Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», тридцать лет прослуживший в Александринском театре, по нашей просьбе высказался о грядущем переназначении худрука в Большом драматическом театре. |
Может быть, я размышляю как отставной актер, но раньше для каждого режиссера было заветной мечтой стать главным режиссером театра, а сейчас главных режиссеров нет. Никто не хочет, потому что это не выгодно, а ответственность колоссальная. Помню, когда я работал главой Комитета по культуре, сам регулярно ломал голову по поводу назначения руководителей. Все вокруг кричат, что надо менять того-другого — а кого ставить вместо-то?
В свое время я был очень дружен с Кириллом Юрьевичем Лавровым, бывшим худруком БДТ. Помню, мы могли уехать на пару дней в Будогощь, бродить по лесу и крайне откровенно беседовать. И именно он укрепил меня в мысли, что актеру не нужно быть ни худруком, ни режиссером. Очень мало удачных примеров, когда из актеров получались хорошие режиссеры, а уж тем более театральные управленцы.
Начнем с того, что само назначение Андрея Могучего на пост главы театра в свое время удивило меня — БДТ всегда был классическим, по-товстоноговски строго консервативным. Это не то место, куда назначают экспериментаторов. И когда кто-то говорит, что Товстоногов пришел туда как экспериментатор — разве так? Он пришел туда как полновластный режиссер. Я с крайней осторожностью отношусь к переменам. За три года театр наполнился новыми молодыми актерами, которых привел Могучий — что с ними будет?
Вообще такой срок — это очень мало для театра. Я уважаю Андрея Могучего, кроме того, он все-таки режиссер, а Сергей Безруков, которого СМИ прочат на его место — актер. Замечательный актер, но все-таки с меньшим опытом работы. У него, конечно, есть Губернский театр, но это иная величина, нежели БДТ.
Медиа также называют в числе претендентов на место худрука Олега Басилашвили: вот вы представьте, мне идет 64-й год, а Олегу Валериановичу — 82-ой. Ну есть же предел совершенству!? Может, сразу предложить ему сыграть Ромео у Шекспира (смеется)? Олег Валерьянович гениальный артист, и нужно беречь его здоровье для выхода на сцену! С другой стороны, на мой взгляд, БДТ — очень классическая институция, которая должна таковой и оставаться. Как говорится, каким бы ни был балет, нужно сначала встать в первую позицию и каким бы ни был «Черный квадрат», нужно сначала закончить Академию. И БДТ, и Александринка — это академии, которые нужно охранять и сохранять в чистом академическом виде.
В Александринке я не хотел сопротивляться этим изменениям, потому что спор — это первый шаг к гражданской войне. А внутри театров этих гражданских войн — хватает. Там работать надо, а не воевать!
Комментарии (1)