Генеральный директор компании «ЛенСпецСтрой» Дмитрий Астафьев рассказал о компании и о том, через что нужно пройти, чтобы закрепиться в строительном бизнесе.
Дмитрий Астафьев на террасе ЖК «Ленинградские вечера»
Как образовалась компания и как развивалась?
Все началось с компании «Маяк», которая занималась поставкой морепродуктов. В 2004 году изменился состав учредителей, и в их число вошел я. Осенью 2005 года меня избрали генеральным директором. Первые сваи мы забили в феврале 2006 года, а уже в 2007-м ввели первый дом. Провели ребрендинг, результатом которого стало учреждение «ЛенСпецСтроя». Официальным годом рождения компании можно считать 2006 год, когда она была зарегистрирована под строительство в Северо-приморской части города, то есть, по сути, для нынешних «Ленинградских вечеров», «Ленинградской симфонии» и «Медного всадника», ведь именно тогда велись торги на эти участки. Нам удалось получить пять земельных участков. За год развития «ЛенСпецСтрой» вошел в первую десятку компаний в городе по объему строительства, по данным Федеральной антимонопольной службы, хотя по опыту мы были условно шестисотыми из почти восьмисот компаний, которые работали на рынке до кризиса. После него осталось около сорока фирм-застройщиков. Нас кризис тоже задел — пришлось пожертвовать двумя участками из пяти, но «ЛенСпецСтрой» выстоял. Сегодня мы готовы реализовать новые проекты. Приобретена земля в Ленинградской области на границе с Петербургом, у метро «Девяткино», для трех крупных проектов. Рассматриваем два проекта на Васильевском острове и другие предложения. На первом этапе — в 2005– 2008 годах — важно было закрепиться. Строили типовые панельные дома, потому что нужно с чего-то начинать. Затем стали уже думать, что будем строить дальше — бизнес-класс или средний, стали размышлять над архитектурными решениями, привлекать в компанию соответствующих профессионалов. Таким человеком является, например, наш главный архитектор Вадим Мазаев, заслуженный архитектор России с колоссальным опытом. Под его руководством шли стройки на севере и в Западной Сибири.
Какие проекты уже реализованы?
Изначально — три дома на Богатырском проспекте. Первый насчитывает пять подъездов и 16 этажей. Второй такой же дом сдали в 2008 году, а третий, 18-этажный, из-за кризиса лишь в 2010-м. Дом уникальный — самый высокий в городе полностью панельный 18-этажный. Это был успешный, но сложный эксперимент, поэтому больше мы таких проектов не делаем. Недавно были сданы комплексы «Ленинградские вечера» и «Ленинградская симфония». Завершено строительство «Медного всадника» — пожалуй, самого большого жилого комплекса в Петербурге по объему. В отличие от других комплексов из нескольких домов этот состоит из одного дома и одного паркинга. Жилая 25-этажная глыба насчитывает 999 квартир и абсолютно едина: ни корпусов, ни переходов между подъездами. Сейчас ведутся работы по подключению инженерных коммуникаций и благоустройству прилегающей территории.
Из окон ЖК «Медный всадник» открываются прекрасные виды на Финский залив, Лахтинский разлив или массив Юнтоловского заказника
С какими сложностями сталкивается компания?
Главная проблема в том, что мы работаем в России. Строить не трудно, а вот получить разрешение — целая история. В Финляндии можно разработать проект, затем обратиться в муниципалитет, который бесплатно подведет к территории застройки коммуникации, электричество, построит необходимые дороги, если их нет. По финским законам с момента подачи заявки до выдачи разрешения должно пройти максимум полгода. В России только разрешения на право разработать проект нужно ждать год. Кроме того, нужно заплатить за площадь тех улучшений, которые берет на себя государство: подведение коммуникаций, строительство подъездных дорог, частичное благо устройство территории. Плата за право построить один квадратный метр улучшений составляет в разных районах города от пятнадцати до пятидесяти тысяч рублей. За подключение тоже надо заплатить от пяти тысяч. Это не коррупция, не взятки, а официальные взносы, в результате чего растет стоимость жилья. То есть ничего еще не построено, а мы уже заплатили фактически за честное слово, которое не всегда выполняется.
Какие квартиры покупают у вас чаще всего?
Хорошо покупают однокомнатные, студии и трехкомнатные, а двухкомнатные — значительно реже. Первые часто выбирают студенты и другие приезжие, которые при первой возможности стремятся обзавестись своим жильем. Трехкомнатные квартиры в готовых домах берут семьи, которым хочется больше комфорта, но они не рискуют вступать во владение метрами на ранней стадии, когда те стоят дешевле, а хотят получить сразу готовую квартиру.
«„ЛенСпецСтрой“ не поддерживает идею маркетинговых легенд, прикрывающих тускловатую реальность»
Как «ЛенСпецСтрой» реагирует на тренды: эко-жилье, лофты и прочие кластеры?
Реконструировать под новые функции промышленные пространства — идея разумная, пусть и не придуманная в России. Но во всем нужна мера, иначе в обозримом будущем рост количества подобных площадей приведет к тому, что запустение разрушенного завода сменится запустением реконструированного бизнесцентра. Мы не можем себе позволить ждать окупаемости вложений дольше трех-четырех лет. Гостиничные проекты окупаются лет через семь-восемь, а бизнесцентры — через десять и больше. Про экожилье достаточно сказать, что не может метр в настоящем экодоме стоить сто-двести тысяч рублей. В таких домах цены начинаются от трехсот — трехсот пятидесяти тысяч, учитывая необходимые в этих проектах системы водоочистки, воздухо очистки, централизованного кондиционирования. Относительно других модных приставок к слову «жилье» скажу, что наша компания не поддерживает идею ярких маркетинговых легенд, прикрывающих тускловатую действительность.
Логотип компании навевает ассоциации с советским прошлым. Правильны ли они?
Это действительно так. Логотип задумывался как некий мостик в то время, которое я не идеализирую, ведь на солнце тоже бывают пятна, но и не могу отрицать того, что изначальная идея была хорошей. Тем более коммунистическая идеология и принципы марксизма во многих аспектах тесно соприкасаются с идеологией христианской. Это философия. Что же касается строительства, то можно было строить больше, но не было средств, зато то, что было построено, — уникально. Общепризнаны наши достижения в эпоху конструктивизма, и не только. Та же гостиница «Прибалтийская» получила «Золотую архитектурную пальмовую ветвь» как прорыв десятилетия, а бывший СКК имени В. И. Ленина, ныне Петербургский, — до сих пор единственный в мире покрыт предварительно напряженной стальной мембраной. Советские нормы прочности, надежности и устойчивости были самыми жесткими и самыми оправданными в мире. Так что желание выполнить логотип в советской стилистике вполне оправданно.
ФАКТ Компания «ЛенСпецСтрой» возвела самый высокий в городе полностью панельный дом, насчитывающий 18 этажей. |
Текст: Борис Конаков
Фото: Денис Гуляев
Визаж: Мария Сурикова
Комментарии (0)