Средняя продолжительность рабочей недели в России достигла 38,5 часов! Это рекорд за последние 13 лет. Так много россияне не работали аж с 2010 года! Почему так происходит? Что это значит для экономики и доходов людей. А также ждать ли, что работать придется еще больше? Спойлер: некоторые специалисты не исключают такого развития событий.
В начале июля стало известно, что аналитики Росстата зафиксировали рост средней продолжительности рабочей недели в России. Он достиг 38,5 часов — это рекорд за 13 лет. Последний раз такие значения фиксировали в 2010 году.
Этот показатель выглядит еще более впечатляющим, если сравнить его с показателями, которые фиксировались в пандемию. Так, в первом полугодии 2020 года средний трудоспособный россиянин трудился всего 31 час и 37 минут в неделю.
Почему 38,5 — ведь норма 40?
Действительно, закон устанавливает для россиян 40-часовую рабочую неделю. Однако из этого правила есть исключения — к примеру, врачи, шахтеры, сотрудники опасных производств, работники предприятий на Крайнем Севере. Также более щадящий график предусмотрен для беременных сотрудниц. Не говоря уже о том, что есть люди, работающие на полставки. В результате средняя продолжительность рабочей недели практически никогда не достигает нормативных 40 часов.
Более того, как отмечает заведующий кафедрой гражданского и трудового права РАНХиГС Санкт-Петербург Николай Разуваев, последние 10 лет наблюдалась тенденция: среднее количество рабочих часов очень постепенно, но сокращалось. Причем не только за счет вышеупомянутых категорий. «Одна из причин — общий рост уровня жизни населения, благодаря чему представители более обеспеченной части российского общества могли позволить себе работать на условиях неполного рабочего времени, — объясняет эксперт в беседе с «Собака.ru». — С другой стороны, высокая конкуренция и значительный уровень предложения рабочей силы также заставляли менее обеспеченных граждан работать в условиях неполной занятости, что в целом приводило к снижению средней продолжительности рабочей недели».
В разгар пандемии этот показатель и вовсе резко рухнул с 38 часов до чуть больше чем 31,5 часа. В условиях жестких ограничений многие работники не могли выходить на свои рабочие места, а другие перешли на удаленку. Впрочем, очень скоро продолжительность рабочей недели вернулась к отметке в 37 с лишним часов. Но на этом рост не остановился, и концу первого квартала 2023 года россияне стали работать так же много, как это было в самом начале 2010-х годов. Постепенное снижение последних 13 лет было полностью отыграно. Более того, в некоторых регионах страны, к примеру, в Хакасии и Калужской области средняя продолжительность рабочей недели достигла ровно 40 часов!
Почему так происходит?
На это повлияло сразу несколько факторов. Так, профессор НИУ ВШЭ и Финансового университета при правительстве РФ Марина Буянова напоминает, что большинство людей, которые ушли на удаленку в пандемию, постепенно вернулись в офисы и на предприятия. Кроме того, она считает, что непростая ситуация последних месяцев мотивирует работодателей больше требовать от работников, которые в текущей нестабильной ситуации «очень заинтересованы в труде».
Некоторый вклад в общий рост продолжительности рабочей недели внесли женщины, которые стали работать все больше. Так, за последний год продолжительность их рабочей недели выросла почти на полчаса, тогда как у мужчин — всего на 4 минуты. Буянова связывает это с тем, что в текущих условиях финансовое благополучие многих семей снизилось, поэтому женщины «больше стали вовлекаться [в труд]».
В свою очередь заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики СПбГУ Александр Лякин указывает на то, что в России просто не хватает работников, поэтому наниматели вынуждены повышать нагрузку на имеющихся сотрудников. «Еще недавно расчеты показывали, что уровень естественной безработицы (при котором нет дефицита рабочей силы. — Прим. ред.) в стране составлял 4,2%, — объясняет он. — Но в предыдущие месяцы она спадала чуть ли не до 3,2%. Это беспрецедентно!».
«С одной стороны, загрузка выросла в обрабатывающих секторах, с другой — часть народу уехало. В общем, имеем то, что имеем в отношении трудовых ресурсов, — продолжает Лякин в беседе с «Собака.ru». — К этому добавляется восстановительный рост [после 2022 года]. В итоге начинается борьба за трудовые ресурсы — людей не хватает. Отчасти эту нехватку компенсируют тем, что люди работают сверхурочно. Отсюда и рост продолжительности рабочей недели. Который, кстати, не учитывает те случаи, когда реальное рабочее время не учитывается, как во многих офисах. Там люди могут вообще до ночи засиживаться».
Больше работы — больше денег, разве нет?
Как объясняет Александр Лякин из СПбГУ, рост продолжительности рабочей недели и рекордное падение безработицы можно оценивать по-разному. С одной стороны, это говорит о том, что экономика восстанавливается после коронавируса, несмотря на все обстоятельства последних лет. С другой стороны, говорит эксперт, это может означать, что страна упирается в потолок человеческих ресурсов.
«Безработица рекордно низкая при том, что радикальных улучшений на рынке труда и в службах занятости нет, — объясняет он. — Это значит, что людей не хватает. Начинает приходить на ум советский опыт, когда на заборах предприятий висели объявления: "Требуется [такой-то сотрудник]!", когда работодатели активно переманивали друг у друга персонал. Это называется перегрев экономики».
По его словам, чем активнее людей будут привлекать к сверхурочной работе, тем больше будет себестоимость товаров и услуг, которые они производят. Работодатели могут отреагировать на это вложением в технологии, которые позволят замещать нехватку сотрудников за счет автоматизации производства. Это может дать толчок к развитию предприятий. Но есть и другой сценарий.
«Можно продолжить пытаться использовать прежние технологии и расширять занятость, но это приведет только к росту инфляции (с которой пока, кстати, все неплохо), товары будут стоить все дороже, а деньги, соответственно, все меньше», — объяснил Лякин, добавив, что предсказать, по какому пути пойдут работодатели, сейчас невозможно.
Могут попросить работать еще больше?
Здесь мнение экспертов, опрошенных редакцией, разделились. Так, Марина Буянова из НИУ ВШЭ и Финансового Универитета допускает, что в ближайшее время нагрузка на сотрудников еще вырастет. При этом она уверена, что выше 40 часов в неделю она подняться не может. «У нас закон четко говорит: рабочая неделя 40 часов в неделю — предельная продолжительность рабочего времени. Больше не будет», — поясняет она.
Сходного мнения придерживается и Николай Разуваев из РАНХиГС Санкт-Петербург. «Отмена "правила 40 часов" потребует столь радикального изменения федерального законодательства, на которое ни общество, ни государство не готовы пойти», — считает он.
В свою очередь Александр Лякин из СПбГУ менее категоричен. С одной стороны, отмечает он, «и 38,5 часов в неделю не должно было быть». По его мнению, продолжительность рабочей недели и уровень безработицы в России «подошли к пределу, который можно представить для российской экономики». Однако он добавляет, что это не означает, что работодатели на фоне нехватки рабочей силы не начнут пытаться договариваться с работниками о все большем количестве сверхурочных. Хотя, считает он, ситуация со сверхурочными в России и так «за пределами того, что мы можем представить в обычной ситуации».
«Но в жизни бывает много удивительных вещей, — добавляет Лякин. — Может, [средняя продолжительность рабочей недели] поднимется и до 41,2, и до 45 часов, но это ненормально. Так быть не должно. И чем выше она поднимется, тем больше будет диспропорция на рынке труда и тем более глубокие подвижки потребуются, чтобы прийти обратно к равновесию».
Комментарии (0)