Дома в стиле а-ля рюс, идеи ленинградских архитекторов и план Доменико Трезини.
Поле экспериментов
По петербургским улицам можно изучать историю моды на архитектурные стили в России: вот дворцы эпохи классицизма, вот петровское барокко, а вот промышленные здания в духе ленинградского авангарда. В идеальном городе будущего (в котором мы все хотели бы жить!) новые здания не выбиваются из существующей среды, а рифмуются с ней.
Денис Бабаков
коммерческий директор ООО «ЛСР. Недвижимость — СЗ»
Любое строительство (особенно в исторических районах Петербурга) — всегда вызов и каждый раз новые условия, а значит действовать по шаблонам не получится. Мы в ЛСР сначала изучаем окружающую застройку, чтобы предложить для нового проекта ту архитектуру, которая сможет соответствовать контексту. Уместность — пожалуй, главный критерий. Но это не значит, что мы не готовы экспериментировать и предлагать что‑то свое. Например, для «Русского дома» в Басковом переулке вместе с архитекторами из мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» (авторами «Экспофорума» и «Невской ратуши». — Прим. ред.) мы выбрали нетипичный для нашего города стиль — неорусский. Фасады здания одновременно и напоминают доходные дома эпохи модерна, и обнаруживают в себе элементы а-ля рюс, — такие как облицовка стен в тон белокаменным палатам, башенки в стиле сказочных теремов и крыши в ромбик как отсылка к иллюстрациям Ивана Билибина.
Давайте по существу
Иногда просто учесть стиль соседних зданий недостаточно, и тогда в дело вступает редевелопмент окружающих территорий. Один из примеров: реставрация памятника конструктивизма, созданного советским архитектором-футурологом Яковом Черниховым, — канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик» на Васильевском острове. Этот шедевр промышленной архитектуры (говорят, что когда Заха Хадид была в Петербурге, первым делом потребовала показать ей именно его) долгое время был заброшенным, пока в Setl Group не взялись за строительство жилого комплекса по соседству.
Павел Мельников
директор департамента развития проектов Setl Group
Южная часть Васильевского острова традиционно была неоднородной: с одной стороны, промзона, с другой — парадная часть, обращенная к акватории Невы. Мы в Setl Group захотели объединить эти «два лица» локации: выкупили здание «Красного гвоздильщика» и начали реконструкцию (восстановим фасады, сделаем внутренний атриум и создадим здесь бизнес-пространство), а по соседству, на Масляном канале, напротив ледокола «Красин», строим премиальный жилой комплекс Imperial Club. Архитекторы проекта из «Студии 44» взяли за образец линейный план застройки острова и ступенчатое расположение домов, придуманные еще Доменико Трезини, и бережно перенесли в современность: этажностью, использованием клинкерного кирпича и строгостью линий Imperial Club отсылает нас к петербургским особнякам XVIII века.
Селебрити-стайлинг
Для работы с внешним обликом зданий девелоперы привлекают по-настоящему звездные архбюро. Та же «Студия 44» — обладатели международной премии WAF (архитектурного «Оскара»!) за Академию танца Бориса Эйфмана и авторы масштабной реконструкции Главного штаба: историческое здание авторства Карло Росси превратили в музейное пространство Эрмитажа.
Маргарита Забродская
заместитель директора маркетинга и рекламы по продукту компании LEGENDA Intelligent Development
В современной петербургской архитектуре прослеживаются деликатность и осторожность — нет китча и градостроительных ошибок, которые могли появиться под влиянием моды. В Петербурге важнее сохранить традиции города, чем проявить архитектурные амбиции. Например, в проекте «Московский, 65» на пересечении Московского проспекта и набережной Обводного канала мы вместе с архитектором Никитой Явейном (работы его «Студии 44», среди которых Ладожский вокзал и реновация Александровского дворца в Царском Селе, изучают студенты строительных факультетов! — Прим. ред.) обеспечили связь новых домов с исторической средой. В «Московском, 65» узнаются черты классицизма начала XIX века и неоклассики 1950-х годов, определяющей лицо Московского проспекта. А еще территория застройки включает памятники архитектуры (исторические корпуса и флигели XIX века по проекту Иосифа Шарлеманя), которые мы бережно сохраняем. Другая отсылка к прошлому — барельефы с изображением быков как символ места (здесь много лет назад, еще с XVIII столетия, шла торговля скотом), которые появятся на фасадах домов комплекса.
Не зря связались
Бережного отношения, по мнению девелоперов, заслуживают не только постройки, которым сотни лет, но и более молодые дома. Так, у дворца спорта «Юбилейный» (новаторское с инженерной точки зрения здание в 1960‑х спроектировали ленинградские архитекторы Григорий Морозов и Иван Сусликов) строится комплекс резиденций Zen Garden, архитекторы которого придумали, как «подружить» оба здания.
Елена Лещикова
ведущий архитектор компании Zentrum, Yard Group
В качественной архитектуре нет лишних элементов — все подчинено концепции. Эту задачу разные стили решали по-разному: конструктивизм выпячивал вперед остов здания, модерн заигрывал с декором, доводя его изысканность до предела, а в промышленной эстетике идеологию пространства задавала технология. Современным девелоперам повезло: перед нами есть суперширокий спектр инструментов и возможностей для преобразования среды. Проект Yard Group, комплекс Zen Garden на Петроградской стороне, ведет диалог со стоящим рядом «Юбилейным» — это проявляется за счет повторения узнаваемых элементов на фасаде, но в новом здании прием реализован чуть легче и деликатнее. Такая «беседа» двух построек позволит объединить пространство, создать общую среду и подсветить связь прошлого и настоящего — это и есть тот подход, который, мне кажется, является наиболее органичным для нового строительства в Петербурге.
Как работают с архитектурой в молодых районах Петербурга?
Пора перестать считать «настоящим Петербургом» только исторический центр, утверждают архитекторы и создают небанальные проекты в том числе и в спальных районах.
Роман Маклаков
ведущий архитектор компании Zentrum, Yard Group
Я считаю важным разнообразие домов и наличие ориентиров в городской ткани. Монотонная «ватная» среда, особенно среди многоэтажной застройки, может вызывать чувство подавленности. Именно поэтому жилой комплекс «Графика» мы в «МАВИС» хотели сделать доминантой района: если не высотной, то хотя бы визуальной. Для этого у фасада одного из корпусов, который «держит» пересечение Екатерининской и Графской улиц, создали сложную полигональную структуру. Благодаря этому, при всей сдержанности монохромного цветового решения, у дома выразительный, запоминающийся вид.
Комментарии (0)