Китайский дворец в Ораниенбауме — единственный образец стиля рококо в России такого масштаба и сохранности. Дворец пощадили время и войны, и его интерьеры дошли до наших дней практически нетронутыми, такими, какими их задумали Ринальди и Екатерина II, принимавшая живое участие в процессе проектирования и декорирования «собственной дачи». Однако время оставило свой след и на этих интерьерах. Последние 15 лет при поддержке ПАО «Газпром» во дворце идет планомерная научная реставрация. Мы пригласили лауреата премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» актера Дмитрия Лысенкова полюбоваться уникальными интерьерами. На многочисленные вопросы актера ответила лауреат премии «Петербург будущего», заведующий сектором «Собственная дача» филиала Ораниенбаум ГМЗ «Петергоф» Татьяна Сясина.
Как давно идет реставрация в Китайском дворце?
В том или ином объеме — практически непрерывно, с начала его создания и до сегодняшнего момента. Первым ремонтом (или реставрацией) пришлось заняться самому Ринальди. В частности, он задумал создать здесь что-то вроде итальянского палаццо и планировал полы из искусственного мрамора во всем дворце. Огромное количество света, окна в пол, мрамор – так должна была осуществляться связь с природой. Но рядом был пруд, Ринальди сделал коллектор для отсечки от воды, но тем не менее в доме было очень влажно. Опорные балки сгнили, и полы рухнули. Для архитектора это была катастрофа. Не прошло и шести лет после первого приема, как надо было все переделывать. И тогда Ринальди решает тот же рисунок переложить в паркете. Цвет и свет стали другими, но зато это давало уют, ощущение тепла. Можно сказать, что это и была первая реставрация.
После Ринальди дворец масштабно перестраивался только один раз, в середине XIX века: тогда был надстроен второй этаж и добавлены застекленная галерея и антикамеры — дополнительные комнаты с торцов. Появилось второе остекление. Все было сделано для тепла, чтобы здесь можно было оставаться на ночь. Екатерина во дворце еще не ночевала, а уже следующие владельцы использовали его в полной мере как летнюю дачу. Но влажность до самого последнего времени оставалась очень высокой.
Слышал, что для сохранности важнее всего правильная температура и влажность в помещении. Каким образом вы достигаете оптимальных показателей?
При владельцах дворец регулярно топили и проветривали. Так в нашем непостоянном климате сохранялся хоть какой-то постоянный режим. Когда после войны решили вернуться к протапливанию, затрещал мрамор, стали рассыхаться паркеты, и топить опять прекратили. Дело в том, что отопление таких объектов должно быть круглосуточное и круглогодичное. Топить перестали, но вода буквально грозила погубить прекрасные интерьеры. Последняя реставрация началась с того, что мы установили определенный температурно-влажностный режим. Эта сложная работа длилась два года. И только потом занялись самой реставрацией. И вот открываем публике зал за залом. Одним из последних представленных помещений стал Большой китайский кабинет.
А откуда вообще в России пошло увлечение всем китайским? Это была дань европейской моде?
Безусловно. Это, с одной стороны, была мечта о восточной сказке и одновременно — ориентация на Европу, которая сама по себе к тому времени тоже переработала китайские мотивы.
Есть же даже такой термин — шинуазри.
Опять же, французский. Все это пришло из Франции, где в это время через стиль Регентства заканчивалась эпоха двух крупнейших, существовавших бок о бок на протяжении двух веков общеевропейских стилей — барокко и классицизма и начинался переход к рококо.
Неприкрытому украшательству!
Да, и более того — к философии праздника и удовольствия. Рококо – стиль изысканный, отличающийся утонченным изяществом, в переводе с французского означает «причудливый», именно такие интерьеры мы видим в Китайском дворце — нежные, почти «безешные».
Правильно ли я понимаю, что панно, которые украшают Большой китайский кабинет, были изготовлены российскими ремесленниками?
И панно, и паркет. Когда иностранцев приглашали в Россию работать, ставили условие обучать местных мастеров. Все началось при Петре I. Тогда машина только закрутилась, но уже в XVIII веке были достигнуты большие успехи.
Эти панно созданы в технике наборного дерева — маркетри. Изображение как мозаику собирали из разных сортов дерева на дубовый щит. Здесь реставраторы решили две сложные задачи. Первая — снятие позднейших наслоений краски с тонкого слоя дерева, не травмировав его. Краску нанесли в XIX веке, когда «подновляли» кабинет, посчитав, что так панно будут лучше сочетаться с мебелью и занавесками того же цвета.
Чем еще примечателен этот зал?
Здесь 99 % сохранности элементов XVIII века. Это для Петербурга просто фантастика! Когда мы сюда пришли, зал был практически черным — от времени, от копоти. На плафоне потолка, там, где грифоны, мы для сравнения оставили грязный, темный квадрат — вот это цвет, который был к началу реставрации. Начали расчищать — увидели, что можем полностью раскрыть первоначальный слой позолоты, который был закрыт новым золочением в XIX веке.
Не могу не спросить про бильярдный стол. Неужели и он стоит здесь с XVIII века?
Да. В то время игра в бильярд становится очень популярной в России, и Петр Федорович тоже ею не брезговал. Он купил этот стол в 1748 году, а в 1762-м, уже после его смерти, Екатерина повелела бильярд перенести сюда, и с тех пор стол дворец не покидал. Это, кстати, самый старый бильярдный стол в России. Когда начали его реставрировать, то с удивлением обнаружили, что под сукном не мрамор, как у других бильярдных столов (для того, чтобы хорошо катались шары), а идеально выструганная гладкая деревянная доска.
А почему лузы помещены в специальные мешочки?
Это самое интересное! Обычно лузы страдают первыми — рвутся от шаров. Но когда мы провели анализ, то выяснили, что они сохранились с XVIII столетия. Капсуляция сделана специально для того, чтобы сберечь и дальше историческое плетение.
А какие еще предметы во дворце остались с тех времен?
Конечно, в разное время что-то было утрачено или продано, но тем не менее в экспозиции очень много исконных вещей.
Следующий зал — Большой. А какие интересные истории связаны с его интерьером?
Главный экспонат здесь — обеденный стол. У нас дворец XVIII века, и, конечно, нам изначально хотелось накрыть стол на это столетие. Но тогда стало бы невозможно вернуть в зал исторические предметы мебели XIX века, в том числе мебельный гарнитур, выполненный для Большого зала мастером Гютоном. Поэтому было решено сервировать стол на XIX столетие, но с использованием вещей XVIII века.
Я давно хотел побывать в Стеклярусном кабинете.
Это жемчужина интерьерного, не побоюсь этого слова, искусства — я действительно считаю, что интерьер — это отдельный вид искусства. Стеклярусные панно этого кабинета были выполнены в XVIII веке. За два года 10 русских девушек под руководством француженки мадам де Шель вышили их синелью с использованием стекляруса, изготовленного на мозаичной фабрике Ломоносова в Усть-Рудице.
Мадам де Шель и компания.
Да, это была практически артель. Вообще-то мадам де Шель была актрисой и приехала в Россию именно в этом качестве. Но, помимо того, она слыла искусной вышивальщицей — тогда всех девочек учили рукоделию. Мадам де Шель могла видеть такого плана работу и объяснить идею автору дворцовых интерьеров Серафино Бароцци.
Такие интерьеры существуют не только у нас?
Подобных в мире всего четыре. Это комнаты в Отвиль-Хаусе (доме В. Гюго) на острове Гернси, в замке Морицбург, в замке Арнштадт и залы Китайского дворца. В доме Виктора такой же принцип: стеклярус жемчужного цвета в качестве фона и прекрасная французская вышивка, но все же не такая изысканная. Екатерина никогда не бывала во Франции, но не исключено, что видела другой стеклярусный кабинет — в немецком Арнштадте в Тюрингии. Он гораздо скромнее, но тоже мог стать источником идеи.
Это же невероятно сложная работа, ведь каждая бусинка нашита отдельно.
Да, это два миллиона бусинок! А дырочки в стеклярусе такие маленькие, что в них не проходит игла. И нашиты они со смещением, чтобы создать игру света от пламени свечей, ведь в XVIII веке не было электричества. А если еще представить, что здесь исторически были стеклянная мебель и стеклянный пол…
Прозрачный?
Нет, из охристой и лазоревой смальты, имитирующей водоем, окруженный стеклярусными панно как сказочными берегами. Получалась буквально иллюстрация поэзии XVIII века, когда возлюбленную на лодке увозили в волшебную страну любви. Как выглядела смальта, мы можем понять, посмотрев на столики, которые и сейчас украшают этот интерьер.
Есть намерение восстановить пол?
Нет, зачем? Сейчас здесь родной пол XIX века. Он заменил смальтовый пол, который пришел в негодность. Паркет повторяет первоначальный рисунок Ринальди.
Интересно было бы узнать, как это смотрелось.
Наверное, можно было бы сделать VR-фильм: идешь по залу и через очки наблюдаешь, как все выглядело три столетия назад. Но должно быть очень много иконографического материала, чтобы показывать былые интерьеры. В VR-фильме, который мы сделали при поддержке Газпрома, мы пошли по другому пути: представили, будто, наоборот, Екатерина из прошлого смотрит на произошедшие изменения. Впрочем, это не умаляет его достоинства: с VR-очками теперь у каждого есть возможность осмотреть Китайский дворец, даже когда он закрыт, например в зимний период.
А сами панно нуждались в реставрации?
Да, и нам пришлось снимать наслоения XIX века. Дело в том, что тогда вся вышивка была своеобразно «обновлена» — расписана яркой малиновой краской. Синель склеилась, ворсистость нитки оказалась не видна, и общая гамма кабинета значительно изменилась. Его даже стали называть Малиновым кабинетом.
Судя по фону, вышивка же не должна ярко выделяться, кричать.
Совершенно верно! Все должно было соответствовать общей пастельной палитре и радовать глаз гармонией. Большими усилиями, но нам удалось ее вернуть.
А чем знаменит с точки зрения реставрации Зал муз?
Зал муз был очень сложным, это был первый отреставрированный зал, именно на нем отрабатывалась методика реставрации паркета. А ведь здесь очень сложная техника, когда тончайшие фрагменты встроены в общую толщу древесины. Трудно представить, как все это могло так хорошо сохраниться, ведь паркет родной, XVIII века, а в нем даже щелей нет.
Судя по количеству воска, о нем постоянно заботятся. Нас перед проходом в залы даже попросили вывернуть бахилы внутренней стороной наружу, так как ворсистая изнанка меньше скользит. Хотя, если честно, даже это не очень помогает.
Ну и ухаживают тоже, конечно. Кстати, вот мы и добрались до Штофной опочивальни.
Почему она Штофная?
В XVIII веке комната была обита штофом, но ткань, увы, не сохранилась и в середине XIX столетия была заменена на живописные панно, которые вы сейчас и видите. Однако холсты очень сильно пострадали в послевоенную реставрацию. Тогда их сняли, проклеили, причем под профзаклейкой живопись может находиться год-два, а она прожила так больше десяти лет. Оставшаяся ткань лежала в служебных помещениях на втором этаже — в советское время все, что было сделано в XIX веке, считалось буржуазным и не таким уж и ценным. Но тем не менее в XIX веке интерьер бытовал в таком виде, и, несомненно, важно было его сохранить.
То есть сейчас здесь все сделано так, как было в XIX веке?
В каком-то смысле. По ткани со второго этажа мы выяснили точный оттенок, который, несмотря на выцветание, сохранился в швах. Рисунок полотна смогли воссоздать с оригинального образца, живопись отреставрировали и установили обратно. Там же, на втором этаже, нашли деревянные вазы XVIII века и другие исторические элементы этого интерьера. Благодаря расчисткам смогли обнаружить и раскрыть на части панелей росписи. Получился симбиоз двух веков, но на каком-то этапе интерьер был именно таким, поэтому все справедливо. Оставалось главное — обставить его.
Прежде всего, раз это все-таки опочивальня, нужна была кровать.
Конечно. А родная кровать была утрачена. Ту, что украшает комнату сейчас, нашел в одном из антикварных магазинов главный архитектор Петергофа, ныне покойный Сергей Павлов. Благодаря помощи ПАО «Газпром» мы ее выкупили. Кровать была в достаточно руинированном состоянии, изъеденная жучком, но с сохраненной родной резьбой и подобранным навершием. По специальной технологии мы укрепили древесину, сделали золочение и поставили кровать на законное место, причем даже ножки совпали со следами на паркете, что в очередной раз подтвердило правильность выбора.
Какие еще предметы родные для этого интерьера?
Консольный стол, зеркало и экран. Вот это чудесное бюро — тоже из исторической коллекции.
А кресла?
К сожалению, гарнитур, который здесь стоял, был утрачен. А эти изумительные кресла XVIII века, выполненные в парижской мастерской семьи Тийяр, были найдены в Голландии. Это были лучшие вещи, производимые на тот момент в Европе. Здесь все родное: золочение, резьба, шпалеры, выполненные на мануфактуре Бове с рисунками, иллюстрирующими басни Лафонтена. Это вещи, достойные Китайского дворца, — высочайший уровень исполнения! Благодаря Газпрому облик Штофной опочивальни полностью возрожден.
За опочивальней находится Кабинет Павла Петровича?
Да, и он очарователен. Украшен китайскими панно, являющимися частями ширм, некогда привезенных в Россию. Нам они достались в удручающем состоянии: все рамки лежали отдельно, а отклеившиеся кусочки мозаики — все вместе в одной коробочке. Реставраторы собрали панно по сохранившимся фотографиям, и это была поистине титаническая работа. Потом надо было еще понять, как правильно все это разместить, — нашли отверстия в холстах, сверились с зарисовками студентов Академии Штиглица и расположили панно по состоянию на начало XX века.
А что это за китайские таблички на стенах?
Это небольшие панно с пейзажами, на обороте каждого — стихи и изречения. «И проснулся я на холодной циновке после жуткой попойки», — например, написано на одной из них. На другой более лиричная фраза — о невозможности сравнивать красоту женщины и красоту природы как несопоставимые вещи: и та и другая прекрасны, но каждая — по-своему. А с Кабинетом Павла Петровича соседствует Будуар.
Чем интересен этот интерьер?
Удивительно, но при том, что его переделывали в XIX веке, вся отделка — из века XVIII. На стенах — дерево из ореховых покоев Екатерины. Теплое, ртутное зеркало тех времен. В нем кожа всегда лучше смотрится — с почтением к возрасту.
И именно в Будуаре было сделано одно из самых интересных открытий, насколько я слышал.
Да, это так. Дверной проем между Кабинетом Павла Петровича и Будуаром был некогда заложен, и дверь стала частью декора стены Будуара. На ее обратной стороне мы обнаружили росписи. Это настоящая дверь XVIII века с росписью Серафино Бароцци!
Ого!
Да, вот роспись, вот след от замка, а наверху как будто плакетки с иероглифами. А за створками видна кирпичная кладка: в XVIII веке здесь было окно, но в XIX веке его заложили и прикрыли этой самой дверью.
Просто удивительно: столько залов, столько уникальных вещей, столько на первый взгляд нерешаемых, но все-таки решенных задач! Это же все очень сложно и трудозатратно. Сколько людей принимает участие в реставрации?
Даже не могу сказать точно, но думаю, счет идет на сотни. Ведь реставраторы, которые работают непосредственно над интерьерами, — это лишь одна часть, можно сказать, верхушка айсберга. А есть же еще и реставраторы предметов, и сотрудники подрядных организаций, специализирующихся кто на металле, кто на фарфоре, кто на мебели, кто на живописи… Реставрация объектов, подобных Китайскому дворцу, — огромная, многоступенчатая работа. Посетители видят уже готовый результат и часто даже не представляют масштабов того «невидимого фронта», на котором каждый день ведется борьба за восстановление и сохранность всего этого великолепия.
Реклама. ПАО «Газпром»
Комментарии (0)