18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Дарья Табачникова: «Хорошо бы велодорожки в Петербурге появились при нашей жизни»

Магистр урбанистики и координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», а теперь и cоветник вице-губернатора Игоря Албина по развитию велосипедной инфраструктуры планирует пересадить горожан на байки и научить их культуре веловождения.

Вы же москвичка. Расскажите, как оказались в Петербурге.

Мой папа — военный, мама — главный редактор в издательстве «Вузовский учебник». Да, я родилась в Москве, потом мы жили в Ленинграде, в Калининграде, затем вернулись в столицу, а шесть лет назад я вышла замуж за петербуржца и осела здесь. Поэтому сложно понять, откуда я, но муж, в прошлом реставратор, подробно рассказывает про город, мы много гуляем, и я освоилась, прониклась. Если честно, мне хотелось уехать из Москвы: в 2009 году ее воспринимали исключительно как место для работы, но не для жизни. Уже потом мэром стал Собянин, начались изменения, и я впервые услышала, что кто-то из москвичей любит столицу. И это здорово, ведь Петербург все обожают, а вызвать теплые чувства к Москве — вот настоящий подвиг.

Всегда были активисткой?

Общественной деятельностью я не занималась. Пела в хоре, ходила на плавание, не более. Поворотным моментом стала поездка к подруге в Гамбург пять лет назад. Мы передвигались по городу на велосипедах, я была удивлена, насколько там развита велоинфраструктура. Оказалось, что все удобства были созданы за последние несколько лет, включая общественный прокат, велодорожки. Тогда я поняла, что такие вещи надо просто брать и делать. И почему бы не мне самой? Вот в Лондоне пришел новый мэр Борис Джонсон и пересадил всех на велосипеды. И Петербургу требуется свой пример для подражания.

Для таких дел нужна крепкая команда единомышленников.

По возвращении в Петербург я нашла группу «Вконтакте» из восьмисот человек, открытую месяцем ранее Евгением Сафроновым, и присоединилась к движению велосипедизации Петербурга. 18 мая 2012 года москвичи Let's Bike It организовали День единых велосипедных действий по всей России, и мы тоже решили провести велопарад. Ожидали увидеть человек пятьдесят, а собралось больше пятисот! После мероприятия сформировалась группа активистов, предлагавших свои идеи. Письма с предложениями мы направляли на почту губернатора, но нам никто не отвечал. Тогда в 2013 году мы запустили сайт, где любой горожанин мог оставить пожелание на велотему, и за неделю пришло две тысячи сообщений. На нашу деятельность наконец обратили внимание, организаторов, в том числе и меня, вызвали в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Инициативы начали поддерживать депутаты, особенно Ольга Галкина. Еще два года мы переписывались с чиновниками, а потом вице-губернатор Игорь Албин решил, что велосипедизация — это перспективное направление. Так в середине июня этого года меня назначили советником на общественных началах. У меня нет суперамбиций, Смольный скорее веселит маленькой фигурой Ленина на подступах, длиннющими коридорами — там все такое старое.

Про велодорожки СМИ трубят уже третий сезон, но пока ничего не происходит.

Я уже поняла, что они не появятся за два года, — хорошо бы при нашей жизни. Урбанистами уже проведена предпроектная работа с разъяснениями, в каких районах есть возможность и необходимость организовать велодорожки. На основе этого исследования были выбраны два отрезка (Купчино— центр и Петербург— Ломоносов) для внесения в Генплан города. Но уже сейчас понятно, что они будут сделаны плохо. Например, в этом проекте велодорожки на некоторых участках предусмотрены вместо тротуара. Очевидно, что пешеходы захотят идти по асфальту, а не по гравию справа, не так ли? А ведь в Петербурге есть все условия для развития: город сразу строился с широкими улицами и проспектами, которые сейчас полностью отданы автомобилям. Здесь встает вопрос рационального перераспределения пространства. В Европе автомобильные полосы делают шириной 2,8 метра, а у нас 3,5. В России уже есть успешный опыт в этой области: на Бульварном кольце в Москве оставили то же количество полос и сделали велодорожки полтора метра просто за счет сужения пространства для машин.

Какими конкретными проектами вы заняты сейчас?

Первым делом я выбиваю велопарковку у Смольного: мне надоело пристегивать велосипед у забора, чиновники же все ездят на машинах. Еще предлагаю вице-губернатору участвовать ввелопарадах, чтобы увидеть все изнутри. И самое важное: к 1 сентября я намерена напечатать брошюры по безопасному вождению в городе, раздать их в школах, университетах и общественных местах. Велолюбители ездят плохо, ведь с ними никто не работает. Сегодня ПДД знают те, кто сдает на права, у остальных же сохранились обрывочные знания с уроков ОБЖ пятого класса. Основа инфраструктуры — физическая безопасность, как в пирамиде Маслоу. Можно сколько угодно убеждать людей в пользе велоспорта, показывать красивую рекламу, но ситуация на дорогах изменится тогда, когда всем будет комфортно на них. Я уверена, качество среды задает образ жизни горожан.

Дарья окончила английскую спецшколу, получила диплом экономиста в Финансовой академии в Москве, степень магистра по урбанистике в институте «Среда», работает научным сотрудником в консалтинговой фирме «Леонтьевский центр». Два года курирует велошколу, где за 300 рублей желающие слушают часовую лекцию по ПДД, а потом едут с инструкторами по городу. Сейчас в ее графике советника две встречи с комитетами по понедельникам и одна — в пятницу.

Текст: Наталья Наговицына
Фото: Алексей Костромин

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)