На конференции «Забота в шаговой доступности: добрососедские инициативы и реализация ESG-повестки компаний», организованной благотворительными фондами «Добрый город Петербург» и «Хорошие истории» при поддержке торговой сети «Пятёрочка», встретились представители бизнеса, некоммерческих организаций и урбанисты. Целый день на нескольких площадках специалисты обсуждали, как бизнес может влиять на развитие территорий присутствия, как сблизить жителей одного района для добрых дел и получать обратную связь от клиентов.
Я ваш сосед, приятно познакомиться
Согласно социологическому опросу, больше половины (около 55%) жителей российских городов знают только соседей по этажу, треть представляют, как те выглядят (31%), но не более того, а 12% вообще понятия не имеют о том, кто живет с ними рядом. При этом большинство опрошенных хотели бы познакомиться с соседями поближе. Известная сеть магазинов у дома предложила свой ответ на такой запрос, ведь в процессе походов за продуктами пересекаются пути множества живущих рядом людей, в итоге именно магазин у дома превращается в место взаимодействия соседей. Во время пандемии потребность в общении чувствовалась особенно остро, и это стало толчком для создания «Центров местного сообщества». На пилотном этапе проект охватил 9 регионов и 50 городов России. Только за 2022 в нем приняли участие более 1 миллиона 750 тысяч человек. 89% опрошенных покупателей заявили, что инициативу нужно продолжать.

Анна Гусейнова,
социальный антрополог, руководитель проекта «Центры местного сообщества»:
«Когда мы приняли решение расширять программу на 350 центров, то пригласили соорганизаторами фонды «Добрый город Петербург» и «Хорошие истории» — их деятельность тоже нацелена на развитие территорий и вовлечение в это местных сообществ. От фондов на территориях работают комьюнити-менеджеры, которые рассказывают сотрудникам магазинов и местным жителям, как устроены центры, комьюнити-менеджеры активируют и поддерживают работу наших центров. Их важная задача — обучение персонала, чтобы впоследствии центры стали более самостоятельными. В следующем году мы планируем открыть еще тысячу таких социальных хабов по всей стране и усилить цифровую составляющую поддержки — это может быть приложение или локальная соцсеть для коммуникации с сообществом».
Фантазия комьюнити-менеджеров и горожан не ограничена практически ничем: каждый может прийти в «Центр местного сообщества» со своей идеей и организовать мероприятие. Активности бывают самые разные — развлекательные, образовательные, познавательные. Это концерты, выставки, разнообразные мастер-классы, волонтерские дни, субботники, тематические мероприятия. Масштабные или локальные. Все они укладываются в рамку ESG-повестки компании. Приоритетные направления в ней для «Пятёрочки» — это забота о детях и подрастающем поколении, развитие ЗОЖ, помощь социально не защищенным слоям населения, инклюзия и экоинициативы.
Что нас объединяет?
Одна из самых масштабных инициатив, в которую включилась «Пятёрочка», — «Крышечки ДоброТЫ» в Петербурге и Ленинградской области. Для добрых дел достаточно зарегистрировать магазин как пункт приема, куда все желающие могут принести крышки от пластиковых бутылок. Все собранные от переработки средства идут на лечение тяжелобольных детей. С октября по ноябрь 2022 года только в двух «Пятёрочках» Петербурга собрали 7 больших мешков, а всего за время работы «Крышечкам ДоброТЫ» удалось привлечь более 2 миллионов рублей и помочь 34 детям.
Нередки и локальные экологические акции. Например, недавно в семи магазинах Петербурга посетителям предложили сделать экокормушки для птиц. Изделия создавали из крафтовой бумаги и пластиковых бутылок. Всего получилось 30 кормушек, которые развесили вокруг на деревьях. Участники акции были очень довольны и, конечно, подружились.
А вот небанальный пример популяризации здорового образа жизни. В декабре 2022 года прошла «Неделя автотрезвости». Волонтеры предложили посетителям надеть VR-очки и пройти по «полосе препятствий», стараясь не задеть конусы. Устройство имитировало состояние алкогольного опьянения: в такой ситуации легко понять, как спиртное влияет на реакцию и сознание. Также участники могли проверить свои знания техники безопасности, пройдя специальные тесты. Акция охватила 16 магазинов — в Петербурге, а также в городах Подмосковья. В ней приняли участие 2 тысячи человек.
Об этих и других мероприятиях говорилось на площадке «Калейдоскоп акций по развитию местного сообщества». Выступление спикера действительно было похоже на калейдоскоп: конкурс праздничных рецептов, выставка детских рисунков, мастер-классы макияжа и поздравительных открыток. Некоторые инициативы исходят от фонда, другие — от сотрудников магазинов, третьи — от горожан, которые уже полюбили участвовать в подобных акциях.
Например, в Самаре воспитательница детского сада №4 Светлана Горячева научила юных посетителей (а самому маленькому участнику было 3 года) лепить из соленого теста. Она рассказала присутствующим, как правильно замешивать тесто и что из него можно слепить. Дети вылепили много фигурок — среди поделок нашелся даже обаятельный рыжий кот. Свою поделку каждый с гордостью унес домой.

Анна Гусейнова,
социальный антрополог, руководитель проекта «Центры местного сообщества»:
«Центры местного сообщества — не синтетический и не цифровой проект. Это живая человекоцентрированная история. И история эта в первую очередь про доверие между всеми участниками. «Центры местного сообщества» — инициатива без дедлайна, и это накладывает на компанию определенную ответственность, ведь системные изменения — это всегда значительно сложнее, чем одноразовые акции. Очень хочется, чтобы с нами эту ответственность разделяли бизнес и НКО-сообщество, тогда вместе мы достигнем значительных социальных улучшений».
Призыв моментально находит отклик, и коллеги из «Росатома» предлагают «Пятёрочке» подумать над созданием совместных экологических центров.
Свою роль в процессе может играть (и уже играет) малый и средний бизнес. О том, как ему вписаться в процесс, обсуждалось на сессии «Возможности интеграции компаний малого и среднего бизнеса в ESG-повестку в проектах сотрудничества с крупными компаниями». Часто такая деятельность малым и средним предпринимателям кажется излишне затратной и совсем не обязательной, но все больше бизнесменов сегодня понимает, что без нее теряешь конкурентоспособность. А включаясь в добрые дела, наоборот, не только приобретаешь репутацию и уважение, но и укрепляешь связи с партнерами, становишься ближе к собственному потребителю, находишь новые рекламные возможности.

Юрий Благов
директор Центра корпоративной социальной ответственности, доцент ВШМ СПБГУ:
«Стараясь минимизировать издержки, мы будем отставать от конкурентов. Остается рассматривать ESG-рекомендации как возможности и, соответственно, исходить из этого в рациональном бизнесовом ключе. Это и вопрос моральный: да, мы за все хорошее. Но это вопрос жесткий, бизнесовый: либо я следую повестке, либо выпадаю из бизнеса».
Изучать. Планировать. Вовлекать
О том, как помочь местным сообществам развиваться, эксперты поговорили на сессии «Как усилить центры местного сообщества. Взгляд урбанистов», прошедшей в рамках конференции. Вот к каким выводам удалось прийти:
Исследовать больше

Елена Шувалова,
АНО Общественный центр по развитию городской среды «Помоги городу»:
«Для того чтобы проекты развивались, нужно исследовать территории, выявить самых заинтересованных. По итогам исследований важно собрать всех стейкхолдеров на небольшую встречу, озвучить результаты и наметить дальнейшие шаги».
Распределять роли

Петр Иванов
социолог города, бюро исследований «Гражданская инженерия»:
«Важно подумать о роли магазина в сети стейкхолдеров. Может, и не нужно делать из него комьюнити-центр, но он может стать маршрутизатором. В этом случае не надо ломать голову над тем, как провести мероприятие в супермаркете, — для этого есть ДК, галереи и библиотеки. Достаточно просто распространять информацию. Восполнить этот дефицит просто и комфортно».
В доказательство важности этого предложения — социологическое исследование, проведенное в московском районе Котловка. Местные жители на вопрос о мероприятиях чаще всего отвечали, что в «округе некуда сходить», хотя там есть ДК, библиотеки и досуговые центры, где все время что-то происходит. Редко о каких-то активностях знали мамы с детьми, но это лишь небольшой процент опрошенных. В таких ситуациях как раз могут помочь информационные стенды в магазинах, на них можно разместить анонсы происходящего в районе.
Найти специалистов

Анна Гусейнова,
социальный антрополог, руководитель проекта «Центры местного сообщества»:
«Появление в корпорации социального антрополога — тренд и уникальное явление для России. Антропологи помогут собрать лучшие практики и аккуратно внедрить их. Мы часто видим, что даже в одном поселении магазины могут сильно различаться, и не только аудиторией посетителей, но коллективом сотрудников, и от многих факторов зависит, что кому-то подойдут общие вещи, а кому-то — локальные, близкие к специфике региона. Одна из самых красивых моделей — это объединение людей разных возрастов и профессий в общую историю. Например, орнитолог рассказывает про то, чем питается определенный вид местных птиц, дети из местной школы собирают семена для корма и сдают кулечки на кассы в магазине, чтобы все желающие могли покормить пернатых».
Как пример тут идеален Петербург, где горожане обожают краеведческие акции. Знатоки с энтузиазмом рассказывают о родном городе или улице, жители с удовольствием слушают. Одна из идей пришла в голову Анне Забельской. Она администрирует в социальной сети «ВКонтакте» группу «5 веков истории Стрельны», в которой участники делятся материалами о старейшем пригороде Петербурга. Благодаря этой инициативе в «Пятёрочке» на Львовской улице появился стенд, посвященный князю Александру Дмитриевичу Львову. Теперь гости магазина могут узнать больше об исторической личности, чьим именем названа улица. Подобные стенды скоро должны появиться и в других пригородах Петербурга — Петергофе и Ломоносове.
Вовлекать молодежь

Любовь Гурарий,
эксперт по работе с сообществами и социальному проектированию:
«Вовлекать подростков нужно на самых ранних этапах становления сообщества. Можно проводить экскурсии, собирать обратную связь. Давать им инициативу — важно».
Недаром живой отклик вызвала и акция, на которой школьникам рассказали про принципы здорового питания. Профессионалы разработали специальную картуздоровых продуктов и проложили экскурсионный маршрут по магазину. В каждом отделе подростки узнавали о ценности тех или иных продуктов, а в конце собрали целую тележку еды и получили фруктовые подарки. После мероприятия ребята сошлись во мнении, что в школе им бы не помешали уроки, рассказывающие про вредные и полезные пищевые привычки.
Конференция еще раз подчеркнула тренд на добрососедство и укрепление социальных связей. Своими соображениями поделились представители «Росатома», «Вкусно — и точка», Билайна, IT Школы Samsung и других компаний. Спикеры договорились развивать сотрудничество больших корпораций с представителями малого и среднего бизнеса, некоммерческими организациями, а главное — с обычными людьми. Мы же все соседи, и это много значит.
Текст: Илона Ярош. Фото предоставлены ТС «Пятёрочка»
Комментарии (0)