18+
  • Город
  • Общество
  • News
Общество

Поделиться:

В Госдуме возобновили разработку закона о домашнем насилии

Рабочая группа Государственной думы возобновила разработку законопроекта о домашнем насилии. В апреле она была приостановлена из-за коронавируса и должна была вновь начаться после окончания пандемии.

Работа над законопроектом о домашнем насилии шла в Госдуме с 2017 года — тогда проектом руководили депутаты Оксана Пушкина и Ольга Севастьянова. В 2019 году по инициативе Валентины Матвиенко разработка законопроекта перешла Совету Федерации, подготовленным им проект подвергся критике. Тогда в Совете пообещали подготовить «компромиссную» версию с учетом поступивших предложений — «содержательный и неконфронтационный документ».

В апреле 2020 года разработка законопроекта о домашнем насилии была приостановлена из-за коронавируса, Матвиенко пообещала, что сенаторы вернутся к работе после окончания пандемии. Как пишет «Коммерсантъ», в настоящий момент формированием законопроекта вновь занялась Госдума — теперь это совместный проект Совета Федерации и Думы, а также ряда ведомств.

«Мы объединимся, чтобы вносить законопроект в самых его компромиссных вариантах. Пока мы не видели нового проекта Совета Федерации, работаем с тем, с чем есть», — сообщила глава Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских неправительственных организаций Мари Давтян.

Текст законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия» будет подготовлен «коллективом соавторов» — его планируют внести на рассмотрение в скором времени. По словам Пушкиной, в заключительный вариант войдут «основные механизмы» профилактики семейно-бытового насилия, в том числе защитное предписание — «охранный ордер», которым сможет воспользоваться жертва, «если ее совместное проживание под одной крышей с агрессором может привести к еще более негативным последствиям».

«Полиция и суд смогут выносить защитные предписания сроком от 1 до 12 месяцев. На это время обидчику могут предложить покинуть квартиру, даже если он является собственником жилья. Правонарушителю будет запрещено преследовать пострадавшего, приближаться к нему на расстояние, установленное судом, но не менее чем на 50 метров. Наша цель — помочь женщинам, детям, старикам, предоставляя крышу над головой и оказывая при этом психологическую, медицинскую, юридическую помощь», — заявила Пушкина.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (1)

  • Владлен Черновол 7 дек., 2020
    По проекту закона «О профилактике семейно-бытового насилия» можно отметить, что текст изложен на 17 листах, из которых на 11 листах содержаться общие слова. При этом в текущем законодательстве любое насилие уже влечет наказание, поэтому правового вакуума не существует, но существует проблема исполнения уже принятых законов. В качестве мер борьбы авторы проекта предлагаю следующее: профилактическая беседа, профилактический учет, профилактический контроль, специализированные психологические программы, защитное предписание. Теперь к практике вопроса: профилактическая беседа – как-то забавно звучит в подготавливаемом с пафосом проекте закона, поскольку в реальной жизни попробуй уговори сотрудника полиции на подобного рода «мероприятие», если он этого не хочет. Если же участковый болеет за свое дело, то он и так проведет подобного «беседу», и такая практика давно существует независимо «новых» старых идей. Про профилактический контроль и учет – даже не о чем говорить… Идея с психологической программой нова, но в законе такая программа предназначена для нарушителя, а не в качестве помощи жертве насилия. В реальной жизни, подчас, именно жертве совсем не лишней была бы такая помощь. Самым интересным в законе является «защитное предписание», которое может содержать запрет: 1) совершать семейно-бытовое насилие (комментарий: существующие законы и так запрещают насилие); 2) вступать в контакты, общаться с лицом (лицами), подвергшимся (подвергшимися) семейно-бытовому насилию, в том числе по телефону, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (комментарий: это новое, однако нет ответственности за нарушение такого запрета); 3) предпринимать попытки выяснять место пребывания лица (лиц), подвергшегося (подвергшихся) семейно-бытовому насилию, если это лицо (лица) находится (находятся) в месте, неизвестном нарушителю (комментарий: это новое, однако нет ответственности за нарушение такого запрета). Либо защитное предписание может содержать обязанность: 1) пройти специализированную психологическую программу (для нарушителя); 2) покинуть место совместного жительства или место совместного пребывания с лицами, подвергшимися семейно-бытовому насилию, при условии наличия у нарушителя возможности проживать в ином жилом помещении (комментарий: 1) возникнет противоречие с конституционным правом собственника на свое недвижимое имущество, в т.ч. на право пользования имуществом. Наиболее остро такое противоречие будет в ситуации, когда нарушитель является собственником объекта недвижимости, а жертва не собственник; 2) такая мера может приниматься на срок лишь до 30 дней. Вопрос: а как дальше эти члены семьи будут сосуществовать, когда истечет 30 дней?) 3) передать лицам, подвергшимся семейно-бытовому насилию, их личное имущество, документы, если они удерживаются нарушителем (комментарий: уже существующее законодательство квалифицирует изъятие чужого имущества, как хищение (кражу или грабеж). При этом по существующему законодательству у лица, незаконно удерживающего чужое имущество, уже существует обязанность вернуть чужое имущество. В связи с этим вопрос: в чем новизна этого положения закона и зачем оно нужно?) Вывод: сама идея закона великолепна, но попытка реализовать у конкретных авторов, как-то не совсем не очень. Надо не дублировать уже существующие законы, а в первую очередь работать над исполнением ранее принятых законов в этой сфере.