновскому мосту, у которого были крутые скаты, и пассажирам приходилось высаживаться и переходить мост пешком.

Карл Карлович Булла, 1907 год. Public domain, через Викисклад

Регулярное автобусное сообщение появилось в городе в 1926 году, тогда же возродилась та самая первая линия. В первый день работы, 1 сентября 1926 года (он теперь считается днем рождения СПб ГУП «Пассажиравтотранс»), на линию вышло три автобуса — больше не было. Но парк машин рос на глазах: так, в 30-м году машин было 28, а к 37-му по Петербургу курсировало уже более 500.

Среди них были и очень необычные. Например, 100-местный трехосный ЯА-2. Его салон был украшен зеркалами и часами, на окнах были шторы, внутри действовала радиоустановка с динамиками. По городу ходили слухи о новинке, и многие старались прокатиться именно на этой машине. Аналогов не было ни в СССР, ни за рубежом. Летом автобус ходил от Гостиного Двора в Петергоф.

Для систематизации движения в Ленинграде в 50-х годах была основана центральная диспетчерская служба — автобусы стали ходить по четкому расписанию, а в случае поломки на смену вышедшего из строя в течение нескольких минут отправлялся подменный. Нам это кажется стандартной практикой, но именно тогда и именно отсюда она начала распространяться по всей стране.

Shutterstock/Фотодом

Сегодня городские маршруты (2600 км) обслуживают более1600 автобусов, которые перевозят около 300 миллионов пассажиров в год. Петербургский автобус по-прежнему в авангарде: в 2019 году на одном из маршрутов — 128-м — начали эксплуатировать первый в городе электробус. А большинство автобусных маршрутов, как вы, наверное, могли заметить, работают без кондукторов и принимают оплату только безналично.

В среднем за месяц пассажиры наземного транспорта Петербурга используют пластиковый вариант ЕКП для оплаты проезда около 2,5 миллионов (!) раз, и еще около 500 тысяч раз — электронный. Подробнее о том, как ездить дешевле в автобусах, троллейбусах и трамваях Санкт-Петербурга, можно узнать на сайте vamprivet.ru.

Реклама. АО «НСПК»

Комментарии (0)