18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Город
Город

Поделиться:

От кофе навынос до осознанного потребления — изучаем тренды продуктового ретейла

Запросы потребителя растут, а торговые сети охотно им следуют. Безусловно, главным требованием к продуктовым магазинам у покупателей по-прежнему остается соотношение цены и качества, но сегодня от новых торговых точек ждут еще и нечто большее, чем просто возможность купить еду или товары для дома. Современный магазин — это и мини-кафе с выпечкой, и кофе с собой, и быстрая доставка, и постоянно растущий выбор товаров, включая собственные торговые марки. Примером воплощения такой концепции стала открывшаяся на днях в Кировском районе 20-тысячная в России «Пятёрочка». Символично, что событие прошло именно в Петербурге, где 24 года назад появился первый магазин, который вышел далеко за пределы города и стал федеральной сетью. В Ленинградской области сейчас работает 394 магазина сети, а в Петербурге  528.

Запуск работы юбилейного магазина отметили масштабно: выступление народного артиста России Михаила Боярского, церемония награждения почетных сотрудников ретейла и развлечения для гостей и их детей. Спасал от жары мобильный бар с бесплатными летними лимонадами. Любимой детской активностью стал конкурс с раздельным сбором. Организаторы предложили ребятам несколько картинок с разными категориями — бумага, стекло, пластик и прочие отходы, которые надо было разделить по нужным «урнам».

Михаил Боярский,

народный артист России

«Самое дорогое, что есть у нас, — это люди, которые гордятся своим городом. Все, что связано с Петербургом, любой праздник, — очень важно для нас, петербуржцев. Про город слагают песни, стихи, поэмы. Он развивается не по дням, а по часам. Помню, моя бабушка стояла в длинных очередях за продуктами, а сейчас купить все, что ты хочешь, можно в мгновение ока».

В то же время праздничная площадка стала местом диалога бизнеса и власти, а также поводом для подведения промежуточных итогов развития торговой индустрии в Петербурге и составления планов на ближайший год.

Кирилл Поляков,

вице-губернатор Санкт-Петербурга

«Тот факт, что и первый, и 20-тысячный магазин открывается у нас, в Петербурге, — показатель благоприятного климата, созданного в городе. Это не только торговая сеть, но и один из крупнейших работодателей: тысячи сотрудников сегодня работают в компании».

Больше своего и качественного

Не каждый покупатель, приходя в магазин, знает, какая продукция в его корзине относится к собственным торговым маркам (СТМ). И это неудивительно — далеко не всегда такие товары маркируются узнаваемым знаком торговой сети. Например, бренд Global Village, представленный практически во всех категориях товаров, «Молочная станция» и «Красная цена» — СТМ «Пятёрочки».

Владислав Курбатов,

генеральный директор сети магазинов «Пятёрочка»

«С изменением финансового климата в стране доходы людей не выросли, поэтому наша задача — дать покупателям такое предложение, чтобы за те же деньги, что и раньше, они могли себе позволить купить все необходимое. Сегодня доля СТМ у нас уже составляет 24%. Цена на такие товары обычно доступнее, поэтому проникновение в чек этих позиций уже достигает 50%, а в следующем году хотелось бы, чтобы цифра выросла до 60%».

Изменение финансового климата особенно резко сказалось на ценообразовании товаров для малышей. Известные бренды Huggies, Merries и другие либо совсем исчезли с полок, либо уже не так доступны, поэтому роль собственных торговых марок в этой категории особенно важна. «Памперсы, представленные сегодня в сети, — Nishoomi и Honey Kid — СТМ нашего магазина. Цены на эти линейки сравнимы с ценами на популярные бренды до 2022 года, поэтому покупатель не переплачивает и точно не проигрывает в качестве», — отметил Владислав Курбатов.

Ваш кофе готов

Отправляясь утром на работу, хорошо бы купить что-нибудь с собой для перекуса, а по дороге в офис съесть свежеиспеченный круассан и выпить горячий кофе. Теперь это вполне возможно. Формат кофе-пойнтов прямо в магазинах набирает популярность. В следующем году торговая сеть планирует обеспечить необходимым оборудованием большинство своих точек в Петербурге. Не исключено, что в предстоящем году формат кофе-пойнта расширится и во многих магазинах можно будет не просто взять напиток с собой, но и посидеть за столиком. В планах и расширение сегмента готовой еды, которую можно будет разогреть в микроволновке прямо в магазине или оформить доставку — еще одно быстро развивающееся направление. Доставлять за 20–30 минут теперь будут не только продукты, но и обеды с горячим кофе или чаем.

Это экологично

Невозможно представить себе компанию, в которой хотя бы косвенно не касались темы экологии и вторичного потребления. Продуктовый ретейл — не исключение. Особое внимание многие торговые сети уделяют осознанному потреблению. «Пятёрочка» в своих магазинах предлагает покупателям отказываться от пластиковых пакетов, заменяя их многоразовыми сумками. Кстати, корзины для продуктов, обычные на первый взгляд, — это переработанный пластик.

Некоторые магазины сети уже переведены на возобновляемые источники энергии. Первым регионом с такой практикой стала Республика Карелия. А технология «умный магазин» позволяет снизить потребление энергии в торговых точках на 4,9%.

О благотворительности

Наравне с экопроектами благотворительные инициативы все чаще становятся частью концепции развития торговых сетей. «Корзина доброты» — программа сбора продуктов и необходимых товаров в магазинах сети, которая далеко не первый год помогает пенсионерам, многодетным семьям и просто людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Наполнить корзину может любой желающий, а ретейлер дополнит ее недостающими товарами.

По данным X5 Group и благотворительного фонда «Банк еды «Русь», за 2022 год удалось собрать и передать нуждающимся более 518 тонн продуктов.

А еще сеть в сотрудничестве с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» реализует проект «Островки безопасности», который помогают потерявшимся и дезориентированным людям найти свой дом. В основной группе риска дети и пожилые. Специальный оранжевый знак можно увидеть в каждом магазине сети. Сотрудники проходят обучение и обязательно помогут обратившимся в магазин людям вернуться домой. За время работы проекта удалось помочь более 4 тысячам человек.

Комментарии (0)