Новый многофункциональный проект ПАО «Газпром», запущенный в прошлом году, направлен на подготовку поколения профессионалов завтрашнего дня — людей широкой эрудиции и образованности. «Друзья Петербурга» предоставляют возможность студентам и молодым специалистам принять участие в решении актуальных вопросов по сохранению и приумножению культурно-исторического наследия, получить уникальный профессиональный опыт для развития лучших традиций петербургской школы реставрации.
С 2007 года ПАО «Газпром» ведет в Петербурге масштабную меценатскую деятельность, направленную на то, чтобы Петербургу вернулся подлинный блеск имперской столицы России. Благодаря программе по комплексному благоустройству исторический центр стал светлым, ухоженным и удобным для жителей и гостей. Компания активно участвует в восстановлении и реставрации знаменитых на весь мир дворцово-парковых ансамблей — ГМЗ «Царское Село» и ГМЗ «Петергоф». Петербург возвращает жемчужины архитектуры и роскошные интерьеры, считавшиеся безвозвратно утраченными.
Воссозданный в натуральную величину линкор Петровского флота «Полтава» — символ зарождения военно-морской мощи России — призван стать основой ПАО «Газпром» в сотрудничестве со своими современного Культурно-исторического центра «Парусник Полтава» и Экогалереи.
Пишется и новая история Северной столицы — в Петербурге появился самый высокий в Европе небоскреб Лахта Центр и один из лучших стадионов мира «Газпром Арена».
Многофункциональный социальный проект «Друзья Петербурга» — закономерный этап этой деятельности. Проект реализуется при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации СанктПетербурга.
ПАО «Газпром» в сотрудничестве со своими зарубежными партнерами разработает образовательную программу. Это позволит создать условия для организации международных стажировок российских молодых специалистов на исторических объектах Европы и мира. Кроме того, для проведения практических образовательных семинаров, лекций и мастер-классов в Санкт-Петербург в рамках проекта будут привлечены зарубежные специалисты.
Старт 2020
Проект стартовал в сентябре прошлого года, но работа над ним началась намного раньше. Надо было и проанализировать, есть ли к нему живой интерес со стороны будущих реставраторов, историков, архитекторов, урбанистов, и подготовить возможность для них побывать на объектах культурного наследия, где сейчас идут работы. Прошли встречи с представителями властных структур, профессиональных сообществ Петербурга, музейными работниками, руководством ведущих вузов города. В итоге сложилось все: цели и задачи, аудитория и партнеры.
ГМЗ «Царское Село»
Первый мастер-класс прошел в ГМЗ «Царское Село». В последние годы в музее-заповеднике при поддержке Газпрома один за другим открываются отреставрированные интерьеры Екатерининского дворца. Сегодня уже взят новый реставрационный рубеж –воссоздана парадная анфилада с уникальным барочным решением церкви Воскресения Христова и Лионским залом, пышность убранства которого может соперничать с Янтарной комнатой. Мастер-класс для студентов реставрационных колледжей состоялся на заключительном этапе, когда в Лионском зале еще шли работы над каминами, облицованными русской мозаикой из лазурита. Художники-реставраторы Царскосельской янтарной мастерской показали будущим коллегам, как идет кропотливый процесс воссоздания каминных канделябров. Студенты смогли попробовать себя в настоящем деле, и остались в восторге.
Мастер-класс посетили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко и Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.
«Сегодня мы увидели, как буквально из руин воссоздаются интерьеры Екатерининского дворца – жемчужины российской и мировой архитектуры. В «Царском Селе» особенно понимаешь важность цели, которую обозначил президент, – духовно-нравственное воспитание нашего населения на основе исторических и культурных ценностей, – отметил Дмитрий Чернышенко.
В «Царском Селе», в пригородах Петербурга еще есть огромное поле для деятельности. При поддержке ПАО «Газпром» начались реставрационные работы в Зубовском флигеле, где будут воссозданы личные покои Екатерины II. Молодых и увлеченных реставраторов там ждут.
«Масштабы сотрудничества города и Газпрома поражают. Это и благоустройство, и спорт, и экология. Но реставрация памятников истории и культуры — особая тема, мы очень ценим вклад компании. Символично и важно, что проект “Друзья Петербурга” был открыт в год 75-летия ленинградской реставрационной школы», — отметил председатель КГИОП Сергей Макаров.
Государственный Русский музей
Два мастер-класса провели для участников проекта «Друзья Петербурга» — студентов Института культуры и Академии художеств — реставраторы Русского музея.
Русский музей обладает уникальной коллекцией художественных рам. По ним можно изучать буквально все стили искусства XVIII—XX веков. Познакомившись с экспозицией, участники мастер-класса прошли в реставрационный отдел, где приняли посильное участие в реставрации рамы картины Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро». Это выдающееся произведение петербургских мастеров середины XIX века к нашему времени оказалось практически в аварийном состоянии: грязь, трещины, утраты резьбы, отслойка золота. После анализа специалисты провели консервацию и укрепление основы, удалили загрязнения, а потом уже перешли к восполнению утрат. Элементы декора восстанавливали по историческим фотографиям и сохранившимся аналогиям с соблюдением технологий почти двухвековой давности.
Анастасия Гаврилова, студентка Санкт-Петербургского государственного института культуры:
«Мне интересно все, что связано с реставрацией, – это моя будущая специальность. Мастер-класс был очень познавательным. Нам рассказали, что люди не обращают внимание на рамы, они смотрят на картины. Хотя, рама иногда может иметь еще большую художественную ценность».
Второй мастер-класс прошел онлайн и был посвящен восстановлению полотна Михаила Нестерова «Святая Русь» и открытиям, которые были сделаны во время этого процесса. Первая масштабная реставрация картины с момента поступления 100 лет назад в Русский музей стала возможна благодаря поддержке ПАО «Газпром». Работы шли полгода.
Ольга Клёнова, ведущий художник-реставратор высшей категории:
«Картина приобрела то свечение, к которому так стремился художник, рисуя явление Христа богомольцам. Желание это осветить и освятить диктовало ему тона, которые должны были сиять. Результатом нашей работы и стало то, что мы вернули картине ее настоящий колорит, тот, к которому автор шел целых шесть лет».
Друзья Петербурга» принимают участие в решении актуальных вопросов по сохранению и приумножению культурно-исторического наследия
Линкор «Полтава»
Линкор «Полтава» — точная копия первого крупного корабля Балтийского флота, в постройке и проектировании которого в 1712 году принимал участие сам Петр I, — был спущен на воду три года назад. Интерактивная экспозиция, подготовленная на корабле, такая же аутентичная, как и сам парусник, а новые технологии должны обеспечить посетителям феноменальный эффект присутствия. Во время мероприятия участники познакомились с основными методами создания музейного пространства, с тонкостями ведения проектов и управления командой.
Елена Соловьева, руководитель проектов Яхт-клуба Санкт-Петербурга:
«Мы сыграли в игру, где каждый из ребят почувствовал себя лидером и столкнулся с теми проблемами, которые возникали у нас при создании экспозиции. Главная идея, которую я хотела донести до участников мастер-класса, — в том, что управление проектами является навыком, который хорошо было бы изучать всем: это развивает логику действий, умение ставить задачу и планировать свой путь к ее решению. Будущим музейщикам это особенно важно».
Иван Сташин, студент магистратуры СПбГУ:
«Мы оценили вес пушечных ядер, попробовали покрутить штурвал, узнали, что фигуры матросов одеты в точные копии костюмов моряков времен Петра, а их лица имеют реальные прототипы — это люди, которые работают с кораблем сегодня. Такой детальный подход впечатляет. А проектный менеджмент очень важен для нас — такой опыт обязательно пригодится в будущем».
«Газпром Арена»
В мире всего пять стадионов, где есть и выкатное поле, и раздвижная крыша, но наш — самый крупный. С техническим оснащением иинновационным устройством «Газпром Арены» познакомились студенты архитектурно-строительного университета, колледжей «Кировский» и «СПАСК». Футбол, хоккей, концерты — просто фантастика, насколько быстро стадион можно перевести из одного состояния в другое. Заглянули ребята и в раздевалки игроков, потом поднялись наверх и полюбовались эффектной панорамой города.
С этого и началась дискуссия, посвященная градообразующей роли стадионов. В итоге все пришли к выводу, что современная спортивная арена, безусловно, стала новым этапом развития Приморского района и придала выразительные черты морскому фасаду Северной столицы.
Александра Гайдовская, экскурсовод-урбанист:
«“Газпром Арена” — образцовый пример современного спортивного сооружения, которое отражает историю и особенности Петербурга как морской столицы Российской империи (мачты на крыше отсылают к мачтам корабля), а также здесь сохранены исторические фрагменты стадиона имени Кирова».
Руслан Майков, студент СПбГАСУ:
«Как будущему архитектору мне было интересно увидеть конструкции этого грандиозного сооружения изнутри. Хорошо, что в моем родном Петербурге появляются такие современные здания, которые меняют его облик в лучшую сторону. Мне бы очень хотелось стать причастным к созданию в городе новых доминант».
Лахта Центр
Самым массовым мероприятием проекта «Друзья Петербурга» стала дискуссия «В чем уникальность каждого небоскреба и что служит источником вдохновения для архитектора». Организаторы удачно совместили два подхода: онлайн и офлайн. Все желающие могли зарегистрироваться на событие и послушать выступления британского архитектора Тони Кеттла и главного инженера Лахта Центра Сергея Никифорова. А студенты из СПбГУ, СПбГАСУ и Академии Штиглица побывали на очной урбанистической экскурсии, и живые впечатления, полученные во время прогулки, сделали онлайн-разговор объемным и содержательным.
Тони Кеттл рассказал о том, как создавался визуальный облик Лахта Центра, а главный инженер Лахта Центра Сергей Никифоров объяснил, как удалось построить несколько зданий разной массы на берегу залива, оградив их от воды, и как велось возведение зданий — от анализа грунта и заливки фундамента до планировки помещений и учета всех климатических условий и сейсмических особенностей.
Тони Кеттл, британский архитектор, руководитель Kettle Collective:
«С одной стороны, нам удалось повторить форму барочного цветка — это отсылка к искусству прошлых веков, которым известен Санкт-Петербург. Природные линии здания говорят на одном языке с водой и при этом находятся в диалоге с другими архитектурными доминантами Санкт-Петербурга — “Газпром Ареной”, телебашней, Петропавловским собором».
Камила Гильмутдинова, студентка СПбГАСУ
«Мне было интересно услышать то, как Тони Кеттл и его коллеги пришли к идее Лахта Центра. Теперь есть понимание, как рождаются идеи, что можно брать за основу для вдохновения и насколько важны грамотные технические расчеты. Буду ждать следующих мероприятий проекта “Друзья Петербурга”, чтобы узнать что-то новое и полезное».
ЕВРО-2020
Культурная столица сегодня стала футбольной столицей Европы. 7 матчей чемпионата пройдут в Петербурге. ПАО «Газпром» выступает официальным партнером ЕВРО-2020. Всесторонне подготовиться к насыщенным событиями дням помогли мероприятия для участников проекта «Друзья Петербурга».
Финалист международного конкурса IPA 2019 Вячеслав Королев провел мастер-класс для начинающих фотографов. В искусстве репортажа ребята упражнялись на идеальном материале — кубке Анри Делоне, который с 1960 года вручается команде — победителю чемпионата Европы. Легендарный трофей в рамках тура кубка был выставлен на Заячьем острове. Вячеслав поделился с участниками секретами профессии, разобрал отснятый материал и дал советы на будущее. Потренировались участники и в видовой съемке, поснимав открыточный вид на Лахта Центр и «Газпром Арену».
Вячеслав Королев, фотограф, финалист международного конкурса IPA 2019:
«То, что шел дождь, — это даже хорошо. Будущие журналисты должны понимать, что идеальных условий для съемки не бывает».
Как меняется город в преддверии масштабных международных событий? Этот вопрос попытались разобрать студенты и волонтеры, проходящие подготовку для работы на чемпионате Европы. Встреча состоялась в знаковом месте — арт-пространстве «Квартира No 60», созданном в честь победы сборной СССР на первом Кубке Европы.
Эвелина Салагубова, студентка ФинЭк, волонтер:
«Петербург готовится к встрече чемпионата Европы по футболу, и мы хотим знать его историю. Искренне надеюсь получить много новой информации и понять, как лучше встретить чемпионат и помочь реализовать мероприятие на высшем уровне».
Фото: архивы пресс-служб
Комментарии (0)