Реставрация росписей XIX века в исторических особняках, музеи ленинградских субкультур и арт-объекты, которые улучшают ментальное здоровье.
Cheval Court
Свой первый проект в Петербурге московский девелопер VOS’HOD начал красиво: сохранил и отреставрировал оригинальную роспись Джованни Батисты Скотти в клубном доме Cheval Court на конюшенной площади у Спаса на Крови.
Марина Руднева
управляющий партнер девелоперской компании VOS’HOD
Реставрация двухсотлетних произведений искусства — не совсем типичное дело для девелоперов. Как вы решили за него взяться?
Автор работы, о которой мы говорим, — живописец Джованни Батиста Скотти. В начале XIX века он расписывал интерьеры многих частных особняков и императорских дворцов (Зимнего, Таврического, Елагина, Михайловского, Павловского, а также Адмиралтейства и Главного штаба). К сожалению, большинство его росписей утрачены. Одна из сохранившихся датируется 1822 годом и находится в здании клубного дома Cheval Court — в бывшей Присутственной комнате конторы Придворного конюшенного ведомства, которое построили по приказу императрицы Елизаветы Петровны (объект культурного наследия «Мастеровой двор». — Прим. ред.). Мы в VOS’HOD, занимаясь ревитализацией таких исторических объектов, всегда стремимся максимально сохранить конструктивные и декоративные особенности зданий. Для этого приглашаем специалистов: например, над Центральным телеграфом в Москве работало архитектурное бюро Дэвида Чипперфильда, а над росписью Скотти — лицензированная компания «Дом мастеров», в портфолио которой участие в реставрации Каменноостровского дворца, Гранд Отеля Европа и Кавалерских домов в Петергофе. Как вы проводили реставрацию и что было сделано? Мы приступили к работам осенью 2022-го: к тому моменту штукатурка и краски пострадали как от многочисленных перестроек дома, так и от протечек потолка, а из четырех панно, выполненных на холстах, сохранилось только одно. На его основе и с помощью исторических фотографий эксперты восстановили оставшиеся композиции, сделав их по цветам приближенными к авторскому варианту Скотти и выполнив бликовку твореным золотом по технологии XIX века на отдельных элементах орнамента. Плюс отреставрировали отделку стен, карнизы и оселковый мрамор на подоконниках и оконных откосах — так композиция приняла законченный вид.
Почему для вас было важно восстановить роспись?
Культурный код города складывается не только из образа жизни и предпочтений живущих в нем людей. Он также связан с его внешним обликом — средой, архитектурой. Зашифрован в экстерьерах зданий, интерьерах и отдельных элементах, которые несут в себе дух определенной эпохи. Все это вплетается в городскую ткань, которая со временем уплотняется, обрастая дополнительными смыслами. И сохранить уникальный код города можно только бережным отношением к каждой такой детали.
«Митьки-Музей»
Группа «Эталон» вместе с московским Музеем современного искусства создала образовательную лабораторию для студентов, поддержала стрит-арт в проекте «Морфология улиц» в Тюмени и запустила арт-проект в Петербурге — «Митьки-Музей».
Сергей Титаренко
вице-президент Группы «Эталон» по региону Санкт-Петербург
«Митьки» — легендарная петербургская артгруппа, которая существует со времен перестройки и до сих пор. Как у вас появилась идея создать музей их творчества?
Наш новый жилой проект сам подтолкнул нас к этому: он будет находиться там же, где был Ленинградский дворец молодежи, в стенах которого выступали Сергей Курехин и Виктор Цой, выставлялись художники-нонконформисты. Группа «Эталон» всегда с уважением относится к памяти мест, в которых она реализует свои проекты, поэтому мы решили создать музей воспоминаний о том времени, на которое пришелся расцвет ленинградского неформального искусства. Выбор «Митьков» в качестве культурного «якоря» не случаен. Их творчество — «городской фольклор» 1980-х, немного простодушный, но в то же время открытый и умеющий подчеркнуть красоту повседневности. Куратором музея стал Дмитрий Шагин — основатель движения и руководитель арт-центра «Митьки» на Марата.
На каком сейчас этапе формирование музейного архива?
Мы собираем коллекцию артефактов, связанных с историей ЛДМ и ленинградского андеграунда: в ней уже есть такие экспонаты, как картина Александра Башлачева, переданная в дар семьей Башлачевых, картина Виктора Тихомирова с изображением Виктора Цоя (оба музыканта в свое время давали концерты в стенах Дворца молодежи), пластинки групп «Кино», «Аквариум» и «Зоопарк» с автографами музыкантов. Часть экспонатов будет в цифровом формате, часть — реальные произведения. Например, фрагмент картины на стекле «Метаморфозы пивного ларька»: в 1991 году в одном из павильонов «Ленэкспо» прошла грандиозная выставка «Реалии русского рока», где группа «Митьки» расписала пивной ларек, и часть этой росписи можно будет увидеть в нашем музее.
Где именно откроется «Митьки-Музей»?
В новом жилом комплексе группы «Эталон» на ул. Профессора Попова, 47, — музей будет открытым и доступным не только для жителей этих домов, но и всех горожан. Кроме зала с постоянной экспозицией в «Митьки-Музее» будет пространство для выставок молодых художников, мастер-классов для детей и взрослых, кинопоказов. А пока коллекцию можно увидеть в виртуальном музее в нашей группе ВКонтакте, а также на временных мероприятиях, которые мы планируем делать в городских галереях, арт-центре «Митьки» и офисах группы «Эталон».
Музей металла в Выксе
Одно из первых и самых титулованных архбюро Петербурга — «Студия 44», в чьем портфолио реставрация Главного штаба для Эрмитажа, Ладожский вокзал и академия танца Бориса Эйфмана, разработало проект Музея металла в Выксе, который стал лучшим на фестивале «Архитектон» в этом году.
Никита Явейн
основатель и руководитель архитектурного бюро «Студия 44»
Чем необычен проект музея «Центр промышленного прогресса»? Как появление такого объекта влияет на развитие территорий вокруг него?
Очевидно, что его открытие привлечет в Выксу туристов со всей страны и станет для города важным событием (работы планируется завершить к 2027 году. — Прим. ред.). Проект мы разработали вместе с Сергеем Падалко из мастерской «Витрувий и сыновья» для Объединенной металлургической компании, чью продукцию мы и решили использовать для возведения «градообразующего» культурного пространства. Поставили вопрос ребром: что такое металл, как он работает и взаимодействует со средой? Мы ведь привыкли жить в культуре «сжатия» — каменные купола, своды, а есть и другая культура — это палатки и шатры, в которых материал работает на растяжение. Мы использовали это свойство и сделали три классических периптера с колоннадами труб, над которыми «растянуты» мембранные покрытия из металлического листа. Выглядит все вместе как некое святилище или храм металла, облик которого к тому же рассчитан на естественное старение железа — так музей года от года будет менять свой внешний вид. Весь комплекс — часть индустриально-туристического центра «Шухов-парк» с 42-метровой гиперболоидной водонапорной башней — прообразом Шаболовской. «Спорить» с ней или «пародировать» ее абсолютно бессмысленно. Мы и не спорили, а, наоборот, постарались подчеркнуть это произведение инженера Владимира Шухова и одновременно отразить глубинную суть металла как такового.
Зачем девелоперам использовать арт-приемы в жилой застройке?
Такие подходы преобразуют существующие территории, насыщают городскую среду. Расскажу на примере проектов нашей «Студии 44»: вся лицевая часть жилого комплекса «Мануфактура James Beck» со стороны ул. Чапаева будто бы что-то «ловит» от соседних домов, перерабатывает эти мотивы и вступает в диалог с окружающей застройкой. Арт-объектом, усиливающим образ нового здания, стала башня, которая не повторяет доминанту соседней мануфактуры, но визуально соответствует ей по своему силуэту — так возникает взаимозвучание. Другой пример — жилой комплекс «Дефанс». Фактически это две арки, благодаря которым снимается излишняя монументальность и возникает не прямая, но считываемая историческая аллюзия на приемы не только классической петербургской, но и ленинградской архитектуры.
Ваш проект дома Meltzer Hall цитирует декоративные приемы, характерные для петербургского модерна — форму каменной кладки, орнаменты, скульптуры. Что это даст городу с визуальной точки зрения?
Это достаточно старый наш проект, в котором одноэтажный домик Корлякова, фрагменты мебельной фабрики Мельцера и небольшого здания кинематографа, от которого к нашему времени практически ничего не осталось, мы включили в состав нового комплекса. В проекте нет прямых копирований, но за счет различных по форме оконных проемов с деревянными заполнениями и мелкой расстекловкой, а также типичного для модерна чуть зеленоватого серого камня мы сформировали интересный образ, развивающий архитектурные традиции Петроградской стороны.
Well-being
Команда архитектурного бюро Red Line спроектировала для девелоперской компании Formula City апарт-отель Well, в котором концепцию well-being реализуют с помощью приемов арт-терапии и предметов кинетического искусства.
Полина Малина-Погодина
управляющий партнер архитектурного бюро Red Line
Как искусство вписывается в концепцию жизненного благополучия?
Самым логичным образом. Well-being включает в себя все, что влияет на ментальное здоровье, а искусство само по себе расширяет границы понимания, раздвигает рамки воображения и так объединяет человека со всем многообразием жизни. Поэтому в Well, кроме приемов биофилик-дизайна и большого количества зелени, циркадного освещения, учитывающего естественные биоритмы, или климатических систем для оптимальной увлажненности воздуха, будут использованы предметы искусства.
Что это будут за предметы и как они будут интегрированы в пространство?
Мы еще формируем нашу коллекцию, но уже точно известно, что она не будет состоять из образцов классического нарративного искусства. Мы хотим, чтобы взглянув на каждый объект в пространстве апарт-отеля Well, человек почувствовал какую-то эмоцию, вступил в диалог с произведением и мог порассуждать об увиденном. А чтобы помочь восприятию и более явно очертить заложенные смыслы, мы сделаем преднастройку — светом, цветом и декоративными элементами.
Какие арт-приемы вы используете в интерьерах Well?
Для лобби и других общественных пространств мы взяли за основу характерное для абстракционистов использование объемных и цветовых блоков — это отразится в предметах мебели и декоре. На входе гостя будет встречать созданный нами арт-объект — кинетическая композиция, приходящая в движение под воздействием потоков воздуха. В барной зоне мы установим динамические световые панели с функцией Tunable White: освещение можно будет регулировать с учетом биоритмов человека или экспериментировать с цветом для создания необычной атмосферы. Все вместе не только даст гостю возможность испытывать новые ощущения, но и еще раз подчеркнет связь искусства с окружающей средой и их влияние друг на друга.
Cерия виниловых пластинок «Институтский, 16»
Холдинг LEGENDA Intelligent Development следует философии design of life и не только поддерживает городские события из мира искусства, но и создает собственные арт-проекты, соединяя архитектуру, живопись и музыку.
Ксения Демирчиева
бренд-директор LEGENDA Intelligent Development
Как LEGENDA работает с искусством в своих проектах?
В большинстве случаев девелоперы строят очень поверхностные связи с искусством. Как правило, все ограничивается живописью или скульптурой в холле дома, арт-объектом во дворе или партнерской поддержкой мероприятий. Мы стремимся к более сложным и многослойным пересечениям. При этом нам важна органика, чтобы смыслы, которые транслирует предмет искусства или объект недвижимости, не были случайными, а дополняли и поддерживали друг друга.
Как вы это реализуете?
Это хорошо иллюстрирует один из новых проектов — лимитированная серия виниловых пластинок «Институтский, 16», которую мы выпустили при участии Marina Gisich Gallery. Обложку для нее сделал Владимир Кустов — художник, который конструирует сложные и глубокие работы из самых разных медиа, миксует и комбинирует артефакты прошлого с современными элементами. Именно в такой технике он создал произведение для нашего совместного проекта: портрет Сергея Рахманинова в стиле модерн дополнил серией почтовых марок французской колонии Дагомея и числовым китайским магическим квадратом Ло Шу. Музыкальный ряд — Концерт №2 для фортепиано с оркестром — мы тоже выбрали не просто так. Он стал продолжением концерта, прошедшего летом в парадном вестибюле дома «Институтский, 16» — тогда эти знаменитые произведения исполнил пианист Илья Папоян, лауреат Международного конкурса им. Чайковского (олимпиады в мире классической музыки! — Прим. ред.). Получился интересный продукт, объединивший архитектуру, музыку и современное искусство в лучших традициях ар-деко — именно в этом стиле и выдержан весь проект «Институтский, 16». В холле этого дома есть и стационарный арт-объект — мозаичное панно, которое создали специально для него. Что это за работа? Ее сделали в Творческой мастерской Анны Карповой и Андрея Журавлева, весь процесс занял около полутора лет. Сначала художники несколько месяцев рисовали эскиз, а потом еще 8 месяцев собирали панно вручную из 50 тысяч разноцветных кусочков смальты, часть которых дополнительно покрыли сусальным золотом. Работа получилась не только красивой, но и рассказывающей именно ту историю, которая была нам важна: сова олицетворяет мудрость, аисты — семейное благополучие, нимфы-воительницы охраняют дом и серебряный пруд, в котором обитает форель — символ чистоты. Венчает композицию надпись на латыни Incipit vita nova, что значит «Начинается новая жизнь».
Комментарии (0)