Новая станция кардинально изменила блеклый городской радиопейзаж. О том, как редакция транслирует ЧПХ и ДНК Петербурга в FM-диапазоне, нам рассказали ее редакторы Алексей Мосин, Анастасия Принцева, Диана Пылаева и Вячеслав Резаков.
В ЧЕМ ИДЕЯ На радио у того, что мы делаем, нет аналога ни в России, ни в мире. Мы скорее оглядывались на известные телеканалы Arte или Discovery, которые рассказывают нам обо всем на свете, а также Euronews с его механизмом ротации новостей. Когда мы подали заявку на частоту 95,9 FM, было уже совершенно очевидно, что концепция инфотейнмента будет востребована. Наши радиостанции, за редкими исключениями, являются всего лишь фоном, мы же решили наполнить эфир короткими познавательными программами. До недавнего времени было принято разговаривать со слушателем как с человеком, который ничего знать не хочет, ставить ему Стаса Михайлова и шутить ниже пояса. Мы решили, что будем говорить с ним как с умным человеком, который достаточно образован, чтобы понимать сложные конструкции, и с которым не нужно опускаться до пошлых шуток. Самая амбициозная наша задача заключалась в том, чтобы заинтересовать специалистов в различных областях: ученых, журналистов, работников искусства. Это как сделать конфету для работников конфетной фабрики: если понравится им, вероятно, понравится и остальным.
СЛУШАТЕЛИ Мы гордимся не количеством, а качеством нашей аудитории: радио занимает первое место среди петербургских станций по проценту слушателей с высшим образованием и уровнем дохода выше среднего. Впрочем, чуда здесь нет, вполне естественно, что занимательная книга по молекулярной биологии будет интересна скорее человеку с высшим образованием. И так же логично, что у думающего человека высокие шансы сделать успешную карьеру и в итоге зарабатывать больше. Но еще важнее, чем покупательская способность наших слушателей, их желание мыслить самостоятельно и получать удовольствие от новых знаний.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ «Нева FM» — завод по производству радиопрограмм. Их у нас много, но длятся они в основном не дольше ста восьмидесяти секунд, ведь сегодня все уже знают, что средняя длительность прослушивания радио — не больше двадцати минут. Поэтому основной принцип нашей работы — короткий шаг. За эти двадцать минут мы должны дать человеку возможность услышать новости, пару интересных песен и одну-две передачи на разные темы. Такой подход позволяет, с одной стороны, держать слушателя в тонусе, а с другой — показать мир во всем его многообразии и сложности. У «Нева FM» есть три основных направления: искусство и культура, наука и технология и стиль жизни. Наши программы похожи на сериалы, их можно слушать несколько недель подряд изо дня в день, постепенно погружаясь в вопрос, скажем, футурологии или петербургских призраков. Мы никогда не выбираем какието слишком прямолинейные темы, стараемся найти интересный аспект во вроде бы знакомой проблеме. Скажем, «Плагиаторы» — это о том, какие технологии мы позаимствовали у животных. А «Буквальная архитектура» — рассказ не просто о шедеврах архитектуры, а о том, каким смыслом они наделяются в художественной литературе. Есть у нас передача про тишину в музыке, которую делает композитор Владимир Раннев. Другой молодой композитор, Настасья Хрущева, вела ежедневный цикл о классической музыке, в котором показывала неочевидные взаимосвязи произведений различных эпох. В эфире много литературоведческих программ. Борис Аверин может рассказывать о том, как одно стихотворение Пушкина изменило развитие русской литературы. Директор Пушкинского Дома Всеволод Багно объясняет, почему России нужны Дон Кихоты. Вообще, мы гордимся нашими авторами. Среди них кинокритик Алексей Гусев, который получил «Золотое перо» за программу «Фабрика Люмьер». Или вот историк Лев Лурье сделал нам цикл «Петербургская азбука»: например, на букву «Ч» он рассказывает про чаек — про то, какие они неприятные кряквы и как они много гадят. В течение дня в нашем эфире выходит примерно пятнадцать передач, каждая из которых повторяется трижды в течение суток. В будущем мы, возможно, даже сделаем из них одну большую аудиоэнциклопедию. А еще у нас практикуется художественное чтение русской литературы и поэзии, выходят ежедневные короткие уроки по иностранным языкам — от финского до немецкого.
МУЗЫКА Функция музыки — поддерживать настроение между тематическими программами и новостями, не больше двух-трех песен подряд. Здесь, конечно, большую роль играет диджей, который у нас, по сути, модератор — посредник между авторами и слушателями. Кстати, что касается диджеев, то это чудовищная кадровая проблема: они перевелись. Говорят бессмыслицу и смеются без причины, поэтому своими мы гордимся, у нас они что надо. А еще Александр Малич и Сергей Соколов делают отличное утреннее шоу «Второй завтрак». Нам хотелось, чтобы радио снова было не скучно слушать. Если покрутить ручку настройки, становится понятно, что музыкальный ряд петербургских радиостанций невероятно скудный. Это обратная сторона формата: точность выбора подразумевает, что много хороших песен остается «за бортом». Они недостаточно рок, или недостаточно dance, или не Стас Михайлов. Мы не ограничиваем себя стилями и жанрами, до известной степени не боимся сложности. Даже у Джона Колтрейна есть вещи, которые могут прекрасно слушаться по радио. Заодно мы обратили внимание на блюз и соул, которых вообще не было в эфире, несмотря на легкость и простоту их восприятия. При этом у нас много современной музыки, классики и просто хороших песен, которые нет смысла классифицировать, — от T-Rex до Кайли Миноуг, и от Дэвида Боуи до Софи Эллис Бекстор.
Текст: Мария Элькина
Фото: Полина Твердая
Визаж и прически: Ася Кабакчи, Юлия Патричева
Стиль: Вадим Ксенодохов
Ассистент стилиста: Евгений Юминов
На фото справа налево: Диана Пылаева, Сергей Соколов, Александр Малич, Алексей Мосин, Вячеслав Резаков, Анастасия Принцева и Камерный оркестр
На Анастасии: платье Alexander Mcqueen, колье Alexis Bittar (ДЛТ). На Вячеславе: костюм Dolce & Gabbana (ДЛТ). На Сергее: костюм Dolce & Gabbana (ДЛТ). На Александре: костюм Uomo Collezioni (Uomo Collezioni). На Алексее: костюм Canalli (Mens Boutique №1). На Диане: платье Von Vonni (ДЛТ)
Благодарим камерный оркестр «Бис-квит» (bis-quit.Ru, концертный директор Андрей Антипов, тел. (911) 768-6238) за участие в съемке. Благодарим гастрономический паб «Биррерия» (Владимирский пр., 19, тел. (812) 943-6004 ) за предоставленный для съемки стол. Благодарим владельца архитектурного комплекса «Красное знамя» Игоря Бурдинского за предоставленные для съемки стулья
Комментарии (1)