Специалист по международному праву и региональному развитию, героиня премии «Женщины меняют Петербург», которую вместе с ювелирной компанией MERCURY проводит редакция «Собака.ru», руководит реставрацией фортов «Кроншлот» и «Александр I» и делает все для того, чтобы Кронштадт стал новым туристическим центром (впрочем, это уже сделано — в 2023-м город впервые принял 3 миллиона гостей). Поговорили с Марикой о перспективах приспособления фортов, ее новой книге и о том, почему Кронштадту необходима марина для яхт.
Затонувший корабль, клады и какой форт — первый в мире
Хотя все в курсе, что форты входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, «Кроншлот», «Император Петр I» и «Александр I» десятки лет стояли заброшенными и разрушались. Вы взялись за их реставрацию — первыми! Какой самый большой челлендж археологических, проектно- изыскательных, противоаварийных и реставрационных работ?
Мы дико боялись трещин в фундаменте! Если бы зафиксировали необратимые изменения в основаниях фортов, надводная реставрация не имела бы смысла. Ее попросту нечестно было бы делать! Представь: у тебя дом на честном слове держится, а ты в него бешеные миллионы инвестируешь, лепнину подновляешь. Поэтому вместе с командой реставраторов Института материальной культуры РАН мы провели подводные исследования, попутно обследовав акваторию Финского залива. И важно: изучение фундамента фортов было сделано впервые за всю их историю. Потому что просто не было раньше такой аппаратуры!
Саспенс! И что?
Оказалось, свайные основания фортов не просто в хорошем состоянии, а в идеальном! И продержались сотни лет — ни трещин, ни расхождений, обнадежили нас профессионалы из ИИМК РАН. А им точно можно доверять: директор Центра спасательной археологии Наталья Соловьева — уникальный специалист и знаменита тем, что с помощью новых технологий совершает революцию за революцией в реставрационной отрасли. Сейчас работает над восстановлением знаменитой арки Септимия Севера в Пальмире: когда Соловьева выступает на международных конференциях, ученые в зале сидят, как приклеенные.
Говорят, реставраторы все время находят на фортах какие-то клады!
Не клады, но артефакты! На фортах даже развернули полевые музеи. Снимали слой за слоем землю, копали в акватории — и вот находки: от изразцов до утерянного герба Российской империи. Особенно радовались реставраторы: когда обнаружили элемент декора арочно-обводного кованого ограждения, так буквально шампанское открыли.
А в чем сенсация?
Нужно было воссоздать утраченное ограждение, а образца у реставраторов не было и опереться в работе им было не на что. Одно дело — архивы, и совсем другое — наличие оригинального элемента! Точно так же и грандиозную чугунную обходную галерею слева и справа от входа в форт «Александр I» воссоздали по чудом сохранившимся деталям: 43 тонны рельефного литья. Кроме того, методом художественного литья было воссоздано около 800 архитектурных деталей — балясины на внутренних чугунных лестницах.
Шторм, ледоход, дикий холод, ураган — как вообще реставрировать форты, если это острова, до которых еще поди доберись. Работали только летом?
Вообще-то круглогодично и местами круглосуточно — и так уже четыре года подряд! Есть такая штука, ПСР — план строительных работ: одни виды работ можно делать только летом, но другие — и в морозы. Подрядчики наши, конечно, в первую зиму прозрели. «Зима близко» — это для нас не мем из «Игры престолов», а сигнал к действиям.
У вас сенсация, а о ней мало кто слышал! Говорят, вы отправили в подразделения ЮНЕСКО материалы, подтверждающие, что Кроншлот — первое гидротехническое сооружение на воде не только в России, но и во всем мире.
Да, в архивах были найдены документы, которые это подтверждают. Из серии «Совпадение? Не думаю!»: в 1703-м Петру I пришла в голову гениальная инженерная мысль, и он принял военно-тактическое решение по строительству фортов вокруг острова Котлин. Кстати, деревянная модель «Кроншлота» была сконструирована собственноручно Петром Великим в ответ на угрозу со стороны шведского флота. Форты в Голландии, Франции, Британии построены позже, чем 1704 год.
Брендинг фортов начинает играть новыми красками.
Мы в России хорошо строим, но вот красиво пиарить себя не всегда умеем. Самое интересное, не все знают, что форт «Боярд» — это подражание нашему форту «Александр I», только слегка уменьшенное в размерах! Приехали французские архитекторы, взяли проектную документацию — форт же бубликообразный на вид, чтобы ядра отскакивали! — а повторить в том же масштабе не смогли и сделали свою версию.
В июне 2024-го будет пять лет, как руководитель проектного офиса «Остров фортов» Ксения Шойгу показала прототип туристско-рекреационного кластера на 150 га. С тех пор вы открыли три очереди: парк, Конгрессно-выставочный центр и Музей военно-морской славы. А еще обещаете, что площадь новых зданий и сооружений в Кронштадте составит 347 000 кв. м, а реставрация завершится к 2025 году. При этом над проектом работает даже слишком небольшой коллектив. Как это возможно?
Авторское кино — так я это называю.
Да уж, «Рассекая волны». И невозможно повторить в домашних условиях.
Трюки здесь выполняют профессионалы! Когда нам предлагают масштабироваться и взяться за новые территории, я не против, но выдвигаю условие: клонировать всю команду три раза.
Вообще смешно, но грустно.
Это Петр I может сказать: «Сейчас на болоте зафигачу город, я так вижу» — и сделать. Таких людей единицы. Что скрывать, пример первого императора нас вдохновляет, и мы все время повторяем: «Будет так, и нас хватит на то, чтобы воплотить все это в жизнь». И, кстати, уже в 2023 году мы приняли 3 миллиона 300 тысяч туристов, то есть идем с опережением сроков, а в 2024-м планируем выйти на цифру 4 миллиона. «Остров фортов» стал новой федеральной точкой туристического притяжения, по объемам схожей с «Сочи Парком», Петергофом и другими известными локациями.
В 2008 году в акватории Финского залива было обнаружено место кораблекрушения парусника «Портсмут». Вы занимаетесь подъемом и музеефикацией этого уникального артефакта?
«Даже у затонувших кораблей есть будущее» — как-то такая фраза проскочила в разговоре с Артемом Мельниковым, главой фонда «Люди моря» и компании «Фертоинг». Его команда делает космические вещи, и сейчас мы работаем над оцифровкой этого затонувшего корабля, чтобы восстановить историческое наследие и понять, как поднять то, что осталось.
Мы понимали, что не стоит дублировать аналоговый музей ВМФ, и когда формировали экспозицию Музея военно-морской славы, использовали все возможные цифровые технологии, чтобы привлечь новое поколение. Но форты — это шедевры аналогового мира и петровской эпохи. А «Портсмут» — флагман петровской эпохи. Поэтому мы думаем о том, что нам просто необходим грандиозный аналоговый объект, который можно потрогать руками в реальном мире, а не в виртуальной реальности.
Насколько грандиозный?
Помню, как поднимали со дна Финского залива гигантский якорь «Портсмута». Идет колкий косой дождь. Стоим, мокрые как водолаз, но на укладках — только что было какое-то важное совещание. Из воды медленно показался якорь — сначала метр, потом еще один, а в итоге 2,5 метра! Мы думаем: «Ок. Если такой якорь, то какого размера корабль?!» Скоро, надеюсь, увидим: по весне начнем изыскания, а дальше — подъем, консервация, реставрация.
Как у вас с финализацией проекта? Кажется, вы единственные, кто занимается стройкой и умеет соблюдать сроки.
Мы находимся на финише: что-то заканчиваем в 2024 году, что-то в 2025-м. Дальше — авторский надзор: строительные работы у инвестора будут идти до 2026-го. Ты удивишься, но так мы и планировали в 2019 году: за 5 лет активировать территорию Кронштадта. Мы даже перевыполнили план: рассчитывали на кратное увеличение пассажиропотока, но запустили катамараны — и в 2023-м в Кронштадт приехали, как ранее упоминала, более 3 миллионов человек. Кстати, общаясь с Комитетом по туризму, мы выяснили, что уже в 2022-м появилась категория туристов, которая сразу и целенаправленно едет в Кронштадт, в «Остров фортов».
Когда ждать яхт-клуб в Кронштадте и при чем здесь котики
Да, когда пять лет назад я мрачно бродила по кронштадтским руинам, это невозможно было представить.
А сегодня Кронштадт — новый туристический центр федерального масштаба: мы вполне можем равняться по количеству посещений с лидерами индустрии. Ждем, когда форты откроют после реставрации и к «Александру I» и «Кроншлоту» начнут курсировать катамараны — это будет отдельный туристический продукт и вообще сенсация!
А чего ждать? Каковы перспективы приспособления фортов?
Мы надеемся, что форты начнут жить самостоятельной и очень насыщенной культурной жизнью. На красивейшем «Александре I», известном также как «Чумной», появятся культурные пространства, небольшой отель, ресторан, а еще музей истории борьбы с инфекционными заболеваниями: в начале XX века здесь действовала лаборатория по исследованию чумы. На «Кроншлоте» откроют музей истории этого уникального форта плюс кинотеатр, ресторан и — внимание! — ЗАГС. На «Императоре Петре I» ждите музей минно-взрывного дела, пространства для культурных событий, смотровые площадки, ресторан, кафе, а также винный погреб. Но добавлю: сейчас мы находимся в поиске инвесторов, соорганизаторов жизни на фортах. Наша задача — провести реставрацию и подготовить форты так, чтобы дальше передать их, в хорошем смысле, в хорошие руки: чтобы сюда пришли люди, которые будут заниматься проведением мероприятий.
Вот слово «ресторан» я услышала сейчас три раза, и это прекрасно. И кажется, что всем хорош кластер «Остров фортов». Но как будто в нем не хватает марины: петербуржцы были бы счастливы, открой вы яхт-клуб.
А мы его как раз проектируем! Тут даже обсуждать нечего: в Кронштадте — лучшая акватория, чтобы построить большой яхтенный порт, рассчитанный на гражданские суда среднего и малого водоизмещения, который, соглашусь, Петербургу абсолютно необходим. Горожанам лодки хранить негде! А лучшая акватория здесь — потому что все уже готово: углублять фарватер и налаживать инфраструктуру не придется. Представьте, рядом с Парком военно-морского флота откроется марина на 509 судов, а там и сейлинги для хранения, и заправки, и ремонтные мастерские, и рестораны, и набережная для всех.
Инвестор для яхт-клуба найден?
Да, земля передается инвестору с обременением именно для строительства марины. Мы на финальной стадии согласований: нарисовано несколько архитектурных концепций яхт-клуба — обсуждаем их с городом, считаем административно-финансовую модель и думаем, стоит ли делать небольшой намыв для идеального результата. Но, скорее всего, мы от этой идеи откажемся и голосование будет в пользу марины, расположенной на уже существующей территории. В конце марта этого года все должно быть решено.
Энтузиасты яхтенного спорта — а это примерно половина от всего активного населения Петербурга — сейчас приободрились.
Знаешь, только благодаря «Острову фортов» я поняла, какое количество людей в нашей стране имеют близкую связь с флотом, кому на уровне личной истории откликается тема моря. Россия — морская держава: у кого-то дед служил, у кого-то отец на рыболовецком судне. В стране все время ведутся дискуссии на тему того, где же найти скрепы. Да, собственно, эти скрепы всюду вокруг нас, на каждом шагу, нужно просто заглянуть в семейный альбом. И просто надо делать красиво, современно и для людей. Ко мне мамочки чуть ли не каждый день подходят со словами: «Были у вас в парке, с тех пор мой пацан заболел историей флота, говорит: “Моряки — это круто, буду моряком”».
Ты только что дебютировала с книгой эссе «Во-первых, это красиво», и в ней много автобиографичного про Петербург. Процитирую: «Если опустить банальные, модные разговоры о “комплексном развитии территории” и обратиться к метафизической анатомии проекта “Остров фортов”, понятно одно: этот проект — про смирение и умение просить. Просить ежедневно, везде, у всех: у федералов — помощи Питеру и фортам; у Санкт-Петербурга — помощи Кронштадту, новых дорог и парковок; у инвесторов — денег на реализацию проектов. А у святых Иоанна Кронштадтского и Ксении Петербургской — сил, ума и терпения. Просить, несмотря на “не положено”, “не предусмотрено”, через “многие до вас брались, и где они”. Просить решений, встреч, часами высиживая в приемных, неделями ожидая подтвержденных встреч. Просить вопреки самолюбию и иногда даже здравому смыслу. Учиться просить правильно. Просить, “ибо нужду имеем”».
Очевидно, ты написала прямо учебник по government relations! Дай, пожалуйста, коуч-сессию, как эффективно просить в Петербурге.
Бес-ко-неч-но. Не теряя энтузиазма. Просить и еще раз просить. Знаешь, что помогает? Мы горим этим проектом. Мы верим в него. И люди, которых мы просим, тоже начинают верить. Да, не сразу, но это происходит, и это работает! Кому-то достаточно на тебя посмотреть и понять: «Ну шансов нет, она сделает!» У кого-то тройная степень защиты, но приехав в Кронштадт, люди оттаивают. Если каждый день выкладываешься на 100+, все получается. Нет ничего, о чем мы думали, что не вышло. Получилось все.
Какие еще профессиональные компетенции ты приобрела?
Важно вот что: я приобрела людей. Авторское кино — сложная штука. Оно делается не правилами, регламентами, госпрограммами. Оно делается людьми и их энергией. Если бы не те, кто в нас поверил и помог, ничего не было бы. А ведь знаешь, мы рыдали в кабинетах. Плакали просто. Говорили: «Не рассказывайте, почему нельзя. Просто сделайте нормально. Ну пожалуйста». И в какой-то момент нам отвечали: «Ладно, успокойся, сейчас все будет хорошо».
Как говорит Николай Цискаридзе: «У человека, который прошел Петербург, стальные нервы»!
Вся команда «Острова фортов» — из Москвы. Идея там родилась, и поручение оттуда. Поначалу я цинично понимала: если не полюблю этот город, будет сложнее работать. Пять лет прожила в ночном поезде. И эта «болотная сущность» — она начала тянуть к себе эмоционально. Так я неожиданно осознала: люблю Москву, но влюблена — безусловно, иррационально — в Петербург.
Это интересно. Ну а что ты любишь в Петербурге, кроме Кронштадта?
Можно честно? Лахту, моряков и котиков!
Love is — это?
Строить город, в котором будешь жить не ты! Такое можно только по любви делать. Помню, был июнь 2023-го, мы сдали в эксплуатацию Музей военно-морской славы. И на второй день после его открытия меня на входе не пропустил охранник, который, видимо, появился здесь только вчера. Мне захотелось взвыть: «Да мы тут полтора года назад, в траве по пояс, месили грязь», — но я срочно ушла подышать на набережную, села на берегу Финского залива. И вдруг поняла: «Меня не будет — а музей будет здесь стоять».
Текст: Яна Милорадовская
Фото: Елена Резвова, Валентин Блох, предоставлены пресс-службой
Стиль: Ника Владимирова
Визаж и волосы: Алексей Радченко
Свет: Антон Попов и Айрат Муратов Skypoint
Обо всех героинях премии «Собака.ru» и ювелирной компании MERCURY «Женщины меняют Петербург 2024» читайте здесь.
Комментарии (0)