Директор Библиотеки имени Маяковского, президент Петербургского библиотечного общества, заслуженный работник культуры перестраивает книгохранилища в современные мультимедийные центры, а нам рассказала о своей карьере и отношениях с проектом «Открытая библиотека», который до июня базировался на набережной Фонтанки, 46, а 27 августа пройдет в Риге.
Мои родители были простые люди: отец работал портным, мама домохозяйка — нас было четверо детей. Я родилась перед войной в Великих Луках, нас никуда не эвакуировали, и все тягости военной жизни мы испытали на себе. Я рано полюбила книги, ходила в читальный зал каждую субботу и воскресенье. А когда окончила десять классов, оказалось, что в совхозе освободилось место заведующей сельской библиотекой. И я переехала жить в деревню. Поскольку местного Дома культуры там не было, молодежь крутилась вокруг меня: мы вместе ставили спектакли, пели песни, читали стихи, готовили концерты. Я отработала там два года, поехала в Ленинград и поступила в Институт культуры. На пятом курсе вышла замуж, меня распределили на работу в Василеостровский район, а через год я родила дочь. Затем мне предложили должность методиста детских библиотек по моей специализации в вузе. Там нужна была птица высокого полета, которую бы все слушали, я же была сопливой девочкой, но я старалась, много работала над собой. Мои старания заметили в Комитете по культуре, и в 1965 году, в двадцать пять лет, я стала инспектором — начала руководить всеми двумястами библиотеками города. За десять лет на этой должности мне удалось открыть фонды для общего пользования, тогда это в страшном сне никому не снилось, они все были под замками. И мы провели централизацию всех наших городских подразделений — это была революция.
В чиновничьей среде у тебя сто начальников, и каждому нужно угодить. А мне хотелось быть самостоятельной, поэтому в 1986 году я стала директором уважаемой всеми Библиотеки имени Маяковского, пришла на этот пост в сложный момент: дом 44 на Фонтанке был в критическом состоянии. И как только мы пережили ремонт и заново обжились, подворье Троице-Сергиевой лавры потребовало освободить принадлежавшее им когда-то помещение. Вышел указ о передаче здания, мы собирали подписи, обращались к общественности. Я поехала к патриарху Алексию II, он нас благословил. Но через три года все началось заново. К счастью, мэр города Анатолий Собчак разобрался в споре в нашу пользу, а подворью нашел место в Стрельне.
В нашем распоряжении находился уникальный иностранный фонд, состоящий из книг на девяноста языках и диалектах мира, раритетных изданий — после Великой Отечественной нам досталось много экземпляров из частных и дворянских коллекций. Фонд располагался в подвалах на улице Салтыкова-Щедрина в ужасных условиях. Я снова пошла к Анатолию Александровичу с планами сделать зарубежный культурный информационный центр. В итоге нам выделили дом 46 на Фонтанке, у нас поселились Британский совет, Институт Гете и Американский культурный центр. И жизнь закипела. Еще мы приютили Мемориальную библиотеку князя Георгия Голицына, состоящую из книг о России, изданных за рубежом. Но потом осложнились внешние связи с другими странами, поэтому нам пришлось расстаться и с Британским советом, и с Институтом Гете, и с Американским культурным центром. Зато перед своим уходом губернатор Валентина Ивановна Матвиенко включила Маяковку в правительственную программу реконструкции — на будущий год мы пойдем на ремонт.
Что касается «Диалогов», то все началось с того, что Николай Солодников пришел к нам в библиотеку и предложил совершенно новый формат публичных мероприятий. «Диалоги» — это встреча интереснейших людей, которые будут спорить и размышлять: и все это на базе нашей библиотеки. Кто от такого откажется? Поэтому Николая взяли в штат.
За почти четыре года библиотека ломилась от желающих посетить «Диалоги», спикерами выступили 220 гостей, какие-то дискуссии носили философский характер, а какие-то были очень острыми. У нас выступали Милонов, Невзоров, Сокуров, Алексиевич (за неделю до получения Нобелевской премии). Приглашались люди, у которых есть своя позицию, и они осмеливаются сказать то, что не могут остальные.
В конце июня Николай уволился по соглашению сторон. А так как «Диалоги» его авторский проект, то на базе нашей библиотеки они больше не проводятся.
Я также курирую деятельность других библиотек. Под мое руководство передали здание на Невском, 20, — Библиотеку имени Блока, в которой мы сделали центр по искусству и музыке на основе нотно-музыкального фонда. Мы его спасали от потопа и пожара, а потом и от соседей-коммерсантов, которым не нравилось, что мы занимаем красивое помещение Голландской церкви. А весной прошлого года на Московском проспекте, 86, мы открыли информационный мультимедийный центр «М86», в котором работают читальный зал, студия звукозаписи, туристический отдел. Там в режиме нон-стоп идут кинопоказы, есть коворкинг, детский отдел, выставочная зона. Еще в сентябре этого года в нашем хранилище на Охте начнется реконструкция — в этом пространстве мы сделаем упор на дистанционное образование: там вы сможете слушать лекции и посещать онлайн-семинары Сорбонны, Кембриджа, Оксфорда, Гарварда, а 27 августа пройдет открытие нашей досуговой площадки в торговом центре «Охта-молл».
В библиотеке Маяковского на Фонтанке, 46, мы придумываем идеи и претворяем их в жизнь — мы генератор продвижения всех библиотек Петербурга. Как результат, практически все они были отремонтированы и оснащены современным оборудованием, мы создали единый электронный каталог и единый электронный читательский билет. Благодаря такому билету, например, вы можете взять учебник у нас в Маяковке, сдать его по месту жительства, и нам его привезут. Или сидя дома на диване можете бесплатно читать лицензионные электронные книги издательств «Эксмо», АСТ, «Коммерсантъ», «Манн, Иванов и Фербер» с помощью онлайн-дистрибьютора «ЛитРес». Еще к вашим услугам электронные базы данных: архивы российских и зарубежных газет, журналов, справочных изданий, научных исследований, которых нет в Сети, а мы покупаем их.
Текст: Наталья Наговицына
Фото: Наталья Скворцова
Комментарии (0)