Директор Всероссийского музея А. С. Пушкина добился создания Музея-усадьбы Г. Р. Державина и русской словесности XVIII века, снял два десятка документальных фильмов и написал множество книг, в том числе о Лицее, годовщину создания которого мы отметим 19 октября.
Вы кажетесь идеальным директором музея Пушкина уже хотя бы потому, что родились в городе Пушкин.
Да. (Смеется). И не только родился, но всю жизнь живу в Царском Селе, хотя у меня были возможности переехать и в Петербург, и в Москву.
Чем занимались ваши родители?
Отец мой принадлежал к тому поколению, которое со школьной скамьи шагнуло сразу на войну. После нее он служил в Военно-транспортной академии, а мама моя, как это было принято тогда среди жен офицеров, не работала и очень много со мной занималась. Лицейский сад был для меня как дом родной, когда она читала мне «Сказку о царе Салтане», я еще не знал, кто такой Пушкин или того, что написал он ее именно в Царском Селе, но был уверен, что раз речь в ней идет о царе, значит все это происходило именно здесь, в соседнем дворце. А когда слушал «Песнь о вещем Олеге», то вспоминал о кладбище лошадей царского седла. Позднее читал пушкинские строки «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал» и мне казалось, что поэт написал их обо мне. Царское Село с тех самых пор стало для меня совершенно особым местом, с которым я ощущаю нерасторжимую связь.
Вы пришли в музейное сообщество не совсем стандартным путем, через учебу в театральном институте — как так вышло?
Когда в юности я размышлял о том, кем быть, то понимал, что больше всего на свете мне нравится читать стихи — и я с успехом это делал на всех школьных вечерах. Решил пойти в театральный институт на актерский факультет и поступил в группу к Леониду Сергеевичу Вивьену, народному артисту СССР, главному режиссеру Александринского театра. Две других группы на нашем курсе вели Борис Зон и Василий Меркурьев — вместе со мной учились Аристарх Ливанов, Марина Неелова, Геннадий Богачев. Леониду Сергеевичу было далеко за 70 и тогда он мне казался глубоким старцем, хотя сейчас я смотрю на этот возраст несколько иначе (Смеется). Говорил он всегда медленно, размеренно, но мог вдруг вскочить со стула и начать изображать Федора Ивановича Шаляпина в какой-то роли — это было фантастически интересно. Мы регулярно говорили с ним о Пушкине и однажды он спросил: «А нравится ли вам портрет Александра Сергеевича работы моего прадеда?». И вдруг выяснилось, что он правнук Жозефа Вивьена де Шатобрена, который создал целый ряд изображений поэта и членов его семьи.
В 1967 году на летних каникулах я начал водить экскурсии в Екатерининском дворце Царского Села, в котором мне очень хотелось бывать как можно чаще. Занимался я этим три года — летом ежедневно, в остальное время — по выходным. После окончания института я четыре года проработал в Театре драмы и комедии на Литейном, отслужил год в армии и понял, что требует выхода другая моя страсть, к российской истории. В школе нам ее преподавали казенно-методически, но у нас дома была очень хорошая библиотека, в том числе дореволюционной литературы, которую я читал и поражался — какие были яркие люди, какие характеры!
Я поступил в аспирантуру Музея истории религии, где мне дали задание систематизировать два мешка с вещами масонов. На мою реплику, что я в этом ничего не понимаю, последовал гениальный ответ: «Так никто в этом ничего не понимает». В итоге получилось несколько сотен единиц хранения, сам я с удивлением обнаружил среди вольных каменщиков множество известных деятелей культуры XVIII века и декабристов, и все это вылилось в кандидатскую диссертацию на тему русского масонства. Я уволился из театра и следующие восемь лет проработал в Музее истории религии. В процессе изучения русской поэзии и литературы вышел на тему истории Российской академии, объединившей писателей от Фонвизина и Державина до Крылова и Пушкина. Выяснилось, что последний фундаментальный труд об академии академика Сухомлинова был опубликован в середине XIX века: мне открылся чрезвычайно интересный мир взаимоотношений русских писателей, я и не подозревал о том, как они заботились о языке, создали «Словарь академии Российской». В 1983 году я написал свою первую книгу о Российской академии к 200-летию ее создания.
А как вы перешли из музея истории религии в музей Пушкина?
В Царском Селе, как и я, жила моя предшественница, директор Всесоюзного музея Пушкина Марина Николаевна Петай, с которой мы регулярно встречались в электричках и автобусах по дороге в Ленинград. В 1987 году, накануне 150-летия гибели Пушкина, под музейные нужды полностью передали трехэтажный особняк на Мойке, 12 и я поинтересовался как идет там ремонт, она стала сетовать на то, что очень устала и вдруг сказала: «А не хотите на мое место? У вас же есть все, что нужно - и кандидатская степень, и вышедшие книги, и опыт музейной работы». Так я стал директором музея Пушкина в январе 1988 года.
Он ведь объединяет сразу несколько музеев?
Да, а историю свою ведет с 19 октября 1879 года, когда в Лицейскую годовщину был открыт первый в России музей Пушкина в залах Императорского лицея. В состав Всероссийского музея Пушкина входят традиционные мемориальные строго-академические экспозиции — музей-квартира Пушкина на Мойке, 12, Музей-Лицей, дача Пушкина в Царском Селе, музей-квартира Некрасова на Литейном проспекте. Есть основная литературно-монографическая экспозиция, посвященная жизни и творчеству Пушкина на двух этажах здания на Мойке, 12 над последней квартирой поэта, о которой до сих пор не все знают, хотя открылась она к 200-летию Александра Сергеевича в 1999 году, а представлены на ней ценнейшие экспонаты. Например, знаменитый портрет работы Тропинина: в одном зале мы показываем карандашный подготовительный рисунок художника, в следующем его же этюд маслом, а в третьем — само изображение, знакомое всем с детства по репродукциям. Когда мы рассказываем о войне 1812 года, то демонстрируем подлинную банкетку, на которой сидел Михаил Илларионович Кутузов во время Бородинского сражения. У нас можно увидеть тот самый стол, за которым Карамзин писал «Историю Государства Российского». Мы проводим множество временных выставок в России и за границей: 52 за прошлый год.
Самый «молодой» ваш музей — Державина. С чего все началось?
Я полюбил поэзию Державина в возрасте 14-15 лет, потом меня поразила фраза в одной из статей Белинского: «Поэзия державинская — есть прежде времени явившаяся поэзия пушкинская, а поэзия пушкинская есть вовремя явившаяся поэзия державинская». Однажды я решил посмотреть, где Гавриил Романович жил и приехал к зданию его бывшей усадьбы на Фонтанке, 118. Тогда внутри были сплошные коммунальные квартиры, в одну из которых я и проник — там пахло щами, но я увидел комнату, в которой когда-то размещался кабинет поэта. Подумал, что было бы правильно открыть в этом доме музей, но вскоре забыл об этом. А вот спустя четверть века, когда меня назначили директором музея Пушкина, я подумал: у нас есть Лицей — это юность Александра Сергеевича, дача Китаевой — его семейное счастье, Мойка, 12 — последняя квартира, уход в бессмертие. Но ведь Пушкин не на пустом месте появился, до него существовало целое столетие русской литературы, в котором были Ломоносов, Сумароков, Фонвизин, Радищев, Карамзин...А в нашем городе все литературные музеи посвящены писателям XIX и XX веков — от Пушкина до Ахматовой и Зощенко. Родилась мысль создать музей Державина и русской словесности его времени, XVIII столетия — от Тредиаковского до Жуковского. И усадьба на Фонтанке подходила для этого более всего — пока Державин жил в ней 25 лет, здесь находился центр русской литературы и культуры, в котором бывали не только все писатели того времени, но и художники Левицкий и Боровиковский, композитор Бортнянский, архитектор Львов. Уже 1 июля 1988 года тогдашний зампред Ленгорисполкома Валентина Ивановна Матвиенко подписала распоряжение о передаче под музей Державина центрального корпуса здания, а спустя год было решено отдать нам флигели и прилегающую территорию.
И начался непростой процесс, который продлился 15 лет — даже в нашем музее далеко не все поняли меня, пришлось убеждать. Музей Державина открылся 28 мая 2003 года — благодаря масштабному празднованию 300-летия Петербурга появилось финансирование и возможность восстановить прекрасные интерьеры этого дворца и великолепный сад. Каждый июль мы проводим здесь праздник русской поэзии в день рождения Державина, чтим богатые музыкальные традиции усадьбы и в домашнем театре регулярно показываем барочные оперы и даем концерты сочинений XVIII века, а для детей, например, устраиваем интерактивную программу «Державинские кухни». Проводим и выставки в других городах — так, в Петрозаводске особенным успехом пользовалась выставка «Державин в борьбе с коррупцией», проходившая в Академии госслужбы (Смеется). Абсолютное большинство людей о Гаврииле Романовиче ведь что знают: «Старик Державин нас заметил и в гроб сходя благословил». На этом все. Мы надеемся, что те, кто побывал в музее, начнут относиться к нему и его поэзии с уважением.
Вы являетесь автором множества документальных фильмов, как вы к этому пришли?
Еще в 1988 году из Лондона мне позвонил князь Георгий Владимирович Голицын и сказал, что хочет привезти в Ленинград группу потомков Пушкина — тогда к нам приехали праправнучка поэта герцогиня Александра Аберкорн, с которой мы впоследствии очень подружились, ее сестра герцогиня Наталья Вестминстерская, их мать леди Джорджина Кеннард и другие их родственники. У нас с ними сложились чудные отношения, я стал гостить в доме герцогини Аберкорн, а затем и у других потомков Пушкина, в том числе у графини Клотильды фон Ринтелен, еще одной праправнучки великого поэта, и у последнего прямого потомка по мужской линии Александра Александровича Пушкина, который живет в Брюсселе. Всех их я пригласил в 1991 году на празднование 180-летие Лицея и тогда мне пришла в голову идея зафиксировать их приезд, сняв фильм о потомках Пушкина — естественно, я сам написал сценарий, поскольку понимал, кто эти люди и уже хорошо знал их. Думал, что одним фильмом все и кончится, но со временем получился целый сериал — людьми они оказались очень интересными, один сюжет тянул за собой другой, вплоть до того, как породнились Пушкин с Гоголем.
Затем мы создали видеостудию по производству фильмов прямо в нашем музее — пригласили блестящего режиссера Константина Артюхова и отличного оператора Кирилла Мошковича. Нам стало интересно рассказать о предках Пушкина, и прежде всего об Абраме Петровиче Ганнибале — это была целая эпопея, снимали мы фильм и здесь, и в Эстонии, где он прожил многие годы, и в Париже, где он учился, и даже в Африке, где родился. В процессе работы стало окончательно ясно, что прадед Пушкина и генерал-аншеф русской армии появился на свет не в Эфиопии, а в Центральной Африке в нынешнем султанате Логон на территории Камеруна. Этот фильм мы назвали фильм строчкой Пушкина «Странная жизнь Аннибала». Затем мы подумали, что будет интересно сделать фильм об одном из замечательных экспонатов нашего музея — Нащокинском домике. И так вот уже на протяжении 20 лет создание фильмов является неотъемлемой частью моей работы — сейчас делаем картины о Российской академии и о Николае Михайловиче Карамзине к его 250-летию.
Где эти фильмы можно увидеть?
Прежде их можно было посмотреть на DVD-дисках или на канале «Культура», а теперь совершенно спокойно в медиа-центре, который мы открыли недавно в Музее Державина.
Кстати, сейчас там проходит выставка «Пушкин и его герои на киноэкране», на которой можно увидеть все фильмы, снятые в России о поэте и по его произведениям, начиная с картин 1910 года - так мы встретили Год кино.
Вы ведь оказались тесно связаны еще и последними лицеистами и их потомками?
19 октября 1811 года был открыл Лицей, а вот когда он бы закрыт, мало кто знает — это сделала новая власть в 1917 году. А дальше уже в эмиграции бывшие лицеисты собирались в Париже каждый год в день Лицейской годовщины, праздновали, читали свои стихи «На 19 октября». В 1993 году я познакомился в Париже с последним остававшимся в живых лицеистом — это был ровесник века Эдуард Александрович Асрибеков. Он показал мне стихи 1920-го, 1931-го, 1964 годов. За следующие полтора десятилетия я собрал по всей Европе и в Америке в семьях бывших лицеистов великолепную антологию их поэзии, а затем опубликовал книгу «Лицей в творчестве его воспитанников» - можно сказать, что удалось воскресить этих людей и их творчество. Шесть лет мы с коллегами по музею готовили и издали роскошную двухтомную иллюстрированную Лицейскую энциклопедию, рассказывающих о его воспитанниках.
Как будет отмечаться Лицейская годовщина?
Уже традиционно. 19 октября у памятника Пушкину в саду Лицея люди будут читать стихи поэта, в городе Пушкин пройдет фестиваль «Царскосельская осень». Школьники покажут инсценировки произведений Александра Сергеевича, а вечером пройдет церемония вручения Царскосельской премии — на этот раз лауреатом станет актриса Людмила Чурсина.
текст: Виталий Котов
фото: Наталья Скворцова
Комментарии (0)