Ресторатор Эдуард Мурадян отвлекся от запуска нового проекта, бистро Le Moujik, чтобы поздравить своего приятеля, гитариста «Кино» Юрия Каспаряна, с двойным юбилеем: 55-летием и 30-летием выхода альбома «Группа крови». 22 ноября пластинку можно услышать в версии «Симфонического кино».
Эдуард Мурадян: «Собака.ru» попросила меня взять у вас интервью, но я не умею этого делать. Поэтому давайте просто побеседуем.
Юрий Каспарян: Давайте, конечно. Как у вас дела? Как Le Moujik? Я так переживаю — на вас последние дни лица нет. Чувствуется, что полностью погружены в заботы. Спасибо «Собака.ru», вы хоть ко мне в гости пришли.
Эдуард: С Le Moujik все нормально: в середине октября открылись, приходите петь «Марсельезу».
Юрий: Я не очень по-французски.
Эдуард: Тогда просто накатим! И споем «Группу крови» — альбому же в этом году тридцать лет. Как отметите юбилей пластинки?
Юрий: У нас будет 22 ноября специальный концерт проекта «Симфоническое кино», в котором мы играем оркестровые версии песен «Кино». Наш композитор Игорь Вдовин как бульдозер: он по-настоящему напрягся и написал партитуры почти для всех композиций с «Группы крови». Думаю, не будет только «Легенды» и «Прохожего». Хотя материал, в принципе, известен, придумать такое количество оркестровок и переработок — непростая задача.
Эдуард: С которой Вдовин успешно справляется.
Юрий: Да, очень. Кроме того, Саша Цой (единственный сын Виктора Цоя. — Прим. ред.) наконец-то взялся за наследие группы «Кино». Вместе с ним мы собираемся выпускать новый каталог всех записей: будем реставрировать то, что есть, и делать повторные миксы. Впереди много архивной работы, потому что какие-то песни, например, урезаны, где-то к качеству записи есть вопросы, так как техника тогда была не на уровне.
Эдуард: То есть нас ждет переиздание всего творчества?
Юрий: Да! И в частности, в ноябре будет релиз отреставрированного альбома «Группа крови». Кроме того, уже вышла пластинка «Атаман» и скоро будет «Маман» — это два миньона (мини-формат виниловых пластинок. — Прим. ред.).
Эдуард: А что такое «Маман»?
Юрий: Это французский сингл. Французы же заказали нам в свое время альбом «Последний герой», который выпустили у себя.
Эдуард: В каком году?
Юрий: Кажется, в 1988-м или в 1989-м. Помимо лонгплея, они выпустили еще небольшой миньончик. С одной стороны там была песня «Мама, мы все тяжело больны», а с другой — уже не помню что. Назвали это почему-то «Маман». А «Атаман» — это известная композиция, которую опубликовали в 2012 году. На пластинке будет две ее версии: электрическая со специальным виниловым мастерингом и оригинальный акустический вариант песни, записанный Виктором Цоем в 1990 году (его отреставрировали с кассеты-первоисходника). Оформление обложки придумывал Олег Котельников.
Эдуард: Класс. Сразу видно, что Котельников.
Юрий: По-моему, круто, да. А-Т-А-М-А-Н, как будто из 1980-х, и похоже на Цоя.
Эдуард: А вот этот шрифт, он же где-то был.
Юрий: На «Черном альбоме». Мне просто нравится такое написание, а сам шрифт кажется наиболее аутентичным.
Эдуард: Красиво. Подарите?
Юрий: Конечно!
Эдуард: Кстати, а кто больше влиял на стилистику «Кино»? Георгий Гурьянов (ударник группы. — Прим. ред.) или Виктор Цой?
Юрий: Естественно, Витя. Он задавал тон, но каждый пытался привнести что-то свое, и он лояльно к этому относился. Хотя границы существовали.
Эдуард: В тексты нельзя было вмешиваться?
Юрий: Нет, именно по музыке. Помню, Виктора не было, а мы с Гурьяновым экспериментировали и сделали диско-версию «Группы крови». Витя послушал, говорит: «Нет, ребята, это никуда не годится».
Эдуард: Но теперь вы реализуете любовь к диско в Chic Project.
Юрий: Да, это группа, в которой очень весело играть. Ее репертуар состоит из каверов на американский фанк-диско-бэнд Chic, основанный гитаристом Найлом Роджерсом, без которого многие альбомы Дэвида Боуи, Duran Duran и песня Daft Punk «Get Lucky» звучали бы иначе. Мы ее много в свое время слушали с Гурьяновым. Потом, уже на репетициях «Симфонического кино», я начал подбирать что-то, мне стали подыгрывать. Оказалось, многие знают Chic. С точки зрения музыки это фанк, но если классифицировать с позиции искусства — необарокко. Все в белом, радостно и красиво.
Эдуард: А что еще интересного? Будете развивать проект Start, который в конце 1980-х делали с «Новыми композиторами» (ленинградская электронная группа. — Прим. ред.)?
Юрий: Сейчас из «Новых композиторов» в нем только Валера Алахов участвует. А вообще выступаем втроем — там еще играет мой бессменный басист Виктор Савич. Он со мной и в «Симфоническом кино», и в Chic Project. Start, конечно, клубный формат, но мне он симпатичен — и музыка в нем танцевальная и жизнерадостная.
Эдуард: А в каком городе любите больше всего выступать?
Юрий: В Петербурге, потому что близко ездить. Хотя мне и нравится гастролировать.
Концерт «Симфонического кино» 22 ноября в БКЗ «Октябрьский»
Фото: Михаил Борисов
Текст: Елена Анисимова
Комментарии (0)