Знаковый памятник конструктивизма архитектора Якова Чернихова, херувимы в Домовой церкви Гатчинского дворца: «Собака.ru» начинает подводить итоги и рассказывает, что удалось восстановить и воссоздать в 2023 году.
Домовая церковь Гатчинского дворца
Главной реставрационной сенсацией стала императорская домовая церковь, в которой под сводами купола нашли свыше 90 изображений ангелов — ранее их считали утраченными. В отличие от большей части дворца, интерьеры храма пострадали меньше: уцелели лепнина и колонны из искусственного мрамора. А вот витражи, включая «Всевидящее око» художника Александра Перница, тоже воссоздавали с нуля.
Заведующая научно-фондовым отделом ГМЗ «Гатчина» о реставрации Домовой церкви специально для «Собака.ru»:
«Однажды наш сотрудник, уходя из церкви, услышал громкий звук. На полу лежал кусок штукатурки, а на потолке открылся лик херувима. Во время реставрации специалисты нашли 94 из 120 подлинных изображений, в советское время спрятанны за листами бумаги. Большая удача! Это не единственное открытие: когда эксперты осматривали лепнину, увидели подлинную дубовую раму XIX века, а в ней — аутентичные кусочки витражного стекла синего, белого и малинового цветов. Находки помогли художнику Евгению Иванову определить оригинальную палитру цветов и воссоздать три витража.
Мы были уверены, что все части иконостаса домовой церкви утрачены в годы богоборчества, поэтому с большим удивлением обнаружили, что в Павловском кафедральном соборе сохранились четыре аутентичных заалтарных образа из Дворцовой церкви в Гатчине: Спаситель, Иоанн Предтеча и апостолы Павел и Петр работы Павла Шамшина. Теперь оригиналы передали нам, и они размещены на своем историческом месте».
Зал с горкой в Александровском дворце
В Александровском дворце открыли зал с деревянной горкой — любимым развлечением детей императора. Интерьер первоначально именовали Первой парадной комнатой. Свое нынешнее название он получил в 1833 году, когда вдовствующая императрица Мария Федоровна подарила внукам, детям Николая I и Александры Федоровны, деревянную катальную горку. Аттракцион перевезли из Аничкова дворца и установили между Портретным и Библиотекой. Во время Великой Отечественной войны горка была утрачена. В 2023 году зал вернул былой шарм: специалисты отреставрировали наборный паркет, облицовку стен из искусственного мрамора конца XVIII века, восполнили небольшие утраты мраморного камина 1843 года, воссоздали дубовые дверные и оконные заполнения и, конечно, саму горку по архивным документам.
Здание завода «Красный гвоздильщик»
Знаковый памятник конструктивизма архитектора Якова Чернихова бережно отреставрировала компания Setl Group. Холдинг получил здание в руинированном состоянии. Застройщик смог восстановить исторический фасад Канатного цеха вдоль 25-й линии Васильевского острова и саму водонапорную башню с сохранением конфигурации и габаритов окон и дверей, рисунка и расстекловки. Проект отмечен жюри премии «Золотой Трезини» как лучшая реставрация промышленного объекта!
Левашовский хлебозавод
Образцовый пример редевелопмента подал Эдуард Тиктинский в 2023 году. Шесть лет назад его строительная компания RBI приобрела аварийный Левашовский хлебозавод. Застройщик возвел жилой комплекс на территории, прилегающей к зданию, а часть вырученных средств использовал для реконструкции памятника конструктивизма. Здесь демонтировали пристройки девяностых, отреставрировали фасады, построили новую кровлю, в том числе деревянный 40-тонный купол котельной. Сегодня это современное культурное пространство под кураторством школы Masters во главе с Полиной Бондаревой.
Павильон «Эрмитаж»
После реставрации в Петергофе открыли первый Эрмитаж в России. Здание возвели по указу Петра I. Павильон с подъемным столом, предназначенный для обедов в узком кругу приближенных, ввел в России моду на уединение и подобные сооружения. Из всех построек Нижнего парка он меньше всех пострадал в годы Великой Отечественной и стал первым послевоенным музеем. За два года специалисты вернули исторический цвет фасадам, отреставрировали кронштейны балконов и сами балконы, а также мостик из лиственницы, обнаружили образцы старинных кирпичей, выполненных вручную.
«Храм Озириса и Изиды» и «Посейдон»
К 178-летию со дня рождения Ильи Репина на территории музея-усадьбы «Пенаты» восстановили малые архитектурные формы. Одной из них стала беседка «Храм Озириса и Изиды» в конце аллеи Пушкина. Название ей дал сам художник в честь египетских богов Изиды и Озириса. Здесь регулярно устраивали народные гуляния, лекции и домашние концерты, а сам Илья Ефимович занимался спортом. Вторым объектом стал колодец «Посейдон» — это восьмигранная чаша с тремя ступеньками, спускающимися к пруду. Расположен рядом с искусственным прудом «Большой простор» и был предметом гордости живописца. Передвижник считал воду скважины целебной и пил ее регулярно.
Комментарии (0)