18+
  • Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Поделиться:

Митя Харшак о том, каким должно быть образование в сфере дизайна

Митя Харшак — дизайнер-график и издатель собственного журнала «Проектор» — стал академическим руководителем программы «Дизайн» НИУ «Высшая школа экономики» в Петербурге и намерен изменить картину мира в петербургском образовании.

О проблемах дизайн-образования

Петербургские школы выпускают не профессиональных дизайнеров, а самобытных художников. Каждый год я бываю на защите дипломных проектов  — зрителем, рецензентом или членом аттестационной комиссии. Я вижу проекты талантливых ярких — не дизайнеров, ХУДОЖНИКОВ. Да, эти молодые люди оперируют инструментарием и несколько лет отдали обучению на профильной кафедре. Но они не готовы к требованиям, которые диктуют рынок и их будущие работодатели. Они не включены в индустрию и зачастую воспринимают свою профессию исключительно с внешней стороны, как процесс создания красивых картинок. Не говоря уже о пробелах в знании технологий, которые просто не может себе позволить современный дизайнер. Именно поэтому сегодняшним выпускникам так сложно даются первые шаги в профессии. Мы с моими коллегами по Школе дизайна намерены изменить эту ситуацию.

О старте в Петербурге

Первым профилем нашей Школы в Петербурге станет Коммуникационный дизайн. Это самый «мой» дизайн, который только можно придумать, и я, помимо общего руководства программой, сам стану куратором одной из групп. Специалист по коммуникационному дизайну — это спецназовец, универсальный боец, способный решать самые сложные задачи: разрабатывать бренды, придумывать упаковку, создавать рекламные кампании и рисовать сайты, делать театральные плакаты и многостраничники. Главный инструмент такого дизайнера — голова. Коммуникационный дизайн прокачивает, в первую очередь, именно мышление, способность генерировать идеи и находить остроумные решения для запутанных профессиональных головоломок. Но и это еще не все. Наша работа позволяет получать огромное удовольствие от того, что мы делаем каждый день! И это редкое качество, присущее немногим профессиям. Выбравшие этот путь — настоящие счастливчики! И я знаю, о чем говорю, — сам такой!

О подборе команды

Школа дизайна появилась в московской Вышке всего пять лет назад. В этом году состоялся первый выпуск бакалавров. Руководителю Школы Арсению Мещерякову удалось собрать звездную команду профессионалов, под кураторством которых студенты стали выдавать совершенно потрясающие вещи и теперь востребованы в индустрии. Среди наставников московской Школы — самые громкие имена российского дизайна: Андрей Шелютто, Игорь Гурович, Андрей Логвин, Денис Башев, Александра Кузнецова, Дмитрий Черногаев и десятки других звезд.

Наши выпускники тоже должны быть нарасхват в российских и международных дизайн-бюро. На выставки студенческих работ и защиты дипломов должны приходить охотники за головами из ведущих российских студий. И такого резонанса можно добиться только одним способом: пригласить в команду преподавателей петербургской Вышки практиков, за каждым из которых стоит выдающийся опыт успешных проектов. Так я и поступил. Хотите узнать, что представляет собой каждый из наших «профессоров», — «Гугл» и «Яндекс» расскажут. Мы все на виду. Кстати, это должно быть интересно и родителям студентов — у кого будут учиться их дети. Важно понимать, что люди, реали­зовавшиеся в профессии, готовы щедро отдавать знания и делиться опытом. Одним из первых к нам присоединился дизайнер и художник Андрей Люблинский. Его работы представлены по всей стране и известны далеко за пределами узкопрофессиональной тусовки.

Обложки журнала «Проектор» разных лет

Обложки журнала «Проектор» разных лет

Обложки журнала «Проектор» разных лет

Обложки журнала «Проектор» разных лет

Обложки журнала «Проектор» разных лет

Обложки журнала «Проектор» разных лет

Обложки журнала «Проектор» разных лет

Обложки журнала «Проектор» разных лет

Какой будет образовательная программа?

В московской Вышке выстроена с нуля уникальная образовательная программа. И она значительно отличается от программ других школ. Во-первых, она очищена от дисциплин, которые не имеют отношения к взращиванию дизайнера: все лишнее — на свалку истории, а освободившиеся часы посвящены прямой профессиональной подготовке. Во-вторых, программа приближена к реалиям индустрии — мы знаем, какие требования предъявляются сегодня к сотрудникам ведущих студий, так как сами никуда не уходим из практики. В-третьих, мы обеспечиваем баланс подготовки как по творческим, так и по технологическим дисциплинам — у наших выпускников не будет затруднений с воплощением любых проектных идей, будь то полиграфия, веб, анимация или работа с объемом.

Учебный процесс строится на четырех блоках. Главный — креативное проектирование, которым руководит куратор группы. Второй — базовые технологии: студенты получают знания по работе с необходимым дизайнерским софтом — векторная и растровая графика, верстка, анимация, трехмерка. У специалиста не должно возникать затруднений в реализации — ему следует по-самурайски владеть инструментарием. Такое взаимодействие творческой и технологической составляющих напоминает мне систему легендарного Баухауса, где каждую из групп вели два преподавателя — мастер искусства и мастер ремесла.

Из манифеста основателя Баухауса архитектора Вальтера Гропиуса:

Школа должна вернуться к производственным мастерским. Мир дизайнера и художника прикладного искусства, состоявший ранее лишь из рисования и живописи, должен стать миром, в котором вещи производятся по-настоящему. И если бы в наши дни молодые люди, ликующие в своем чистом искусстве, начинали работу как в былые времена, подмастерьями, то не было бы сейчас бесплодных „художников“, занимающихся бесполезными художественными практиками, а их умения и навыки могли бы послужить великим практическим достижениям».

И конечно, вечный вопрос: должен ли дизайнер уметь хорошо рисовать? Я не считаю это обязательным условием. И убежден, что наш главный инструмент — это не руки, а голова. Но мы работаем и с визуальными образами, поэтому третий блок учебной программы — это арт-практика. Нет, мы не будем рисовать Зевса, Геракла или обнаженную модель. Но графическая практика необходима. Под руководством знаменитых художников студенты займутся коллажем, аппликацией, скетчингом, созданием трехмерных объектов — всем тем, что потом смогут применить на практике.

Коммуникационный дизайн требует образов, а значит, грамотный спец должен знать назубок всю родословную профессии, легко жонглировать визуальными цитатами. Для этого наш четвертый теоретический блок — история искусства и дизайна. Студенты не только будут слушать лекции, но и не пропустят ни одной значимой выставки, станут завсегдатаями галерей. Петербург в этом плане не даст соскучиться. И конечно же, у наших студентов есть право бесплатного посещения художественных музеев!

Портфолио — это важно!

За время обучения студенты соберут свое профессиональное портфолио, получат навыки презентации и познакомятся со звездами российского и мирового дизайна. А на третьем курсе реализуют проекты по реальным брифам от заказчиков, от культурных институций до стартапов ресторанного бизнеса. Я лично договариваюсь с руководителями ведущих студий о стажировках. Это необходимо не только для студентов, но и для Школы: так мы получим обратную связь по уровню подготовки ребят. Не сомневаюсь, что многим в итоге сделают предложения о трудоустройстве. И уж точно у каждого выпускника будет внушительное портфолио.

Работы студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ (Москва): Плакат к выставке «Я бы обнял тебя, но я просто текст». «Держитесь за поручни во избежание падений

Работы студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ (Москва): Плакат к выставке «Я бы обнял тебя, но я просто текст». «Держитесь за поручни во избежание падений». Автор: Мария Евтодиева. Руководитель: Александр Ларцев

Работы студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ (Москва): Плакат к театральной постановке по пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Авторы: Анна Дмитриева

Работы студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ (Москва): Плакат к театральной постановке по пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Авторы: Анна Дмитриева, Анна Краснобрыж, Софья Верлина. Руководитель: Андрей Шелютто. 2017 год

Работы студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ (Москва): Doping Poster. Автор: Алиса Велиева. Руководитель: Павел Борисовский.

Работы студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ (Москва): Doping Poster. Автор: Алиса Велиева. Руководитель: Павел Борисовский.

Работы студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ (Москва): Детский лагерь ненависти «Точка кипения». Автор: Анастасия Самохина. Руководитель: Павел Борисовский.

Работы студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ (Москва): Детский лагерь ненависти «Точка кипения». Автор: Анастасия Самохина. Руководитель: Павел Борисовский.

О международных связях

За последние три года я реализовал в Петербурге несколько масштабных международных проектов в сфере графического дизайна, а также выпустил в свет номера моего журнала «Проектор», посвященные голландскому, американскому, финскому, швейцарскому, датскому и французскому дизайну. Каждый раз на открытия выставок и презентации приезжали с лекциями и мастер-классами мастера из этих стран: Ральф Шрайфогель и Мартин Вудтли (Швейцария), Мирко Илич (США), Ален ле Кернек, Филипп Апелуа и Рик Бас Бакер (Франция), Ээро Аарнио, Харри Коскинен и Кари Пииппо (Финляндия), Алекс Клей, Карин ван дер Брандт и Ханс Греммен (Нидерланды). Одна из задач, которую я ставлю перед собой, — сделать на базе Школы дизайна популярную открытую образовательную площадку, где будут проходить регулярные встречи с капитанами дизайн-индустрии из России и всего мира. Но нашим студентам, конечно, достанутся самые «вкусные куски» заезжих звезд! В 2018 году я хочу реализовать масштабный японский выставочно-издательский проект. И как академический руководитель программы «Дизайн» НИУ ВШЭ в Петербурге, я буду продолжать реализовывать выставочные и издательские проекты.

Существующие связи с университетами Германии, Финляндии, США, Швейцарии и других стран позволят инициировать совмест­ные программы, в рамках которых Школа дизайна сможет делиться опытом и перенимать лучшее у коллег за рубежом. А студенты получат возможность академических стажировок в университетах-партнерах. Должен сказать, что в свое время две стажировки в Берлинской высшей школе искусств в 1996 и 1998–1999 годах очень сильно повлияли на мою дальнейшую профессиональную жизнь.

На обложке «Проектора» No 20, посвященного пяти­ летию журнала, — «Красный человек» художника и дизайнера Андрея Люблинского, который стал куратором

На обложке «Проектора» No 20, посвященного пяти­ летию журнала, — «Красный человек» художника и дизайнера Андрея Люблинского, который стал куратором профиля Коммуникационный дизайн в ВШЭ в Петербурге.

Андрей Люблинский в съемке для "Собака.ru"

Андрей Люблинский в съемке для "Собака.ru"

О планах на будущее

В 2018 году Школа дизайна в Москве откроет набор на программы бакалавриата «Дизайн», «Мода» и «Современное искусство». Причем на «Дизайне» абитуриенты смогут выбрать из профилей: Коммуникационный дизайн, Анимация и иллюстрация, Дизайн среды, Дизайн и программирование, Дизайн и современное искусство, Гейм-дизайн и виртуальная реальность, Художник театра и кино, Медиа и дизайн. А заинтересованные в карьере в модной индустрии выберут между профилями Дизайн одежды, Фотография в моде и рекламе, Брендинг в индустрии моды, Ювелирное искусство и предметный дизайн в моде. Начиная в Петербурге с коммуникационного дизайна, мы, естественно, заглядываем в будущее. И видим, что сможем создать в нашем городе самую сильную дизайнерскую школу — центр притяжения не только для петербуржцев, но и для студентов из других городов, авторитетную образовательную институцию международного уровня. Я даже знаю, кому позвоню в первую очередь, когда придет время открывать профили по средовому дизайну, рекламной и фэшн-фотографии, дизайну одежды. В нашей школе будут преподавать только главные действующие лица профессии, объединенные общей целью — менять к лучшему визуальную картину мира. А для этого надо выпускать в мир новых героев. Этим и займемся с 1 сентября 2018 года.

О себе

Я родился в Ленинграде в 1977 году в семье художников. Окончил кафедру информационного дизайна в Художественно-промышленной академии, там же аспирантуру по теории и истории искусства и архитектуры. Стажировался и преподавал в Берлинской высшей школе искусств. Участвовал во множестве профессиональных выставок и конкурсов. В 2003 и 2006 годах принял участие в международных проектах Shrinking cities и EU-urbanism в Баухаусе (Дессау, Германия). Сделал и издал книгу «От психологии бытового шрифта к графической археологии». С 2007 года издаю свой журнал «Проектор», посвященный дизайну и визуальному искусству. А сколько я написал статей и взял интервью по вопросам дизайна и изобразительного искусства, так и не сосчитать — думаю, что уже разменял третью, а то и четвертую сотню. С 1999 года я почти без перерывов преподавал — занимался со студентами проектированием, читал лекции, вел мастер-классы. Среди учебных заведений, где мне посчастливилось работать: факультет общественных и экономических коммуникаций Берлинской высшей школы искусств, кафедра графики Северо-Западного института печати, кафедра теории и истории искусства и архитектуры Художественно-промышленной академии, Британская высшая школа дизайна. Читаю лекции в петербургских образовательных проектах — Школе Masters и «Доме Бенуа». Мне очень нравится работать со студентами. Для меня это дорога с двусторонним движением: я не только учу тому, что знаю и умею сам, но и многому учусь у них.

Фото: Валентин Блох, Антон Рудзат

Текст: Виталий Котов

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Январь

Комментарии (1)

  • Tatyana Aldoshina 22 янв., 2018
    Вы не видели дипломных работ провинциальных художественных вузов,где дизайнеров учат 70 летние преподаватели. Я ничего против не имею старых профессоров, но к сожалению из видение не соответствует действительности.