18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Транспорт
Транспорт

Поделиться:

Несколько любопытных фактов о петербургском наземном транспорте

Впереди лето, а значит, мы в несколько раз чаще будем слышать классическое: «Уважаемые гости Cеверной столицы, сегодня прекрасная погода для обзорной экскурсии по городу!» Но мы-то с вами знаем, что в Петербурге любая погода прекрасно подходит для обзорной экскурсии, а чтобы попасть на нее, не обязательно быть туристом — достаточно буднично сесть на трамвай, автобус или троллейбус. Эти три кита петербургского наземного транспорта сегодня кажутся неотъемлемой частью городской жизни и привычным, почти незаметным элементом пейзажа, а ведь за каждым из них стоит увлекательная история возникновения и развития. В этой статье мы расскажем не только об истории наземного транспорта Петербурга, но и о том, как сэкономить во время поездок в нем с помощью карт «Мир» и Единой карты петербуржца (ЕКП).

Karl Bulla, Public domain, via Wikimedia Commons

Зачем извозчик спешил на биржу?

Первый общественный транспорт в городе, разумеется, был гужевым. Помните, как у Пушкина в «Евгении Онегине»? «Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик…» Если вы думаете, что запечатленный в бессмертном произведении извозчик направлялся на Васильевский остров к зданию Биржи, вы не правы: биржами назывались стоянки для экипажей.

В 1815 году при населении около 380 тысяч человек в городе насчитывалось 18 000 (!) лошадей, задействованных в качестве тягловой силы. Однако количество не влияло на доступность. Услуги извозчика стоили дорого: одна поездка могла обойтись в 80 копеек, а за 1 рубль можно было приобрести, например, 2,5 кг мяса. Такая стоимость многим была не по карману.

old photo, Public domain, via Wikimedia Commons

Технический прогресс сделал общественный транспорт быстрым, удобным и доступным. Сегодня на автобусе, трамвае или троллейбусе можно объехать весь город, заплатив за один билет, и даже сэкономить на проезде. В 2023 году оплата картой «Мир» или ЕКП гарантирует приятную скидку от базового тарифа. Ее размер зависит от способа оплаты — «пластиком» или картой в смартфоне. Если вам ближе материальные носители, то, оплачивая проезд пластиковой картой «Мир», можно сэкономить 22 рубля от стоимости гостевого (разового) тарифа, с ЕКП — 23 рубля. А если загрузить карту «Мир» в смартфон, тогда каждая поездка обойдется на 24 рубля дешевле, а с ЕКП в телефоне — на целый четвертной (так когда-то называли 25 рублей). Чтобы добавить карту «Мир» или ЕКП в свой смартфон на базе Android, нужно воспользоваться одним из мобильных платежных сервисов, например Mir Pay или Samsung Pay. Оплачивать проезд с выгодой можно сразу после «привязки» карты. Кроме того, в платежные приложения можно загрузить и виртуальную карту «Мир» без пластикового носителя, выпущенную в приложении банка.

Пресс-служба платежной системы "Мир"

«40 мучеников» и цыплята

Во второй половине XIX века город стремительно рос, передвижение по нему переставало быть роскошью и становилось необходимостью. В 1847 году в Петербурге началось регулярное движение омнибусов — многоместных повозок, запряженных лошадьми. Люди располагались либо на лавках внутри, либо на открытой площадке сверху, но проезд на импровизированном втором этаже — так называемом империале — стоил дешевле, всего 3 копейки вместо 10. Надежда Тэффи писала в своем рассказе «Жизнь и воротник»: «Кроткая Олечка служит в банке. Она так скромна, что краснеет даже при слове “омнибус”, потому что оно похоже на “обнимусь”». Петербуржцы действительно использовали этот очаровательный перевертыш, чтобы описать тесноту в переполненном транспорте. Более язвительные пассажиры, впрочем, дали цветным вагончикам (разными цветами обозначали разные маршруты) меткое прозвище «40 мучеников» — именно столько людей помещалось в них при полной посадке.

old photo, Public domain, via Wikimedia Commons

В 1860 году по конно-железной дороге, построенной в черте города, запустили конки — вначале грузовые, а затем и пассажирские. В первый же год работы новый вид транспорта перевез 1,5 млн человек, и растущий спрос вновь породил двухэтажные варианты с империалами. За исключительную тихоходность — скорость составляла примерно 8 км/ч — над новым средством передвижения посмеивались, но, несмотря на ироничную присказку-лозунг «Конка, конка, догони цыпленка», количество маршрутов к 1877 году выросло до 25.

Первый трамвай — электрическое чудо и поэтический символ города — ходил по Неве

Трамвай — транспортное средство на электрической тяге, заменившей конную, — параллельно и независимо друг от друга разрабатывали инженер Эрнст Вернер фон Сименс в Германии, английский профессор Лео Дафт в США и русский изобретатель Федор Пироцкий. В 1880 году Пироцкий провел демонстрацию самоходного вагона в Петербурге, вызвал восторг и привлек внимание горожан, прессы, но не владельцев конно-железной дороги. Контракт с городскими властями долго позволял им сохранять монополию, и первая экспериментальная трамвайная линия пролегла в обход действующего договора и, собственно, городских дорог — прямо по льду Невы, от Сенатской площади до Васильевского острова.

Bulla, Karl Karlovič, Public domain, via Wikimedia Commons

Срок контракта истек в 1903 году, и с этого года начинается официальная земная жизнь петербургского трамвая. Началось строительство линий, была приобретена первая партия машин — английских (изобретатель-одиночка Федор Пироцкий не обладал средствами для развития своих идей в полноценное производство, поэтому отечественных трамваев на тот момент еще не выпускали). К 1907 году 24 маршрута по диаметрально-кольцевой системе связывали все районы города. Трамвайные пути пролегли в том числе по 65 мостам, часть из которых пришлось укреплять под возросшую нагрузку.

Став первым по-настоящему общественным транспортом Петербурга, трамвай увековечен не только в памяти горожан, но и в текстах знаковых поэтов XX века. У Николая Гумилева — заблудившийся трамвай, у Роальда Мандельштама, унаследовавшего этот сквозной образ, — запоздалый. Владимир Маяковский призывал жителей в Главполитпросвете от 1921 года: «берегите трамвай». И Петербург до сих пор бережет, несмотря на множество попыток сократить количество рельсового транспорта.

Shutterstock

Самый большой автобус в мире и один из самых длинных автобусных маршрутов в стране

Если трамвай, движущийся по рельсам, был наследником конки, то омнибус сменил автобус. Первый в России автобус с двигателем внутреннего сгорания был произведен в Санкт-Петербурге, на фабрике «Фрезе». Однако почти 10 лет инженеры и промышленники убеждали городские власти в удобстве и практичности нового транспорта. Только в 1907 году борьба увенчалась успехом — благодаря экспериментальной поездке омнибус-мотора по Невскому проспекту. Изящно маневрируя в потоке, машина покорила главную улицу города за 9 минут. Появились первые маршруты и первые автобусные компании, которые с трудом выдерживали конкуренцию с трамваями и пароходами. Впрочем, само слово «автобус» вошло в русскую литературную речь только в 1912 году с подачи поэта Игоря Северянина.

old photo, Public domain, via Wikimedia Commons

Привычное нам регулярное автобусное движение появилось в 1926 году. В 1934 году в распоряжение Ленкомтранса поступил экспериментальный автобус ярославского производства ЯА-2, на тот момент самый длинный автобус в мире, вмещавший 100 пассажиров. Он был оборудован переговорным устройством «водитель — салон» и радиоустановкой для пассажиров, на окнах были шторы, а в салоне — часы и зеркала. Автобус стал городской легендой и привлекал на маршрут пассажиров, стремившихся прокатиться именно на этой модели.

К слову, о маршруте. Автобус №211, идущий от станции метро «Черная речка» до привокзальной площади Зеленогорска вдоль северного берега Финского залива, преодолевает расстояние в 53 км. Это самый длинный автобусный маршрут в Петербурге и один из самых длинных городских автобусных маршрутов в России.

Artyom Svetlov, CC0, via Wikimedia Commons

Петербургский троллейбус — рок-звезда и рекордсмен

Первый петербургский троллейбус, как и автобус, был продемонстрирован конструктором Петром Фрезе в 1902 году. Несмотря на успешно прошедшие испытания, на улицах города конструкция на электротяге (трамвай?), способная при этом двигаться вне рельсовой системы (автобус?), появилась только в 1936 году. Троллейбусные линии смогли охватить те улицы, где не были проложены трамвайные пути и автобусные маршруты. Совместив в себе преимущества других видов транспорта, новинка быстро распространилась по всему городу. Стремительное развитие сети прервал 1941 год. После снятия Блокады, в 1944 году троллейбусное движение возобновилось, а среди водителей впервые появились женщины — мужчин не хватало.

Shutterstock

Удобный, безопасный и экономичный транспорт быстро стал одним из самых востребованных у горожан. Петербургский пейзаж немыслим без бесконечной сети проводов над улицами. Может, поэтому троллейбус стал героем одноименной песни Виктора Цоя? И может, поэтому город сохранил троллейбусную сеть, которая после закрытия этого вида транспорта в Москве стала крупнейшей в стране?

Трамвай, автобус или троллейбус вы выберете для своего путешествия по Петербургу? Совместить приятное с полезным поможет выгодный тариф для держателей карты «Мир» или ЕКП, которые позволяют экономить от 22 до 25 рублей с каждой поездки на наземном общественном транспорте Петербурга. Предложение действует до конца года — до 31 декабря включительно. Доверьтесь сердцу (или навигатору!) и попробуйте представить себя на империале омнибуса или конки; удивитесь рельсам, убегающим за поворот, и троллейбусным линиям, повторяющим изгибы улиц, будто видите их первый раз. За каждой поездкой по этому городу стоит история — петербургская и ваша собственная.

Комментарии (0)