В России планируется ввести сразу несколько новых штрафов для самокатчиков и велосипедистов. В частности, предлагается запретить езду вдвоем на одном самокате. Также, если поправки примут, велосипедиста можно будет остановить на улице и потребовать от него пройти проверку на опьянение. Каков шанс, что эти нормы действительно введут? Если да, то как они могут работать? Что вообще считается ДТП с самокатом или велосипедом? И помогут ли новые штрафы сделать дороги и тротуары безопаснее? Отвечает Семен Кирьяк, партнер юридической фирмы «Кирьяк и партнеры».
Что именно предлагают законодатели?
Предлагается ввести штрафы от 500 рублей до 10 тысяч рублей для велосипедистов, людей, управляющих самокатами, моноколесами гироскутерами и другими подобными устройствами (или, выражаясь языком закона, средствами индивидуальной мобильности).
Наказывать предлагают за управление этими самыми средствами индивидуальной мобильности (СИМ) в состоянии опьянения (а равно за отказ пройти медицинское освидетельствование). Размер штрафа — 10 тысяч рублей. Под запретом может оказаться езда вдвоем на одном электросамокате — штраф 2 тысячи рублей.
Нельзя будет ездить на СИМ весом больше 35 килограммов по тротуарам — штраф 3 тысячи рублей (а если водитель будет еще и пьян, то наказание составит 5 тысяч). Будет запрещено создавать помехи пешеходам на тротуарах — за это придется расстаться с 2 тысячами рублей. Превышение скорости обойдется в сумму от 500 до 5 тысяч рублей, неправильное пересечение проезжей части — в 2 тысячи рублей, а оставление места ДТП — в 5 тысяч.
А как это будет работать?
В этом главный вопрос. Сам по себе факт принятия поправок не приведет к изменению ситуации или значительному количеству штрафов. У большинства велосипедов, самокатов и моноколес нет даже места для размещения номерного знака. Поэтому штрафовать управляющих ими людей по камерам, как автомобилистов, вряд ли получится. Менять режим работы камер или создавать новую систему учета средств индивидуальной мобильности вряд ли будет экономически оправданным.
Поэтому получается, что возможность привлечения нарушителей к ответственности останется только у инспекторов ГИБДД, которые получат право останавливать людей на велосипедах и самокатах за превышение скорости, при подозрении на опьянение и за совершение других правонарушений. Загвоздка в том, что с тех пор, как в России увеличилось количество дорожных камер, число инспекторов на дорогах снизилось. Чтобы эффективно бороться с нарушениями самокатчиков, штат ГИБДД надо снова нарастить — как это сделать, не совсем ясно.
Равно как остается неясным и вопрос с поиском лиц, оставивших места ДТП с использованием электросамокатов. При отсутствии у самокатов и велосипедов номерных знаков это будет сделать очень сложно. Потребуется вовлечение большого числа сотрудников для того, чтобы отсматривать записи с камер и отслеживать нарушителей. Очевидно, что штраф в 5 тысяч рублей не будет здесь экономически оправдан (да и вряд ли остановит многих от нарушения). Не случайно для автомобилистов за такое нарушение предусмотрена значительно более серьезная санкция — лишение права управления транспортным средством.
Кстати, а что будут считать за ДТП с самокатом или велосипедом?
Отдельного описания ДТП для самокатов или велосипедов в законе нет. Поэтому, вероятно, предполагается использовать стандартную формулировку из правил дорожного движения: «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Проще говоря, это случаи, когда велосипедист поцарапал дверь машины или самокатчик сбил пешехода. В большинстве случаев, думаю, это будет интуитивно понятно. Хотя, конечно, есть события, с трактовкой которых будут сложности, — к примеру, когда самокатчик выбил из рук пешехода телефон или сумку. Но, полагаю, это все же не главная сложность.
Поможет ли принятие закона снизить число происшествий?
Недавно ГИБДД сообщало, что в 2023 году количество ДТП с электросамокатами существенно увеличилось (возможно, это и стало мотивацией для законодателей). Однако причины такого увеличения так и не были подвергнуты анализу. Можно допустить, что ранее, до появления средств индивидуальной мобильности в правилах дорожного движения, такие нарушения могли просто не попадать в статистику или не учитываться в большинстве случаев. Сейчас депутаты считают, что наилучшим способом сокращения аварийности станут новые штрафы. Очевидно, что большинство предложений копируют нарушения, более свойственные автомобилистам — вождение в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования, превышение скорости, движение по тротуарам, оставление места ДТП. Часть предложений учитывают специфику движения с использованием средств индивидуальной мобильности. Например, поездка двух и более лиц на электросамокате.
В целом, несмотря на то что потенциальные изменения вызывают ряд вопросов и могут быть подвергнуты критике, тем не менее такие изменения лучше, чем полный запрет электросамокатов в городах, который ранее обсуждался депутатами.
Однако если поправки принимаются действительно ради сокращения случаев аварийности с участием средств индивидуальной мобильности, то гораздо более важным и экономичным было бы изменение дорожной разметки и создание комфортных условий для движения на самокатах и велосипедах, а не введение новых штрафов.
Если же законодатель все же пойдет по пути ужесточения наказаний и введения регистрации средств индивидуальной мобильности, то наиболее ожидаемым результатом станет просто удорожание как самих самокатов и велосипедов, так и удорожание стоимости шеринга. Вероятно, сервисы внесут изменения в свои пользовательские соглашения, которые позволят списывать денежные средства со счетов пользователей в счет штрафов с комиссиями по модели каршеринга, что может снизить их популярность.
Комментарии (0)