Юлия Кулешова — основательница первой в России сети благотворительных магазинов «Спасибо!» и психологического проекта «Тебе поверят» — кажется, еще с самых ранних лет знала, что посвятит свою жизнь социальной деятельности. Мы поговорили с Юлией о ее самом первом благотворительном проекте (еще во времена студенчества!), о том, как соцсети помогли в развитии «Спасибо!» и чем сложна работа в социальной сфере.
О первом благотворительном проекте
Мне повезло: я быстро поняла, чем хочу заниматься и кем могу стать. Как сверхчувствительный человек и максималистка, уже в юности я расстраивалась, что многое устроено не так, как хочется, и решила, что направлю силы на социальные изменения. Я и в Университете культуры и искусств училась на специальности «Социально-культурная деятельность», узнавая, как делать полезные проекты, привлекать ресурсы и единомышленников.
Когда готовила диплом, воплотила в жизнь свою первую задумку — волонтерский лагерь в Деревне художников в Озерках. Узнала, что там есть пожилые художники, что их дома находятся в тяжелом состоянии, и захотела попробовать решить эту проблему. Вместе с дружественной организацией «Немецко-русский обмен» мы всё придумывали с нуля: нашли деньги, пригласили 12 волонтеров из разных европейских стран, мы поселились в этих домах на пару недель, общались с художниками и параллельно помогали обновить дома. Это стало переломным моментом в моей жизни. Реализация такой сумасшедшей задумки помогла понять важнейший секрет — раз тут получилось, значит, я смогу воплотить и все другие идеи, которые есть в голове. Главное – план, команда и упорство.
Вообще в нулевые было не совсем понятно, что такое «заниматься социальной деятельностью», и я пробовала всё: собирала отходы на пляжах, пробовала ездить с ночным автобусом «Ночлежки», как добровольная социальная работница курировала пожилую незрячую женщину, помогала ей по дому, ходить за покупками и водила по нужным учреждениям. Но такую колоссальную эмоциональную нагрузку я выдержать не смогла. Работая с конкретным человеком с непростым характером, я вместе с ней переживала ее проблемы, воспринимала близко к сердцу перемены настроения. Вскоре я поняла, что мне больше подходит организация систем, которые смогут помогать сразу группам людей.
О сложностях и успехах «Спасибо!»
Во время поездки в Англию я узнала о существовании десятков сетей благотворительных магазинов, куда люди приносят различные вещи в пользу бездомных животных, онкобольных, пожилых. И в 2009 году начала пытаться делать что-то подобное в России. Здесь про такое никто и никогда не слышал, поэтому пришлось все придумывать абсолютно с нуля. Ориентироваться на Европу или Америку и копировать их опыт было бессмысленно — там совершенно другая социальная и экономическая ситуация. «Спасибо!» появился из огромной дружеской синергии и творчества. Наш формат подразумевал, что люди отдают ненужные вещи в хорошем состоянии, мы их продаем за небольшие деньги и прибыль после покрытия расходов передаем благотворительным организациям Петербурга.
Когда уже открылись, часто сталкивались с недоверием и обвинениями. Однажды к нам даже пришел отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Потребовались годы, чтобы «Спасибо!» поняли и полюбили. Потом возникла проблема с количеством одежды и ее сортировкой: люди приносили буквально все, даже рваные носки. И вот такие кучи сданного выстраивались у нас до потолка. Их предстояло сортировать, разбирать, раскладывать по мешкам. Это оказалось целой наукой, которую пришлось постигать в процессе. Через год поняла, что не тяну этот проект и магазин надо закрыть. Но помог совет знакомых «молодых предпринимателей»: они подсказали, что надо относиться к «Спасибо!» не как к увлечению, а как к бизнесу. Мы пересмотрели систему работы, и все встало на места.
«Спасибо!» был большой частью моей жизни на протяжении 9 лет, и в 2018 году я вышла из проекта. Мое развитие и личная история, круг общения и знакомств очень плотно связаны со «Спасибо!», и мне потребовалась два года, чтобы покинуть организацию. Но это классный прецедент: проект не рухнул, продолжает функционировать в руках потрясающей команды. Я приняла это решение, чтобы заниматься новой идеей: я наиболее эффективна и счастлива на коротких дистанциях, когда несусь на пике своего интереса.
О деятельности «Тебе поверят»
В 2018-м я начала реализовывать идею, которая меня давно волновала — психологический проект для поддержки тех, кто столкнулся с сексуальным насилием в детстве, «Тебе поверят». В апреле проекту исполнилось 2 года. Сейчас у нас уже работает 29 человек, 24 из которых — психологи.
Проект существует за счет частных пожертвований и поддержки небольших бизнес-организаций. Например, в марте нам поступило 206 283 рубля, и наши специалисты провели 181 консультацию, 73 из которых — консультации с детьми и подростками. Количество обращений очень велико, и формируется естественная очередь. К сожалению, к нам не может обратиться человек, помощь которому нужна здесь и сейчас. У нас нет ресурсов работать в режиме кризисной службы, хотя это было бы здорово.
В дальнейшем мы планируем обучать других специалистов, так как работа с семантикой сексуализированного насилия в детстве требует особой экспертизы. По-хорошему такими вещами должны заниматься большие национальные сервисы, которые в идеале финансирует государство или крупные компании. Проблема не решиться за счет единичных благотворительных организаций с крошечным финансированием.
О важности социальных сетей в развитии проектов
Соцсети — безусловно важный для нас инструмент. Проект «Спасибо!» мы развивали в момент бума социальных сетей. Именно благодаря «ВКонтакте» о магазине узнавали люди. Я всегда брала с собой ноутбук и модем, подключенный к МегаФону, который уже тогда ловил буквально везде, и освещала работу магазина, общалась с людьми на нашей странице. Это спасло — сложно представить, но тогда не было ресурсов даже на разработку собственного сайта.
Мы активно ведем страницы «Тебе поверят»: публикуем там отчеты о деятельности организации, важные инструкции для родителей, анонсируем мероприятия, а по пятницам даже рекомендуем документальные фильмы. Я по-прежнему принимаю большое участие в жизни наших соцсетей, поэтому, как и раньше, стараюсь быть онлайн.
О самом трудном в социальной сфере
Все мои проекты, задумки и идеи — социально направленные. Верю, что темперамент, характер, ценности, мировоззрение каждого человека выливаются в ту деятельность, которой он занимается. Я как будто измеряю свой смысл жизни тем, насколько помогающими становятся проекты и организации. Иногда говорят «да вы святые люди», но не считаю, что в моей деятельности есть что-то героическое. Просто мне по-человечески интересна эта сфера деятельности: это бесконечно увлекательно — сначала сгенерировать идею в голове, а потом видеть, как она воплотилась и помогает другим людям.
Люди, которые заняты в социальной сфере, видят мир с другой стороны. Мы знаем, сколько человеческих страстей скрыто и что происходит за закрытыми занавесками окон. Мы через день сталкиваемся с тяжёлыми ситуациями и экзистенциальными вопросами, с которыми, предполагаю, люди из других сфер могут не соприкасаться и не стоять перед сложными этическими вопросами и дилеммами.
Я всегда знаю, чем заняться: сталкиваясь с очередной проблемой, которая очень зацепила, записываю ее в специальный файлик с идеями, которые хочу успеть реализовать до конца жизни. Когда моя энергия в одном проекте иссякает, открываю этот документ, смотрю в какую сторону тянет и что для меня сейчас важно.
Комментарии (0)