В международном сервисе знакомств и оценки фото Topface зарегистрировался 50-миллионный пользователь. «Собака.ru» побеседовал с его создателем, Дмитрием Филатовым о романтической составляющей в его работе и о том, как меняется поведение людей в интернете.
С чего, собственно, началась история Topface?
В 2010 году мы стали делать приложения для «ВКонтакте», а потом решили купить уже готовое — «Лицемер», переделали его, и в августе того же года запустили свою версию. Практически сразу оно стало номер один по популярности среди пользователей, росло и развивалось. Через год мы поняли, что название нам не нравится, тем более, что было желание выйти на международный рынок. После ребрендинга появился уже Topface, в апреле 2011 года мы запустили приложение «ВКонтакте», которое довольно быстро перегнало «Лицемера». Позже появились приложения для Facebook, затем отдельно для смартфонов, а в конце прошлого года мы запустились в «Одноклассниках».
Наверняка, когда вы покупали «Лицемера», было много других вариантов, куда вложить деньги. Почему все-таки остановились на сервисе знакомств?
Ситуация получилась банальной. Начало 2010 года было довольно романтичным периодом в развитии Рунета: сеть «Вконтакте» набирала обороты, в тот момент казалось, что она будет таким «интернетом внутри интернета», самостоятельным и полностью автономным. Поэтому мы считали, что ей необходимы свои сервисы, в том числе — система знакомств. Из тех приложений, которые на тот момент уже были популярны, «Лицемер» был самым интересным с точки зрения дальнейшего развития. Мы решили не портить основную идею, но добавили к ней знакомства, сообщения и еще несколько фишек. Хотя изначально оценка твоих фотографий незнакомыми людьми была вещью уникальной. Представьте себе, вы хотите узнать, какая прическа вам идет больше. Можно, конечно, поспрашивать у друзей, но они, в лучшем случае, сделают вам комплимент, в худшем — промычат что-нибудь нечленораздельное. А тут сто или двести незнакомцев сравнивают два ваших образа, и вы получаете объективный результат. Опыт показал, что людям интересно, но платить за это они не готовы, а вот за знакомства — пожалуйста, и мы быстро перестроились.
Но идея сравнения и оценки фотографий, в общем-то, не нова. Те же «Одноклассники» с этого начинали или Facemash Цукерберга.
Большое заблуждение считать, что только на классной или оригинальной идее можно построить успешный бизнес. Не было такой истории у больших компаний вроде Google или Facebook, чтобы они с нуля придумали какой-то гениальный сервис, который до этого не существовал в природе. До Facebook была куча социальных сетей, хотя бы и MySpace, но тем не менее Цукерберг все сделал настолько хорошо, что захватил весь мир. У нас получилась похожая история: сайтов знакомств было и есть огромное количество, сервисов оценки тоже много. Мы довели многие уже известные вещи до идеала.
Игра на самолюбии в том числе?
Любая социальная сеть и сервис знакомств построены на самолюбии, на том, чтобы потешить свое эго, получить лайк, комментарий или комплимент. Мы, конечно, не исключение.
Складывается впечатление, что из соцсетей постепенно уходит эта составляющая, они превращаются в абстрактные новостные ленты с диким количеством перепостов. Приложения под это подстраиваются?
Мы со своей стороны видим другие тенденции, которые для нас важны. Во-первых, люди почти полностью перешли от текстового контента к визуальному, то есть картинки и видео. И мы, как сервис про картинки на этом фоне сильно выигрываем. Людям нравится смотреть на фотографии других. Есть такие, которые по 10000 штук в день просматривают, при этом у нас нет слайд-шоу, и надо одну за другой перелистывать, в общем, проявлять завидную настойчивость. Большая часть таких людей, правда, в Турции находится. Визуализация для нас — положительный тренд, мы подстраиваемся и стимулируем пользователей загружать больше и больше фотографий. Безусловно, зависимость от социальных сетей довольно сильная, с одной стороны, с другой — они тоже в нас заинтересованы.
Кого больше среди пользователей Topface — мужчин или женщин?
Мужчин немного больше, соотношение 60 на 40 где-то. Но это обычная история для сайтов знакомств. Мужчины более активны в поиске, в том числе, и поиске партнеров. Поэтому интернет отражает ту же ситуацию, что и в жизни.
Вы сами верите в знакомства по интернету или это бизнес и ничего личного?
У нас в компании вообще очень сильная романтическая составляющая в работе. Я убежден, что как сейчас стало нормой покупать бытовую технику по интернету, потому что это удобнее, быстрее, дешевле, проще, так же для людей станет нормальным знакомиться не на улице, а в сети.
А сейчас это ненормально?
Скажем так: есть потенциал для роста. Многие ведь до сих пор считают, что сайты знакомств — для лузеров, хотя это не так. Большинство людей ведь где знакомятся: на работе или на учебе, и я сейчас не беру в расчет пикаперов, у которых цель иная. Даже если вы очень коммуникабельный, круг вашего общения — это тысяча человек, в лучшем случае. Вероятность того, что среди этой тысячи есть тот, кто тебе подходит, не такая уж высокая. А в интернете можно пообщаться с миллионами людей и сэкономить себе время, потому что в жизни ты пока познакомишься, пока решишься пригласить на свидание...
Какой-то фаст-фуд получается!
Это не совсем фаст-фуд, просто способ повысить свои шансы. Как вы думаете, почему такая гигантская статистика разводов? Потому что люди женятся от безысходности на первом, что под руку подвернулось, утешая себя, что другого все равно нет. На самом-то деле другого столько, что бери — не хочу, а ты банально отказываешься на это смотреть. Большое количество мужчин и женщин ищут себе пару в интернете, и это не какие-то там фрики, а совершенно нормальные, здоровые, обеспеченные, успешные люди. Мы реально верим, что меняем жизнь к лучшему.
А есть конкретные примеры из близкого окружения, которым помог Topface в личной жизни?
Много наших программистов встречаются с девушками, с которыми познакомились через приложение. Как говорится, плох тот работник, который не пользуется собственным сервисом. Приводят иногда их на работу, и я поражаюсь, честно говоря: сплошные модели, а ребята… ребята – обычные программисты, не какие-нибудь там футболисты известные. Сотрудников еще бывает через Topface находим. Была одно время такая задача, чтобы в офисе было больше красивых девушек, мы ее даже перевыполнили.
Недавно в Facebook прогремело приложение Bang with Friends, в котором пользователи могли отмечать среди своих друзей тех, с кем бы они не прочь переспать. И если желания совпадали, то обоим приходило уведомление об этом. Как вам пример такого сервиса знакомств?
Bang with friends — яркий пример пиар-заблуждения. Во-первых, эта история стара до неприличия. Два года назад «Вконтакте» появилось аналогичное приложение «Я бы вдул». Как выяснилось позже, сервисы с такими названиями востребованы только мужчинами, женщины туда вообще заходить боятся. Хотя у нас был похожий вирус на Topface в начале прошлого года: мы прикрутили вопрос к анкетам «Хотели бы вы заняться любовь с этим человеком?» с тремя вариантами ответа «нет», «да» и чем-то вроде «может быть, я подумаю, после пива». К нам сразу же пришло порядка 80 000 новых пользователей в первый день, но через пару-тройку месяцев активность пошла на спад, и мы это дело прикрыли. Срок жизни у таких вирусов недолгий.
Я недавно с удивлением узнала, что журнал «ВКурсе» тоже принадлежит вам, хотя, исходя из названия, всегда считала, что это официальный паблик «ВКонтакте». Признайтесь, название – маркетинговый ход?
Журнал возник из идеи, что «интернету внутри интернета» нужно свое СМИ. Тогда не было пабликов, а были только группы, которые работали больше как кружки по интересам, поэтому мы решили сделать отдельное приложение про нововведения «Вконтакте». Наняли журналиста, на коленке накидали внешний вид сервиса, назвали его «Будь в курсе» и запустились. В первый же день его установил Павел Дуров, а у него тогда уже было около миллиона подписчиков, и у нас соответственно через сутки было больше 20 тысяч установок. Сообразив, что проект будет иметь успех, приложение переписали более грамотно, отбросили слово «Будь» в названии и стали писать о том, что происходит в социальной сети. Отсюда и возникло мнение, что мы ее официальный блог. Через пару лет пришлось перестроиться на развлекательную сферу, чтобы стать коммерчески выгодными. Но сейчас существует новая концепция сделать журнал про отношения полов.
Какое-то слияние сервисов Topface происходит, нет?
Не совсем. Это направление редакция выбрала сама, исходя из предпочтения пользователей «ВКонтакте» и молодой аудитории в целом.
У меня вообще есть ощущение, что молодая аудитория значительно поумерила свой пыл «ВКонтакте», то ли устала от него, то ли появились новые соцсети. А вы как считаете?
Я тоже это замечаю, более того, сам стараюсь ограничивать количество потребляемой оттуда информации. Ее становится так много, что невозможно все переварить и не пропустить что-то важное. То же самое происходит и у моих знакомых. Связано это, на мой взгляд, с тем, что люди переходят в какие-то другие способы взаимодействия с друзьями. Соцсети же изначально именно про друзей были. Первая волна популярности пришлась на поиск одноклассников, старых приятелей, которых потерял. Слава богу, все нашли и уже успели благополучно забыть о них заново. Вторая — показать себя и свои новые фотографии. Но сейчас все перешли на мобильные телефоны и пересели в Instagram. Не знаю, как у вас, а у меня там активность в три-четыре раза больше. Писать всем стало лень, проще сфоткать и показать. Я уверен, что тот же Дуров прекрасно понимает эти тенденции, поэтому они так сильно сейчас фокусируются на развитии мобильного приложения и внедрения нового сервиса фотографий с фильтрами. Даже несмотря на сильных конкурентов, аудитория «ВКонтакте» все равно постоянно растет, при том, что это за аудитория, я не знаю. Думаю, или более молодая или, наоборот, возрастная - наши родители, например, активно стали осваивать социальные сети. Поэтому в ближайшие 5-10 лет активность там не уменьшится, будет просто меняться ее выражение. Еще меньше текста, еще больше картинок. Все заметно упрощается.
За счет чего могут тогда устоять сайты знакомств?
За счет того, что предложат людям более простые механизмы поиска второй половины. Пользователь должен просто регистрироваться на сайте, а заполнять анкеты и подбирать ему людей должны каким-то образом мы. Тогда происходит эффект чуда: ты вроде как ничего особенного не сделал, а судьба тебя уже нашла. И если это произойдет, то сервисы почти полностью заменят собой знакомства в реальной жизни.
Интервью: Александра Козлова
Фото: Иван Куринной
Комментарии (2)