18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Константин Лопушанский: «Я не мизантроп, но главные трагедии всегда происходят с людьми»

Ленинградскому и петербургскому режиссеру Константину Лопушанскому 12 июня исполнится 70 лет. В честь юбилея в киноцентре «Родина» проходит его ретроспектива. Мы поговорили с кинематографистом о Стругацких, фантастике, мизантропии и дружбе с Германом.  

Константин Лопушанский

Константин Лопушанский

«Роль»

«Роль»

«Роль»

«Роль»

«Письма мертвого человека»

«Письма мертвого человека»

«Письма мертвого человека»

«Письма мертвого человека»

Константин Сергеевич, во многих ваших фильмах так или иначе говориться про вину интеллектуалов, людей культуры во всем плохом, что происходит в мире. Но в Петербурге принято человека культуры, напротив, ставить на пьедестал...

Иными словами, вы хотите сказать, что я как бы занимаюсь интеллектуальным самоубийством, хотя сам принадлежу к интеллигенции? В свое время великий Алексей Герман, посмотрев мою «Русскую симфонию» сказал: «Ну, ты себя размазал!». В фильме главный герой говорит про себя: «Я русский интеллигент, наследник Толстого и Достоевского», а вся картина это, по сути, малоприятное высказывание о том как вела себя интеллигенция во время нашей последней революции 90-х годов.  На мой взгляд, тогда эти люди совершали странные поступки. Но говорить про интеллигенцию или народ в целом – это такой коммунистический подход. Мне это не свойственно. Скорее, я считаю, что интеллигенция – как квинтэссенция культуры – несет за свои поступки большую ответственность, чем те, кто не обладает таким мощным интеллектом.

Дэвид Линч вспоминал, что придумал сюжет «Твин Пикса», когда представил, как завернутая в полиэтилен прекрасная мертвая девушка лежит на берегу реки. А вы как сочиняете кино? Например, «Письма мертвого человека»?

Да, действительно. Когда обдумываешь какой-то замысел, у тебя варьируются именно визуальные образы. Тема – это только предлог выстроить цепочку образов. А когда она возникла, включается интеллект. У Булгакова в «Театральном романе» был образ освещенного окна. У меня  во время работы над «Письмами мертвого человека» был подземные музей с остатками культуры. И потом – про атомную войну тогда только ленивый не думал.

Я после выхода картины много встречался со зрителями, и ко мне чуть ли не сотни людей подходили и говорили, что им снилось нечто подобное. Люди и в нашей стране, и в Европе тогда очень близко почувствовали дыхание катастрофы.


Интеллигенция – как квинтэссенция культуры – несет за свои поступки большую ответственность, чем те, кто не обладает мощным интеллектом

У вас в фильмах самые страшные истории не про техногенные катастрофы, а про людей, которые так хотят выжить, что практически теряют человеческий облик. Возникает даже подозрение, что вы не очень любите людей.

Ну, как сказать. Это непростой вопрос. Я считаю, что относиться к человечеству надо критически. Этому учит история, на этом построены все религиозные концепции: на понимании тотального несовершенства человека. Отсюда и тема покаяния. В книгах братьев Стругацких меня всегда привлекало, что они позволяли себе очень критически относились к человеку и к человечеству. Про них иногда говорили, что они коммерческие и бульварные писатели. На самом деле они, конечно, такими не были. Коммерческие писатели не позволяют себе такого – их тогда никто не купит. А Стругацкие писали: «Уже всем понятно, что такое человек – не очень понятно, что с этим делать». Я не могу сказать, что являюсь мизантропом. Просто главные трагедии, которые происходят, – это трагедии с людьми. А искусство больше ничем и не занимается.

Кстати, про Стругацких – как к ним относились в Ленинграде? Их действительно называли «струганина», как можно прочитать в некоторых воспоминаниях, или они были абсолютными гуру?

Они были гуру и классиками. Степень их популярности была невероятной. Понимаете, основной интеллектуальный зрительский слой того времени – это техническая интеллигенция. Это они приходили на фильмы Тарковского. Я сам это видел, когда мы с ним ездили на встречи со зрителями во время его приездов в Ленинград. Мы с Сашей Сокуровым тогда ему как раз помогали – носили записки из зала с вопросами. Для этих людей Стругацкие были знаковой литературой. Некоторые их тексты распространялись подпольно. Например, «Гадкие лебеди», которые я потом поставил, я впервые прочел в конце 60-х в «слепом», на машинке отпечатанном варианте. Это диссидентская литература была в чистом виде. Люди перепечатывали, хранили и передавали эти перепечатки друг другу.

«Гадкие лебеди»

«Гадкие лебеди»

«Гадкие лебеди»

«Гадкие лебеди»

«Посетитель музея»

«Посетитель музея»

«Посетитель музея»

«Посетитель музея»

Большинство ваших главных фильмов являются либо экранизацией фантастических книг, либо в сценарии много элементов научной фантастики. Почему? Ведь вы же гуманитарий.

Фантастика в советские времена была особенной нишей. К ней было трудно придраться – это же все фантазии. Про что они там говорят? Про Запад? Про нас? Непонятно. Этим пользовались все. Вспомните Швейцера, других режиссеров. Я уже не говорю про Тарковского. Только там могли пройти глубокие философские и религиозные концепции. Я тоже пошел таким путем. Кроме того, у нас же был жанр философской фантастики, который у Стругацких только начался и потом развился как межжанровое явление. Это уже не просто фантастика, а что-то другое.

Ваши «Письма мертвого человека» и « Посетитель музея»  поставлены очень масштабно – там целые разрушенные города. И все это делалось в середине 80-х без всякой компьютерной графики.

Марко Мюллер, который раньше был директором Венецианского кинофестиваля и с которым я очень дружил,  как-то сказал мне, что ежегодно показывает своим студентам «Письма мертвого человека» и говорит, что эта картина стоила 600 тысяч долларов. По советским меркам, конечно. Но все равно, сейчас это невозможно себе  представить. Просто Госкино в те времена утверждало такой бюджет. Вим Вендерс, во время нашей встречи в Германии тоже не мог понять, как такое может быть.  Спрашивал: «А как вы снимали в метро?»  Я ему стал объяснять, что это была строящаяся станция, мы написали письмо руководству, и нас пустили. «Какое письмо можно написать, кроме как принести полмиллиона долларов?» – в ответ удивлялся  Вендерс. А тогда это можно было, мы принесли письмо из Комитета советских ученых о том, что снимается очень нужный фильм, и нас пустили.

А «Посетитель музея» был снят в 1989 году потому, что я с «Письмами мертвого человека» съездил в Канны. Появились немецкие продюсеры, которые дали много денег, плюс какие-то средства выделил Совэкспортфильм и Швейцарская кинокомпания. Те съемки были редким случаем, когда я не испытывал никаких организационных проблем. Надо было показать, как ушло море, и катер стоит посредине пустыни. Тогда мы сняли его в Новороссийске, погрузили на поезд, отвезли в Среднюю Азию и провели съемки там. Больше в моей жизни таких чудес не происходило.   

У вас есть ностальгия по советскому прошлому?

Есть, но по объективным кинематографическим  причинам. Я пришел на «Ленфильм»  в 1980 году. В один год с  Александром Сокуровым, Сергеем  Овчаровым и еще несколькими режиссерами. И начал работать в  Первом обьединении, которое возглавлял тогда Иосиф Хейфиц, живой классик, можно сказать. А его заместителем  был Илья Авербах. В это же объединение входили Герман, Аранович,  Муратова, Клепиков. Представляете? И  когда я приносил туда свою заявку, ее обсуждают эти люди. Там же работала совершенно гениальный редактор Фрижета Гукасян. Более того, обьединение защищало и поддерживало своих. Мою картину «Письма мертвого человека» закрывали несколько раз, но объединение меня защитило. Да, их вызывали в Обком, заставляли показывать картины, закрывали их, но они умели бороться и могли научить этому молодых. Я уж не говорю про общение. Я очень много говорил с Авербахом, он был совершенно замечательный человек, нас, молодых, он пригрел. А Алексей Герман придумал название «Письма мертвого человека». Фильм в начале назывался «На исходе ночи». С этим была связана смешная история. Мы сидели у Авербаха, приехал Андрей Смирнов и говорит: «Что это за название у тебя такое дикое – "Письма мертвого человека". Что, ты берешь все, что тебе Герман предлагает?!». Я ему ответил, что вроде бы название непонятное, но уже несколько дней я его не могу забыть. И действительно, оно очень сильное, запоминающееся. Подобных примеров было много. Так что если у меня есть ностальгия, то прежде всего по людям.

Текст: Елена Некрасова

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Алексей Герман-старший, Александр Сокуров

Комментарии (0)