18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Реставрации
Реставрации

Поделиться:

Реставратор как профессия будущего: программа «Наставничество. Друзья Петербурга» возвращает славу мастеров

Задача проекта — приобщить молодых специалистов к сохранению культурного наследия города и дать новую жизнь традициям Ленинградской школы реставрации.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Петербург — город-музей под открытым небом, и здесь как нигде ощущается ежедневная необходимость сохранения и реставрации памятников, которые оставили нам предыдущие поколения. Есть бесценный опыт Ленинградской школы реставрации — она после Великой Отечественной войны возродила из пепла и руин город и пригороды. Есть современные мастера, которые застали корифеев, учились у них и продолжили их дело. Пришло время передавать традицию и опыт молодым, чтобы слава Ленинградской школы реставрации засияла вновь на новом этапе истории.

Именно это одна из задач, которую решает многофункциональный проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга.

ПАО «Газпром» уже более 10 лет реализует в Санкт-Петербурге множество культурно-просветительских и образовательных инициатив, а также проектов в сфере благоустройства городской среды. Проект «Друзья Петербурга» — логичное продолжение процесса. Его миссия — содействие городу в сохранении культурного наследия и исторической идентичности в современном мире. Важная часть проекта — поддержка инициатив в сфере профессиональной подготовки студентов и молодых специалистов в области реставрации. Она реализована через «Наставничество» — программу профессиональных мастер-классов для студентов профильных вузов и колледжей на платформе крупнейших реставрационных организаций. Именно с мастер-классов, первый из которых состоялся в ГМЗ «Царское Село», и стартовал два года назад весь проект. Тогда художники-реставраторы Царскосельской янтарной мастерской показали будущим коллегам, как идет кропотливый процесс воссоздания каминных канделябров для Лионского зала. За эти два года мастер-классы по программе «Наставничество» стали регулярными.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Фестиваль «Друзья Петербурга»

Этой осенью прошел первый фестиваль творческих и образовательных инициатив «Друзья Петербурга». Незабываемые три дня. 250+ бесплатных мероприятий: экскурсии, лекции и творческие встречи, мастер-классы, концерты, выставки современного искусства, инсталляции, а также кинопоказы. 33 музейных, выставочных, концертных пространства и городские площадки. Более 21 000 участников!

Уникальная особенность фестиваля — подготовленная благодаря «Наставничеству» обширная программа для профильных учащихся от ведущих экспертов реставрации и музейного дела.

Мастер-классы для студентов архитектурных, художественных, реставрационных колледжей и институтов провели Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный Русский музей, Академия художеств им. Ильи Репина, ГМЗ «Царское Село» и ГМЗ «Петергоф», Историческая верфь «Полтава», Царскосельская янтарная мастерская и Петербургская реставрационная компания.

Алексей Миллер

Председатель Правления ПАО «Газпром»

Мы объединили ведущие культурные учреждения и учебные заведения нашего города, чтобы студенты и молодые специалисты творческих профессий имели возможность получить новый опыт, новые навыки, новые знания, чтобы вместе с нами они могли принимать участие в решении задач по развитию нашего города.

Мастер-классы, которые прошли на фестивале, стали своего рода способом профориентации для учащихся профильных вузов и колледжей: представители лучших реставрационных мастерских выступили наставниками и рассказали им о специфике своей работы, а кому-то даже помогли определиться с выбором специальности.

Атриум Комендантского дома Петропавловской крепости во время фестиваля стал площадкой «Наставничества». Тут одновременно прошло несколько мастер-классов.

Специалисты Царскосельской янтарной мастерской продемонстрировали студентам особенности реставрации камня, металла, гипса и дерева на примерах работ в личных покоях Екатерины II в Зубовском флигеле.

Профессионалы Петербургской реставрационной компании, которые ведут работы в Китайском дворце в Ораниенбауме, познакомили учащихся с созданием предметов из искусственного мрамора, их консервацией и восстановлением.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Реставрационные мастерские Государственного Русского музея дали возможность будущим профи попробовать себя в восстановлении золоченой деревянной резьбы на произведениях декоративно-прикладного искусства.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Представители Исторической верфи «Полтава» провели для заинтересованных студентов урок парусного дела и погрузили их в сложный и захватывающий процесс воссоздания элементов в историческом судостроении на примере учебной мачты.

Государственный музей истории Санкт-Петербурга познакомил молодых специалистов с современными методами оценки состояния произведений искусства и научной подготовкой реставрации живописи. Специалисты показали процесс реставрации бумаги и дали возможность своими руками восстановить старинную открытку.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Сотрудники Государственной академии художеств им. Ильи Репина провели мастер-класс по реставрации гипсовой скульптуры. Среди ведущих были не только преподаватели, но и опытные студенты старших курсов.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Помимо Петропавловской крепости мастер-классы прошли на многих других площадках города в рамках фестиваля.

Борис Пиотровский,

вице-губернатор Санкт-Петербурга

Фестивалем «Друзья Петербурга» мы определяем наше будущее — рассказываем молодому поколению о том опыте, который имеется у нас, и передаем знания, которыми мы обладаем. Мероприятия прошли по всему городу, было задействовано огромное количество музеев, театров. И глядя на все это, глядя на молодых ребят, которые участвуют в мероприятиях, я уверен, что наше с вами будущее, будущее нашего города, культура нашего города в надежных руках.

Мы попросили поделиться впечатлениями ведущих мастер-классов и самих участников и поговорили о том, почему программа «Наставничество» так важна для них и для города.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Студенты. Новые открытия и осознание своего пути

Новые знания и опыт, погружение в профессию, личное знакомство с мастерами и возможность расспросить их об особенностях работы важны для молодежи, которая принимает участие в мастер-классах.

Елизавета Марова,

студентка СПГХПА им. А.Л. Штиглица

В рамках проекта «Друзья Петербурга» посчастливилось побывать на мастер-классе по золочению в Русском музее. Вела мастер-класс выдающийся реставратор и, кроме прочего, преподаватель реставрации в Академии Штиглица Ирина Степановна Веснина. Нас радушно встретили в самом здании музея, проводили в реставрационную мастерскую, где началась увлекательная часовая лекция об истории золочения и актуальных знаниях в этой области на данный момент. После теоретической части нам удалось позолотить резной деревянный элемент поталью. Все было очень увлекательно и полезно, мы рады такой возможности обрести новые знания в этой области и дополнительно попрактиковаться.

Ксения Кондакова,

студентка Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина

За время обучения я уже успела поработать с разными памятниками, все они имеют неповторимую судьбу и требуют индивидуального подхода. Например, на практике в Керченском лапидарии я реставрировала древнюю погребальную урну из известняка. Мне бы хотелось связать жизнь с реставрацией, так как это возможность прикоснуться к истории и сохранить ее для будущих поколений.

Анна Деревянкина,

учащаяся реставрационного колледжа «Кировский»

Проект объединил много мастерских в одном месте, и это помогает в выборе специализации. Сейчас вот мы реставрируем лепнину и видим живой пример того, как это делают более опытные студенты и настоящие мастера.

Разнообразие мастер-классов программы «Наставничество» позволяет будущим профессионалам определиться с направленностью внутри своего профиля, попробовав себя в разных техниках и на разных предметах. Скажем, в воссоздании гипсового лепного декора или в реставрации скульптуры. В работе по дереву — с историческими рамами, требующими замещения утрат резьбы, или в такелажном деле. Именно такой необычный мастер-класс организовала верфь «Полтава», которая занимается историческим судостроением, а также реставрацией, ремонтом и обслуживанием деревянных судов. Кроме того, участников познакомили с морскими традициями и основами работы с парусами, научили вязать морские узлы.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Андрей Грошиков,

генеральный директор Исторической верфи «Полтава»

Мы искренне благодарны, что наш друг и попечитель ПАО «Газпром» пригласил нас принять участие в фестивале «Друзья Петербурга»! Фестиваль дал возможность рассказать широкой общественности о нашем редком, увлекательном, важном деле. Надеемся, что кто-то из юных зрителей выберет этот путь и в своей будущей профессиональной деятельности. Горящие глаза юного поколения — лучшая награда за нашу работу.

И конечно, студенты и учащиеся профильных колледжей уже задумываются о будущей работе. Мастер-классы «Наставничества» ­— отличный вариант, чтобы познакомиться не только с буднями реставратора, но и с потенциальным коллективом.

Даниил Сорокин,

учащийся Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа

Думаю, подобные мастер-классы в жизни очень полезны. Опытные мастера все показывают, объясняют, есть примеры готовых работ. Если заинтересуешься, можно посетить другие подобные мероприятия. Это прекрасный входной пункт для профессии.

Практика уже работает! Например, несколько студентов, которые участвовали в предыдущих мероприятиях программы «Наставничество. Друзья Петербурга» пришли в Петербургскую реставрационную компанию на практику, а одна девушка благодаря проекту осталась работать реставратором позолоты.

Михаил Ботаковский,

генеральный директор ООО «Петербургская реставрационная компания»

Это очень интересный и взаимообогащающий опыт. Студенты ищут работодателя, мы ищем кадры — людей, которым интересно, — и показываем им свою технологию.

База знаний, которые студенты получают в учебных заведениях, первична, а дальше все просто: век живи — век учись.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Реставраторы. Передача опыта в надежные руки

Наставничество — важнейшая часть становления профессионализма. Будущим специалистам повезло встретить на мастер-классах программы «Наставничество. Друзья Петербурга» тех, кто сам когда-то учился у выдающихся представителей Ленинградской школы реставрации.

Людмила Белая,

лепщик-реставратор, ГМЗ «Царское Село», проводила мастер-класс

Я застала мастеров послевоенной школы. У них научилась отношению к труду: что бы то ни было, сделай хорошо. И еще изначальному подходу: изучи предмет, а потом приступай. Посиди в архиве, походи по городу, ищи ответы.

Александр Соловьев,

художник-реставратор Царскосельской янтарной мастерской, провел мастер-класс по работе с камнем

Преклоняюсь перед мастерами прошлого. Хотелось бы, конечно, заглянуть в те времена, посмотреть, например, чем полировали крепостные ремесленники, ведь точность притирки элементов мозаики поражает. Но мне тоже повезло: довелось со стариками поработать, которые начинали после войны. Какой инструмент у них был! Ножовочка, стамесочка — и погнали. Сейчас мы используем алмазные планшайбы, увеличительные стекла, вакуумный пресс, ленточную пилу, станки с программным обеспечением — масса всего! Слов нет как удобно. Но у механизации есть и обратная сторона: разучились работать с ручными инструментами.

На мастер-классах ребятам удалось и изучить технологии XXI века, и поработать руками. Это вызвало настоящий восторг.

Активный интерес молодежи в свою очередь мотивирует и самих реставраторов. Мастеру всегда радостно чувствовать внимание и интерес к твоему труду. Приятно ощущать, что растет престиж профессии. Важно, что можно поделиться накопленным опытом. Необходимо видеть свою смену и передать ей знания, ведь эти ребята, которые сегодня только пробуют себя в ремесле, через пару лет придут уже не на практику, а на работу в реставрационные мастерские.

Ника Донская,

Царскосельская янтарная мастерская, провела мастер-класс по золочению

Царскосельская янтарная мастерская уже больше 40 лет возвращает к жизни культурное наследие России, но все еще является закрытым предприятием, попасть к нам довольно сложно. Поработать рядом с профессионалами — редкая возможность для учащихся реставрационных колледжей, которую им дает программа «Наставничество».

Глядя на ребят, которых мы встречаем на мастер-классах проекта «Друзья Петербурга», мы понимаем и видим, что сегодня, в мире высоких технологий и виртуальной реальности, работа руками — труд, который дает осязаемый результат, — привлекает их колоссально, дает возможность погрузиться в намного более тактильную и творческую работу. Видеть их интерес, старания и стремление к совершенству очень важно для нас, именно это дает нам мотивацию. В последнее время в мастерской стали больше внимания уделять вопросам передачи опыта, наставничеству — мы проводим занятия для школьников, знакомим их с разными видами реставрационных работ.

Передать опыт, помочь, наставить — это, с одной стороны, так просто, а с другой — очень сложно, так как несет в себе огромную ответственность, ведь те, кому мы передаем свои опыт и знания, определят наше будущее и будущее всей страны.

Сергей Холод,

реставратор мрамора, Петербургская реставрационная мастерская. Провел вместе со своей бригадой мастер-класс по работе с искусственным мрамором

Раньше, если те же итальянцы нанимали наших подсобников, те по три года им носили воду, бегали в магазин, а когда итальянцы начинали работать, то закрывали все двери и никого не пускали, вот поэтому некоторые технологии так и канули в историю. Они все дердали в секрете. Ну а потом кого-то все-таки допустили к работам, и у нас пошли свои мастера, артели.

Когда я пришел учеником, кстати, мне тоже сразу всего не рассказывали. Но я ходил в библиотеки, интересовался литературой, поднимал книжки, брал, выписывал и на объектах учился. Так потихонечку набирался опыт. Но одинаковых объектов не бывает, важно иметь чутье, восприятие самого материала. Это, наверное, самое главное. Что еще важно для профессии? Многое, от упорства до развития интеллекта. И трудолюбие, конечно. А самое главное — нужно любить свою специальность, тогда все получается.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Музеи. Популяризация деятельности

Консервация и реставрация — повседневная и невидимая глазу часть работы музеев. Во время фестиваля завеса тайны немного приоткрылась, а будущие профессионалы смогли узнать секреты мастерства из первых рук.

Ольга Таратынова,

директор ГМЗ «Царское Село»

Мы рады, что стали одной из ключевых культурных институций, которые приняли фестиваль «Друзья Петербурга» ПАО «Газпром». Была организована программа мастер-классов с реставраторами. Интерес был огромный — люди шли нон-стоп все три дня. Такое событие — органичная часть нашего многолетнего сотрудничества с «Газпромом», благодаря которому в музее отреставрированы великолепные интерьеры и сейчас полным ходом идет воссоздание личных комнат Екатерины II.

Благодаря программе «Наставничество. Друзья Петербурга» просветительская деятельность стала регулярной. Например, Русский музей постоянно проводит открытые уроки по восстановлению рам, золоченой резьбе, живописным работам. По мнению главного хранителя Русского музея Ольги Бабиной, такая подготовительная работа с молодежью очень важна: реставратор — это профессия скрытая, не публичная, поэтому просто так ее редко выбирают, все равно нужна какая-то предварительная подготовка.

Ольга Бабина,

главный хранитель Государственного Русского музея, заместитель Генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей

Реставраторы относятся к своему делу с особым чувством ответственности, им хочется этим делиться. Фестиваль позволяет реставраторам выступить в роли популяризаторов своей профессии. Мне кажется, это тоже своего рода уникальное явление, которое родилось в рамках этого проекта. Фестиваль «Друзья Петербурга» стал настоящим подарком для жителей и гостей нашего города. В Русском музее прошли профессиональные мастер-классы для студентов реставрационных вузов и колледжей, где молодые специалисты получили уникальный опыт реставрации деревянной золоченой резьбы.

В состав Службы реставрации музейных ценностей Русского музея, которая в нынешнем году отметила свое столетие, входят 15 подразделений, которые специализируются на картинах, иконах, скульптуре, ткани, графике и т. д. Мастер-классы будут проводиться по разным направлениям, тем более что у музея есть для этого все возможности и большое желание.

Евгений Солдатенков,

руководитель Службы реставрации музейных ценностей Русского музея

У нас есть иллюстративные материалы, есть объекты, про которые можно рассказывать, и есть желающие — как мы видим, очень много желающих участвовать в таких мастер-классах и получать знания. Заметно, с каким энтузиазмом они получают эту информацию.

Учебные заведения. Рост престижа профессии

Активная работа блока «Наставничества» вызвала интерес к профессии реставратора. По словам ректора Санкт-Петербургской академии художеств Семена Михайловского, спрос на профессию высокий: по цифрам приема видно, что из абитуриентов, поступающих на факультет архитектуры, большинство выбирают программу «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».

Семен Михайловский,

ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина

В профессии реставратора важны основательность и чувство искусства, данное от природы. И еще ответственность. Огромная ответственность, потому что мало сделать так, чтобы памятник выглядел как новый, — надо, чтобы в нем все-таки сохранялось обаяние оригинала. Это невозможно измерить, только достичь ощущением. Если не понимать свою миссию, ничего не получится.

На факультете скульптуры тоже много студентов интересуются именно темой реставрации. Неудивительно, ведь Петербург — исторический город, и здесь действительно есть необходимые для профессионального становления институты, а городу, в свою очередь, требуются кадры, способные решать сложные задачи в сфере реставрации.

Санкт-Петербург. Воспитание нового поколения профессионалов и граждан

Город-музей предъявляет повышенные требования не только к реставраторам, но ко всем, кто в нем живет и работает. И тут проект «Друзья Петербурга» играет свою значительную роль благодаря «Наставничеству» и другим программам, через которые он реализуется.

Алексей Михайлов,

временно исполняющий обязанности председателя КГИОП

Да, на направления «Дизайн», «Архитектура» огромный набор, в некоторых техникумах по 50 человек на место. Но многие абитуриенты представляют себя в будущем скорее дизайнерами. Чтобы переключиться на специфику реставрации, надо, чтобы человек не только посмотрел, но и поделал руками, а еще понял, что это живая специальность, что в ней работают люди, которые могут передать опыт. Благодаря программе «Наставничество. Друзья Петербурга» мы видим, что молодежь заинтересована в этой работе. Это обнадеживает. В мире есть университеты, где курс архитектуры читается только после курса реставрации. Почему? Потому что ты как архитектор вообще должен считывать историческое пространство и проектировать так, чтобы не сломать сложившуюся среду. Поэтому проект важен с точки зрения подготовки кадров не только реставраторов, но архитекторов, инженеров, которые должны в будущем развивать наш город бережно и осмысленно.

Программа «Наставничество. Друзья Петербурга» для студентов профильных вузов и колледжей на платформе крупнейших реставрационных организаций продолжает свою работу. Уже после окончания фестиваля состоялось несколько интересных мероприятий, и в том числе мастер-классов. Например, Русский музей пригласил будущих специалистов принять участие в консервации на зиму мраморных скульптур в Летнем саду.

 

Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.

Комментарии (0)