Настоящее искусство — вне времени и пространства. Но парадокс: настоящее искусство идет в ногу со временем, то есть сегодня занимает свое место в цифровом пространстве. На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) 11 сентября был представлен совместный проект Государственного Эрмитажа, инвестиционной группы «Интеррос» и токенизационной платформы «Атомайз». Теперь мы можем (и будем!) говорить о шедеврах из коллекции Эрмитажа как о цифровых финансовых активах и узнавать в NFT-коллекционерах новое поколение меценатов.
Это первый в России проект в области токенизации предметов искусства, реализующийся исключительно на территории России и в полном соответствии с отечественным законодательством о цифровых финансовых активах.
Искусство и NFT. История вопроса
Эра NFT началась не так давно — примерно шесть лет назад. Под завораживающей аббревиатурой скрывается non-fungible token — невзаимозаменяемый токен. В его основе лежит смарт-контракт — алгоритм, закрепляющий за владельцем право на обладание цифровой копией реального объекта. Человечество осваивает безграничный цифровой мир, а договор и в метавселенной договор.
В 2021 году был запущен алхимический процесс превращения в цифровые активы объектов искусства. Тогда в условиях традиционной секретности картина культового художника Бэнкси исчезла в материальном мире и была конвертирована в NFT. Разумеется, уничтожение произведения не является обязательным условием перевода в цифру, но ярко проиллюстрированная метафора сработала как внятный сигнал: искусство зашло в цифровую среду.
Предметы искусства не всегда меняют свою существующую форму (и формат) в рамках привычного для современного арт-комьюнити ироничного перформанса. Иногда перемены продиктованы желанием уберечь и восстановить. Цифровое пространство позволяет сохранить хрупкие и ценные шедевры в вечности, не вступая в конкуренцию с классической музейной культурой, а предоставляя ей новые возможности.
Зарубежные примеры — амстердамский Фонд наследия Рембрандта, выпустивший NFT-коллекцию из фрагментов картины «Ночной дозор», средства от продажи которой были направлены на создание виртуального музея. Музей изящных искусств в Бостоне также анонсировал продажу коллекции NFT на цифровые версии пастелей из своей коллекции, чтобы получить дополнительные средства для консервации работ Эдгара Дега.
В России трендсеттером цифровых процессов выступил Государственный Эрмитаж. В 2021 году на аукционе были выставлены пять картин в диджитал-формате, в том числе «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, и были проданы NFT на сумму свыше 32 млн рублей. Вырученные от продажи средства были направлены на реставрационные работы, а токены стали частью коллекций предметов искусства для своих покупателей. А в ноябре того же года Эрмитаж представил 38 NFT-проектов на своей первой цифровой выставке в виртуальном пространстве.
Рафаэль. Прошлое, настоящее и будущее
В рамках проекта «Цифровое искусство», который был представлен на ВЭФ, группа «Интеррос» и российская платформа «Атомайз» создали NFT на фрески XVI века. Входящие в коллекцию Государственного Эрмитажа «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу» были выпущены в виде 60 токенов, поровну распределенных между произведениями мастерской великого итальянского живописца.
Уникальность проекта состоит в том, что для его создания были использованы фотографии фресок, сделанные до начала длительных реставрационных работ и после них. Каждому снимку был присвоен индивидуальный код, и теперь дореставрационный облик произведения доступен только в виде цифрового арт-объекта — ведь фрески уже восстановлены. Приобретатель токена получает индивидуальное цифровое право на уже не существующий образ еще не отреставрированного шедевра и, возможно, свое, но диджитализированное воспоминание о давней встрече с фреской в музее.
История фресок, кстати, весьма примечательна. Они с 1520 года украшали виллу Стати-Маттеи на Палатинском холме в Риме. Возможно, были заказаны в мастерской Рафаэля как свадебный подарок. Расположение работ было необыкновенно эффектным — они находились в лоджии, выстроенной внутри античных стен, сохранившихся от древнеримского дворца.
Когда в 1856 году участок вместе с виллой был продан ордену Посещения пресвятой Девы Марии, изображения обнаженных античных богов и героев стали нежелательными. К счастью, фрески выкупил римский коллекционер и археолог — маркиз Джованни Пьетро Кампана. При демонтаже фрески проклеили и перенесли на холст (при этой процедуре они значительно пострадали). Из коллекции Кампаны комплекс росписей в 1861 году попал в императорский Эрмитаж. Это заслуга императора Александра II. Он, вероятно, видел произведения, когда посещал Рим, будучи еще наследником-цесаревичем. На протяжении многих столетий считалось, что часть фресок была выполнена собственноручно Рафаэлем, хотя споры об авторстве шли всегда и сейчас, после реставрации, стали особенно острыми.
Фрески, чьи цифровые копии теперь можно будет приобрести, три года назад можно было увидеть на выставке «Линии Рафаэля. 1520–2020». Тогда произведения находились в процессе реставрации — долгом, сложном и принесшем удивительные открытия. Так, например, рекомендуем присмотреться тем, кто станет счастливым обладателем заветного токена, к фреске «Венера, вынимающая занозу». Ее подлинный сюжет обнаружился уже в процессе восстановления.
Елена Степанова,
художник-реставратор монументальной живописи высшей категории, Государственный Эрмитаж
«Это большой подарок судьбы для реставраторов — прикоснуться к таким шедеврам. Мы работали с большим трепетом и вдохновением. Большой проект начался в 2017 году, а закончился в самом конце 2022-го.
Сюрпризы, конечно, были. Например, в процессе раскрытия живописи мы обнаружили, что в ней были произведены изменения. Изменения состояли не только в тональности и в цветовой палитре, но и в изображении. Например, во фреске “Венера, вынимающая занозу” (до реставрации она называлась “Венера, завязывающая сандалию”) под слоями грубых записей, а они были множественные, тотальные, разного времени, реставраторы обнаружили подлинный авторский рисунок. Ушла сандалия, появился куст розы под ножкой у Венеры. Это логическое завершение всего цикла, ведь мы знаем, что эта античная история любви Венеры и Адониса заканчивается именно так: безутешная Венера блуждает по горам в поисках любимого и ранит ноги о кусты терновника.
Искажающие краски XIX века закрывали самое главное — казалось, свое достоинство фреска потеряла уже навсегда. И как писали в книгах исследователи, “былых красок мы уже не увидим”. Но вот последняя реставрация нам доказала обратное. После реставрации то, что было утрачено, приобрело настоящую первоначальную ценность и художественный замысел, который был в них вложен».
Зоя Купцова,
старший научный сотрудник, Отдел западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа
«Я считаю, что цифровые технологии — это просто замечательно. Если бы они существовали в XVI веке, у нас была бы возможность увидеть истинное произведение таким, каким оно было создано, например, учениками Рафаэля. Вообще, мне кажется, это большой прогресс. Потому что, во-первых, у обладателя будет целая история в руке. История о том, как это произведение изменилось. И посетитель, который придет в Эрмитаж или зайдет на сайт музея, не всегда будет иметь возможность увидеть изменения, долгую работу, споры. Все это видно на изображениях, которые меняются со временем. Еще есть очень важный момент. Многие произведения мы не можем рассмотреть на экспозиции. По разным причинам: вечерний свет, пасмурно, бликующий холст. Или, например, фрески, которые мы сейчас с вами видим, они будут помещены высоко в рамы, эти рамы закроют обрамление каждой композиции, и мы не увидим, что здесь есть колонны, почти не увидим пилястры, парапеты. Это все будет закрыто. И только обладатель вот этих NFT-изображений будет видеть по-настоящему полный авторский формат. И не нужно… Нет, это, конечно, кощунство — говорить, что не нужно приходить в Эрмитаж. Нужно приходить в Эрмитаж! Чтобы сравнить и понять. Можно увидеть композицию при разном освещении, а можно просто наслаждаться каждым фрагментом, которые часто скрыты от посетителей».
Всем перечисленным ценность приобретенного актива не исчерпывается. Отечественная токенизационная платформа «Атомайз», уже осваивающая рынок драгоценных металлов и недвижимости, действует в поле российского законодательства в области цифровых финансовых активов, поэтому приобретатель может не волноваться: все его права будут соблюдены. В том числе и право на экспонирование! Ждем первых анонсов на выставки нового формата, доступного для реализации в любом уголке страны.
Уникальный цифровой объект может стать и стартом нового (во всех смыслах) собрания, и ответвлением материальной коллекции произведений искусства, и элегантным инвестиционным решением. Отечественный рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) активно развивается, поэтому может оказаться весьма выгодным вложением.
Однако инвестиционный контекст здесь обретает и более высокий смысл. Помещая произведения искусства из своих коллекций в цифровую среду, музеи получают дополнительный источник для финансирования реставрационных и восстановительных работ и для развития в целом. Предустановленная стоимость токена не столь высока, поэтому разговоры о приобретении произведений признанных мастеров уже очень скоро могут выйти за пределы закрытых аукционов и узкого арт-сообщества. Новый взгляд на сохранение культурного наследия обладает цифровой точностью и направлен в будущее, где музейные институции обретают необходимую поддержку, а в стране зарождается следующее поколение меценатов и коллекционеров с соответствующими времени возможностями.
Кирилл Гаврилин,
член-корреспондент Российской академии художеств, профессор, завкафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ им. С.Г. Строганова
«Традиционные институты только начинают осваивать новейшие технологии. И в последнее время мы наблюдаем множество успешных примеров такого рода, особенно в музейной и реставрационной среде, благодаря взаимодействию с NFT-технологиями. Такие эксперименты привлекают к реставрационной науке, к музейным коллекциям, к музеям, к истории искусства, к искусству вообще очень широкую аудиторию из разных стран, в том числе молодую аудиторию, разрушая границы и воспитывая, по сути дела, новое поколение.
Полноценная реставрация таких значительных произведений искусства — это очень дорогостоящее предприятие. Иногда она длится годами. И дело не в расторопности специалистов, дело в бюджетах. Потому что гигантские бюджеты уходят на исследовательские работы, в том числе с применением цифровых технологий. Гигантские бюджеты уходят на редкие аутентичные материалы, на производственные работы. Все крупные реставрационные проекты в международном формате, как правило, поддерживаются крупным бизнесом, и мы очень рады, что в России появляются такие примеры, как сотрудничество “Интерроса” и Эрмитажа».
Средства, полученные от продажи токенов школы Рафаэля, выпущенных в этом году, будут направлены на реставрацию произведений из коллекции Эрмитажа. Изящное подтверждение, что в основу нового цифрового проекта вплетена тема преобразования — такого же вечного, непрерывного и всеобъемлющего, как само искусство.
Комментарии (0)