18+
  • Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Поделиться:

У Благовещенского моста стоит самый мощный дизельный ледокол России «Александр Санников»

На этой неделе на Английской набережной у Благовещенского моста появился оранжевый ледокол – сегодня на «Александре Санникове» подняли российский флаг, а уже в июле он отправится в Арктику. Мы первыми попали внутрь судна и поговорили с техническим суперинтендантом Управления по строительству и эксплуатации флота Михаилом Борзых о том, как выживают люди и механизмы при температуре минус 50.

Михаил Борзых

Михаил Борзых

Чем уникально это судно

«Александр Санников» приспособлен для работы при минус 50 – а это значит, что испытывались его механизмы при температуре ниже еще на десять градусов. Это уникальный случай: даже самое морозостойкое оборудование сегодня рассчитано на минус 40. Поэтому при строительстве возникла проблема: в мире просто не было производителей, создававших что-либо подобное.

Любой материал в холоде значительно уменьшается, а обычная сталь палубы становится хрупкой. Поэтому участникам тендера пришлось проводить специальные испытания и получать новые сертификаты. Спроектировали и собрали ледокол на Выборгском судостроительном заводе, но его части привозили со всего мира.

Мощность «Санникова» сопоставима с характеристиками атомных ледоколов, а объем значительно меньше, что позволит ему работать в условиях мелководья. Еще один плюс – маневренность, его винт находится не в корпусе, а под ним, поэтому он может развернуться на месте на 360 градусов за минуту. «Когда опытные моряки это видят, у них стоит ужас в глазах», – комментирует Михаил Борзых. Скорость судна 16 узлов, это примерно 30 км/ч, а по льду толщиной два метра оно может двигаться со скоростью 2 узла.

Его винты могут крошить лед – именно поэтому судно в состоянии преодолевать перемычки больше своего корпуса в два-три раза. Обычный ледокол работает своим весом: заезжает на льдину и продавливает ее. На «Санникове» другая система: он размывает лед впереди, раздвигает его, а не ударяет.

Здесь есть вертолетная площадка, закрытые шлюпки, больше похожие на портативные дома, системы, с помощью которых можно тушить пожары на буровых и ликвидировать разливы нефти, и даже бассейн для экипажа. У судна нулевой выброс – то есть никаких загрязняющих веществ в природу оно не сбрасывает, все отходы либо перерабатываются прямо на борту, либо хранятся до возвращения.

Для чего построен «Санников»

Это судно построено для работы на Новопортовском нефтегазоконденсатном месторождении на полуострове Ямал, там оно окажется уже в конце июля-начале августа. Природные ресурсы здесь обнаружили еще в середине прошлого века, но из-за суровых погодных условий не добывали. Первая партия нефти отправилась оттуда в 2014 году, транспортировать ее можно только по морю. Чтобы танкеры могли пройти по Обской губе, где лед держится 255 дней в год, и нужен ледокол. Но массивный атомный здесь просто застрял бы из-за небольшой глубины.

Экипаж

Судно построено по самому высокому классу автоматизации из возможных на сегодняшний день, поэтому работает здесь всего 19 человек. Для сравнения на атомном ледоколе экипаж состоит из 96 специалистов. График работы: четыре через четыре месяца. На вахте нужно стоять по четыре часа дважды в сутки, каждый день, без выходных и праздников. Основная задача сотрудников – не допустить поломки оборудования, поэтому ежедневно его будут смазывать, обслуживать, ремонтировать.

«Работа сложная: в изоляции, при низких температурах, выдерживают не все, – утверждает Михаил Борзых, – Система подготовки кадров, работающих в экстремальных условиях, четко определена и прописана кровью. Современный моряк перед тем, как вступить на борт судна, должен иметь 11 документов, подтверждающих его квалификацию, знать, как спастись в любых условиях, быть психологически устойчивым – нервных людей на ледоколе быть не может. В таком небольшом замкнутом коллективе очень важны нормальные отношения, поэтому особо конфликтного могут отправить домой раньше: на первом идущем мимо судне – такие случаи бывали».

Как люди выдерживают температуру минус 50

Экстремальные температуры начиная от 40 градусов имеют свою особенность: если влажность небольшая, то достаточно просто тепло одеться. Но стоит подуть небольшому ветру или увеличиться влажности, условия становятся экстремальными, Люди получают серьезные обморожения. В этом случае нужно надевать специальное оборудование: в нем человек передвигается, как космонавт, и на работу, которую при обычных условиях уйдет две минуты, тратится полчаса.

«Романтика, конечно, тоже есть, – добавляет Михаил, – чистый голубой лед, белые медведи, прозрачная вода, в которой можно увидеть дно на глубине 500 метров».

 

Как экипаж отдыхает

«Основная сложность, – утверждает Михаил, – это монотонность труда. Впрочем, раньше было намного сложнее: не было ни газет, ни телевизора, полная изоляция. Сейчас же даже в Арктике можно смотреть 16 телеканалов, есть, пусть и не очень быстрый, интернет, компьютеры. При проектировании даже думали сделать кинозал, но потом решили, что всем будет удобнее смотреть фильмы на своих устройствах».

 

Фото: Дмитрий Колесов

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)