Генеральный директор компании «Магистраль северной столицы», героиня премии «Женщины меняют Петербург», которую вместе с ювелирной компанией MERCURY проводит редакция «Собака.ru», руководит эксплуатацией одной из самых важных дорог Петербурга — Западного скоростного диаметра, который в 2023-м поставил рекорд по количеству поездок (71 млн!). В 2024-м ее команда продолжает заниматься строительством Витебской развязки, которая соединит ЗСД и будущую Широтную магистраль на юге города, а сама Елена параллельно управляет обслуживанием трассы М-11 на участке от Петербурга до Новгорода. Узнали у нее, зачем дорогам генеральная уборка и когда на ЗСД появится безбарьерный проезд Free Flow.
В 2023-м ЗСД установил свой рекорд: по нему проехали 71 миллион раз. И это при том, что в Петербурге зарегистрировано 3 миллиона автомобилей! Как вам такие цифры?
Цифры действительно хорошие: мы видим, что ЗСД популярен у горожан — они им активно пользуются. И хотя год был сложный, но мы выполнили все KPI больше чем на 100 %. Не обошлось без оптимизации: как и многим, пришлось поработать над импортозамещением. Превентивно заменили на отечественное часть программного обеспечения, например, то, что отвечает за системы оплаты проезда. Дозакупили для М-11 технику в Китае, выбираем поставщиков для ЗСД. У нас внушительный автопарк — снегоуборщики, погрузчики, самосвалы — всего 120 машин, которые помогают содержать дорогу.
То есть импортозамещение — не проблема?
На самом деле я поддерживаю эти процессы: здорово помогать развитию наших производителей. Я работала в глобальных компаниях (от одной из первых и крупнейших в России инвестиционных групп ОФГ до транснационального Deutsche Bank), и раньше был тренд на перевод части функционала бизнеса в другие регионы и даже страны — перевозили разработчиков, производства. Но я относилась к этому скептически: считаю, мы должны предоставлять рабочие места и платить налоги там, где компания работает и зарабатывает. Если «Магистраль северной столицы» перевезет наш call-центр из Петербурга, все эти горожане останутся без работы! Другое дело, что пока наш производитель не всегда готов к тем объемам, которые к нему могут прийти. Есть хорошие разработки, идеи, но в мелочах порой видны недоделки — еще есть куда расти.
Какие удачные кейсы были в ваших поисках?
Мы провели серьезный отбор среди производителей транспондеров: нужно было найти гаджет, который будет доступным по цене и обеспечит надежную работу, в том числе интероперабельность. Это значит, что наши транспондеры универсальны, с ними вы можете путешествовать и по другим платным дорогам страны. Это — ЦКАД, Московский скоростной диаметр, автодороги М-11 «Нева», соединяющая Москву и Петербург, ведущая на юг страны М-4 «Дон», трассы М-3 «Украина», М-1 «Беларусь» и М-12 «Восток».
Кстати, кроме ЗСД, вы ведь управляете еще и участком трассы М-11 от Петербурга до Новгорода — скоростной автомагистрали, которая связывает Москву и Петербург.
Да, к 2019 году мы накопили серьезный опыт по эксплуатации платных дорог и решили добавить в свой «портфель» ряд функций по части М-11: уборку, ремонты, сбор платы. А в 2023-м оперативно подхватили за уходящими с рынка французскими партнерами то, что было в их зоне ответственности. Получилось сделать это бесшовно и незаметно для пользователей магистрали, а значит — правильно. Приятно, что нашу работу на М-11 ценят и коллеги из «Автодора», привозят к нам сотрудников из компаний, отвечающих за другие участки трассы, чтобы показать, как у нас все устроено.
А как все устроено?
У нас операционная компания: всегда есть чем позаниматься. Летом — сезонные работы: делаем генеральную уборку магистрали, устраняем колейность, обновляем шумозащитные экраны, наносим разметку. Осенью готовимся к зиме: запасаем песок и реагенты, готовим технику, чтобы не подвела. Самое главное — обеспечить такое содержание ЗСД, чтобы автомобилист в любую погоду мог безопасно проехать по нашей дороге с максимально разрешенной скоростью. И получить от поездки удовольствие.
А прямо сейчас обсуждаем с партнерами, как и когда ввести на новых развязках систему Free Flow: вы сможете проезжать вообще без остановок, а оплачивать проезд по факту в течение нескольких дней. Безбарьерное движение — так петербуржцам точно станет удобнее! Хотя у нас самих, конечно, работы прибавится. (Смеется.)
Вы работаете в компании давно, а генеральным директором стали полтора года назад. Что изменилось в вашей работе с новой должностью?
Я десять лет была заместителем руководителя, все процессы знала изнутри. Когда перешла на первую позицию, подумала: а что я могу привнести в компанию? Все-таки 10 лет — это период, когда хочется осмотреться и осознать, чего ты достиг и куда двигаться дальше, переосмыслить процессы. Поняла, что мне бы хотелось, чтобы коллектив больше участвовал в разработке стратегии нашего развития. Поэтому мы реформировали совещания в рабочих группах: теперь в них участвуют и начальники направлений, и второе звено.
Вам самой пришлось меняться?
Конечно, и во многом! Например, очевидно, что работа руководителя — постоянное общение. С сотрудниками, партнерами, а в нашем случае еще и с властью, с журналистами. Я обратила внимание, что на разных мероприятиях не все выступающие запоминаются — говорят скучно, плохо. Особенно это было заметно на фоне нашего предыдущего директора Алексея Николаевича Бнатова: он просто великолепный спикер и прекрасный оратор. И я решила подтянуть этот навык: занимаюсь с известным бизнес-тренером и коучем, обладательницей двух премий «ТЭФИ» Ниной Зверевой.
Поделитесь лайфхаком — как нужно говорить, чтобы тебя услышали?
Для начала не бояться! Нужно избавляться от страха — такого, знаете, который мешает говорить по-английски с иностранцами или общаться с высокопоставленными людьми. На совещаниях люди часто не могут донести до коллег свою позицию: говорят невнятно, приходят неподготовленными, не могут сформулировать мысли. Важно всегда, во-первых, быть готовым, во-вторых, говорить четко, громко и понятно. Еще один совет мне дал мой тренер по лыжам (чемпион России!) Михаил Куклин: нельзя все время пытаться улучшить свои слабые стороны и при этом забывать про сильные! Вот у спортсмена сильные ноги, а руки — слабоваты: если бросить всё на улучшение работы рук, произойдет усреднение — «пропадет» сила ног. А если изначально поставить на свои плюсы, можно выиграть. Мне кажется, это применимо и в бизнесе.
Вы прислушиваетесь к пожеланиям горожан по работе ЗСД?
Постоянно. Ежедневно мониторим отклики — и в интернете, и полученные на «первой линии», через кассиров в пунктах оплаты. Раз в год проводим большой опрос через наше мобильное приложение (а там уже больше 700 тысяч пользователей, целое СМИ!). Спрашиваем обо всем: от качества дорожного покрытия до уровня тарифов, а отзывы передаем в работу руководителям подразделений.
О чем можно написать, чтобы вы отреагировали?
Да обо всем. Нам нравится, когда клиенты участвуют в жизни ЗСД: подсказывают, где улучшить навигацию и добавить знаки, чтобы не было заездов «не туда», участвуют в тестированиях и дают обратную связь. Когда по всей магистрали меняли светильники на энергосберегающие, мы выбирали их вместе с автомобилистами: устанавливали разные виды ламп и собирали мнения водителей, какой свет комфортнее для глаз. А когда собирались ставить дополнительные камеры для фиксации нарушений, спросили пользователей — и выяснили, что 70 % поддерживают такое решение. Конечно, ведь это общая безопасность: в итоге риск получить штраф сделал поток машин более плавным, исчезли все эти «пули», которые несутся на большой скорости и вызывают дискомфорт у остальных.
Каких нововведений ждать петербуржцам от ЗСД?
Сам объект полностью построен — три участка общей протяженностью 46,6 км, дальше запланировано только введение новых дорожных развязок. Мы, компания «Магистраль северной столицы», отвечаем за эксплуатацию ЗСД в целом и строим одну из них — Витебскую. Она соединит ЗСД и Витебский проспект и станет частью будущей Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) — новой дороги в южной части Петербурга. Стройка Витебской развязки идет полным ходом, уже выполнили самые времязатратные работы: над Московским проспектом горожане могут видеть поднятые металлоконструкции — каркас будущей двухэтажной дороги (представить, как это будет выглядеть, можно, посмотрев на двухъярусный мост ЗСД через Морской канал), видны новые съезды в районе Благодатной улицы, поднялись опоры у Витебского проспекта. Конечно, всегда есть сложности, стройка идет внутри города — а это стесненные условия, сотни участков и у каждого есть собственники. С одной стороны железная дорога, с другой — промышленные здания, а еще сети, коммуникации. И здесь нам помогают партнерские отношения с городской администрацией и АО «ЗСД».
Петербург — третий по величине мегаполис в Европе. И при этом в городе почти 9 000 объектов культурного наследия! Как это — строить технологичные дорожные объекты в таком городе?
При строительстве нам достался центральный участок ЗСД — самый красивый! Каждый раз, когда вижу наши мосты — испытываю чувство восхищения. Приятно, что их отметили и другие: вантовый мост через Петровский фарватер (ажурный, с паутинкой вантов, мой любимый!) включили в «Белую книгу» Всемирного клуба петербуржцев. Мы с коллегами получили из рук Михаила Борисовича Пиотровского почетный знак за сохранение архитектурных традиций Северной столицы — значит, наш объект смог вписаться в визуальный облик Петербурга, дополнил городскую среду и даже стал новой достопримечательностью. Площадки с видами на мосты (например, на набережной у «Севкабель Порта» или на Крестовском острове) рекомендуют туристам — как новые интересные места Петербурга.
Остановиться и хорошенько рассмотреть ЗСД изнутри хотелось бы многим! И раз в год это можно сделать — во время вашего велофестиваля.
У нас и правда очень красивая дорога. И очень скоростная! Остановиться — значит, подвергнуть опасности себя и других. Когда мы только открыли центральный участок в 2016-м, были случаи, что петербуржцы пытались выйти из машины, сделать фото. Стало очевидно: надо все-таки устроить так, чтобы горожане могли полюбоваться на наши объекты изнутри. Родился велофестиваль, который мы вместе с «Фонтанкой» в этом году проведем в шестой раз: в последнюю субботу мая откроем дорогу для тысяч велосипедистов — 15 км от Богатырского проспекта до набережной реки Екатерингофки. Планируем два заезда, дневной и вечерний, чтобы можно было полюбоваться ЗСД с подсветкой.
Несколько лет назад обсуждали появление общественного транспорта на ЗСД. Это вообще возможно?
Остановки на магистрали сделать практически нереально — будет либо угроза безопасности, либо снижение скорости. А смысл дороги именно в скоростном проезде, вы можете за полчаса домчаться от Пулково до северных районов города! Сама логика создания такого транспортного каркаса, как ЗСД или ШМСД, в том, чтобы снять нагрузку с уличной дорожной сети, уменьшить количество автомобилей в центре, чтобы там уже развивать общественный транспорт, инфраструктуру под велосипеды, пешеходные зоны.
Вы с такой любовью говорите про ЗСД!
А как иначе? Я с самого начала здесь, пришла в «Магистраль северной столицы» финансовым директором в 2012 году, когда в компании было несколько человек — гендиректор, главный бухгалтер, юрист, кадровик. Мы вместе собирали коллектив, а сейчас это уже тысяча человек! Когда мне предложили перейти сюда из «ВТБ Капитал», я не совсем понимала, что меня ждет, а оказалось очень интересно — это совсем другой, реальный сектор экономики, отличный от банковского.
Вам сложно дался этот переход?
Нет. Во-первых, это работа на века: ведь я участвую в том, что останется после меня. Во-вторых, я уже переезжала из-за карьеры: пока работала в ОФГ, пять лет прожила на Кипре, поэтому перебраться из Москвы в Петербург мне было просто. А разобраться со стройкой и чертежами помогло первое образование — до Финансовой академии я окончила Институт стали и сплавов и начинала карьеру проектировщиком в «Гипромезе».
Как у вас сложились отношения с Петербургом?
Я живу в центре — хотя для меня это в некотором роде минус (Смеется.), ведь так я не езжу каждый день по нашей дороге — но я сознательно сделала выбор: исторический Петербург прекрасен. Я полюбила город сразу, как приехала: по утрам бегаю в Таврическом саду, гуляю сквозными дворами, захожу в Эрмитаж просто, чтобы глянуть — а что есть нового из выставок. И небо! Оно в Петербурге особенное. По дороге из спортзала делаю фотографии неба над Петропавловским собором и отправляю друзьям-москвичам как открытку со словами: «Приезжайте к нам в Петербург!»
Текст: Неля Валиева
Фото: Елена Резвова, предоставлены пресс-службой
Стиль: Ника Владимирова
Ассистент стилиста: Павел Алимов
Визаж и волосы: Алексей Радченко
Свет: Василий Кабайлов Skypoint
Обо всех героинях премии «Собака.ru» и ювелирной компании MERCURY «Женщины меняют Петербург 2024» читайте здесь.
Комментарии (0)