18+
  • Город
  • Недвижимость
Недвижимость

Где в Петербурге искать гармоничное соседство современных зданий и исторической застройки

Дома в стиле а-ля рюс, идеи ленинградских архитекторов и план Доменико Трезини.

Денис Бабаков

коммерческий директор ООО «ЛСР. Недвижимость — СЗ»

«Любое строительство (особенно в исторических районах Петербурга) — всегда вызов и каждый раз новые условия»
Павел Мельников

директор департамента развития проектов Setl Group

«Южная часть Васильевского острова традиционно была неоднородной: с одной стороны, промзона, с другой — парадная часть»
Маргарита Забродская

заместитель директора маркетинга и рекламы по продукту компании LEGENDA Intelligent Development

«В Петербурге важнее сохранить традиции города, чем проявить архитектурные амбиции»
Елена Лещикова

ведущий архитектор компании Zentrum, Yard Group

«В качественной архитектуре нет лишних элементов — все подчинено концепции»
Роман Маклаков

архитектор инвестиционно-строительной группы «МАВИС»

«Монотонная «ватная» среда, особенно среди многоэтажной застройки, может вызывать чувство подавленности»

Поле экспериментов

«Русский дом» в Басковом переулке

«Русский дом» в Басковом переулке

По петербургским улицам можно изучать историю моды на архитектурные стили в России: вот дворцы эпохи классицизма, вот петровское барокко, а вот промышленные здания в духе ленинградского авангарда. В идеальном городе будущего (в котором мы все хотели бы жить!) новые здания не выбиваются из существующей среды, а рифмуются с ней.

Денис Бабаков

коммерческий директор ООО «ЛСР. Недвижимость — СЗ»

Любое строительство (особенно в исторических районах Петербурга) — всегда вызов и каждый раз новые условия, а значит действовать по шаблонам не получится. Мы в ЛСР сначала изучаем окружающую застройку, чтобы предложить для нового проекта ту архитектуру, которая сможет соответствовать контексту. Уместность — пожалуй, главный критерий. Но это не значит, что мы не готовы экспериментировать и предлагать что‑то свое. Например, для «Русского дома» в Басковом переулке вместе с архитекторами из мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» (авторами «Экспофорума» и «Невской ратуши». — Прим. ред.) мы выбрали нетипичный для нашего города стиль — неорусский. Фасады здания одновременно и напоминают доходные дома эпохи модерна, и обнаруживают в себе элементы а-ля рюс, — такие как облицовка стен в тон белокаменным палатам, башенки в стиле сказочных теремов и крыши в ромбик как отсылка к иллюстрациям Ивана Билибина.

Давайте по существу

Жилой комплекс Imperial Club напротив ледокола «Красин»

Жилой комплекс Imperial Club напротив ледокола «Красин»

Иногда просто учесть стиль соседних зданий недостаточно, и тогда в дело вступает редевелопмент окружающих территорий. Один из примеров: реставрация памятника конструктивизма, созданного советским архитектором-футурологом Яковом Черниховым, — канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик» на Васильевском острове. Этот шедевр промышленной архитектуры (говорят, что когда Заха Хадид была в Петербурге, первым делом потребовала показать ей именно его) долгое время был заброшенным, пока в Setl Group не взялись за строительство жилого комплекса по соседству.

Павел Мельников

директор департамента развития проектов Setl Group

Южная часть Васильевского острова традиционно была неоднородной: с одной стороны, промзона, с другой — парадная часть, обращенная к акватории Невы. Мы в Setl Group захотели объединить эти «два лица» локации: выкупили здание «Красного гвоздильщика» и начали реконструкцию (восстановим фа­сады, сделаем внутренний атриум и создадим здесь бизнес-пространство), а по со­седству, на Масляном канале, напротив ледокола «Красин», строим премиальный жилой комплекс Imperial Club. Архитекторы проекта из «Студии 44» взяли за образец линейный план застройки острова и ступенчатое расположение домов, придуманные еще Доменико Трезини, и бережно перенесли в современность: этажностью, использованием клинкерного кирпича и строгостью линий Imperial Club отсылает нас к петербургским особнякам XVIII века.

Селебрити-стайлинг

Проект «Московский, 65» на пересечении Московского проспекта и набережной Обводного канала

Проект «Московский, 65» на пересечении Московского проспекта и набережной Обводного канала

Для работы с внешним обликом зданий девелоперы привлекают по-настоящему звездные архбюро. Та же «Студия 44» — обладатели международной премии WAF (архитектурного «Оскара»!) за Академию танца Бориса Эйфмана и авторы масштабной реконструкции Главного штаба: историческое здание авторства Карло Росси превратили в музейное пространство Эрмитажа.

Маргарита Забродская

заместитель директора маркетинга и рекламы по продукту компании LEGENDA Intelligent Development

В современной петербургской архитектуре прослеживаются деликатность и осторожность — нет китча и градостроительных ошибок, которые могли появиться под влиянием моды. В Петербурге важнее сохранить традиции города, чем проявить архитектурные амбиции. Например, в проекте «Московский, 65» на пересечении Московского проспекта и набережной Обводного канала мы вместе с архитектором Никитой Явейном (работы его «Студии 44», среди которых Ладожский вокзал и реновация Александровского дворца в Царском Селе, изучают студенты строительных факультетов! — Прим. ред.) обеспечили связь новых домов с исторической средой. В «Московском, 65» узнаются черты классицизма начала XIX века и неоклассики 1950-х годов, определяющей лицо Московского проспекта. А еще территория застройки включает памятники архитектуры (исторические корпуса и флигели XIX века по проекту Иосифа Шарлеманя), которые мы бережно сохраняем. Другая отсылка к прошлому — барельефы с изображением быков как символ места (здесь много лет назад, еще с XVIII столетия, шла торговля скотом), которые появятся на фасадах домов комплекса.

Не зря связались

Резиденции Zen Garden рядом с дворцом спорта «Юбилейный»

Резиденции Zen Garden рядом с дворцом спорта «Юбилейный»

Бережного отношения, по мнению девелоперов, заслуживают не только постройки, которым сотни лет, но и более молодые дома. Так, у дворца спорта «Юбилейный» (новаторское с инженерной точки зрения здание в 1960‑х спроектировали ленинградские архитекторы Григорий Морозов и Иван Сусликов) строится комплекс резиденций Zen Garden, архитекторы которого придумали, как «подружить» оба здания.

Елена Лещикова

ведущий архитектор компании Zentrum, Yard Group

В качественной архитектуре нет лишних элементов — все подчинено концепции. Эту задачу разные стили решали по-разному: конструктивизм выпячивал вперед остов здания, модерн заигрывал с декором, доводя его изысканность до предела, а в промышленной эстетике идеологию пространства задавала технология. Современным девелоперам повезло: перед нами есть суперширокий спектр инструментов и возможностей для преобразования среды. Проект Yard Group, комплекс Zen Garden на Петроградской стороне, ведет диалог со стоящим рядом «Юбилейным» — это про­является за счет повторения узнаваемых элементов на фасаде, но в новом здании прием реализован чуть легче и деликатнее. Такая «беседа» двух построек позволит объединить пространство, создать общую среду и подсветить связь прошлого и настоящего — это и есть тот подход, который, мне кажется, является наиболее органичным для нового строительства в Петербурге.

Как работают с архитектурой в молодых районах Петербурга?

ЖК «Графика» в Мурино

ЖК «Графика» в Мурино

Пора перестать считать «настоящим Петербургом» только исторический центр, утверждают архитекторы и создают небанальные проекты в том числе и в спальных районах.

Роман Маклаков

ведущий архитектор компании Zentrum, Yard Group

Я считаю важным разнообразие домов и наличие ориентиров в городской ткани. Монотонная «ватная» среда, особенно среди многоэтажной застройки, может вызывать чувство подавленности. Именно поэтому жилой комплекс «Графика» мы в «МАВИС» хотели сделать доминантой района: если не высотной, то хотя бы визуальной. Для этого у фасада одного из корпусов, который «держит» пересечение Екатерининской и Графской улиц, создали сложную полигональную структуру. Благодаря этому, при всей сдержанности монохромного цветового решения, у дома выразительный, запоминающийся вид.

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Ноябрь
Люди:

Комментарии (0)