18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Александр Молочников: «Рашн-синема — это завод, где рабочие давно ничего не ищут и штампуют туфту»

Российским кино и театру больше не нужны секс-символы времен метросексуалов и ламберджеков. Им нужны бунтари, революционеры и рок-н-ролльщики — те, кто могут натурально пустить кровь старой, хотя и легендарной системе. Еще точнее — им нужен Александр Молочников.

Для подготовки этого материала с нашим кавергероем журналист Наталья Наговицына встретилась трижды — в первых двух случаях времени для беседы катастрофически не хватало. И все три раза перед ней сидели три разных Александра Молочникова: сначала внук и сын, с упоением рассказывающий о своей семье, затем стендап-комик, устроивший бенефис на съемке для журнала, и, наконец, вдумчивый актер и режиссер, анализирующий все, что с ним происходит, и выдающий на-гора результат в виде ролей и спектаклей.

Самый молодой режиссер МХТ в двадцать четыре года уже поставил в гнезде Станиславского два прогремевших спектакля: ретрокабаре «19.14» про ужасы Первой мировой с реальными сюжетами из фронтовых писем и рок-фантазию «Бунтари» в стилистике концерта курехинской «Поп-механики», в которой солируют персонажи с именами Юрия Лотмана, Павла Пестеля и Александра Пушкина. После актер сделал прыжок с переворотом в карьере: снялся в артхаусном «Холодном фронте», а затем в комедийном сериале «Пушкин». В проекте, стартующем 10 мая на канале СТС, у Александра сразу три роли: гопника-детдомовца, популярного самовлюбленного артиста и солнца русской поэзии. Конечно, ведь выпускника Царскосельского лицея и самого знаменитого квартиранта набережной Мойки мог сыграть только тоже лицеист, житель Мойки и Александр.

Нет сомнений, что такого парня могла родить только болотистая, но плодородная на гениев почва Петербурга. Уже сейчас у Молочникова в проекте собственный фильм, причем мюзикл. Но ради съемки с отцом и преподавателем математики Аничкова лицея Александром Молочниковым-старшим Молочников-младший примчался в родной город.

Доброе утро, последний герой!

Брюки Alexander McQueen, рубашка Palm Angels, ремень Etro

Брюки Alexander McQueen, рубашка Palm Angels, ремень Etro

Первое рандеву было назначено наутро после показа его дебютного спектакля «19.14» в рамках гастролей МХТ на сцене Александринки. Постановка в формате кабаре-ревю начинается с провокационных реприз конферансье на фоне еще закрытого занавеса, продолжается лиричными размышлениями о вшах на солдатах в окопах, от которых зрителям хочется плакать, а диалоги между французскими буржуа и немецкими простолюдинами показывают, что любая война не имеет национальности. Автором сценария спектакля, приуроченного к столетию Первой мировой, числится сам Александр. При этом стихи написал Дмитрий Быков, диалоги — Александр Архипов и Всеволод Бенигсен, а художественным руководителем проекта стал Евгений Писарев. «Подстраховал свой дебют со всех сторон, как умно, — мелькнуло у меня в голове. — Оно и немудрено, говорят, у него предки из Бердичева». С этими мыслями в назначенное время я зашла в лобби отеля «Астория», где сидел Александр, чтобы выяснить, как на болотистом петербургском грунте вырос этот энергичный молодой человек.

Ты же из интеллигентной петербургской семьи?

Это с папиной стороны, мамины корни уходят в Нижний Новгород. Бабушка по маминой линии была психологом, а дед работал на местном телевидении и делал передачи про строительство: при этом в каждую пытался запихнуть что-то действительно важное, скажем, тему разрушения архитектурных памятников. Старался одухотворить свою работу, что получалось у него довольно достойно. Я по утрам всегда смотрел его программы, когда был в Нижнем Новгороде, и мне приятно, когда его узнают на улице. Он постоянно что-то придумывает: например, делает карты Нижегородской области из пластилина, снимает кино. Дед и бабушка со стороны папы много чем занимались, какое-то время жили на севере, проектировали здания на вечной мерзлоте. Не будучи людьми очевидно творческих профессий, они вели насыщенный творческий образ жизни: привозили с концертами в маленькие полярные городки рок-группы «Ноль», «Аукцыон», «Звуки Му» Петра Мамонова. И до самых последних дней оставались очень современными людьми: читали всю актуальную литературу от Владимира Сорокина до Ирвина Уэлша, смотрели фильмы Ларса фон Триера. Бабушка была аристократкой, могла даже подойти на улице к гопникам и попросить их не материться. А дедушка, будучи крайне эрудированным и интеллигентным человеком, постоянно скабрезно шутил и выдумывал фантастических персонажей, которые с ними вместе «жили». Так, у него была деревянная коряга по прозвищу Кука, и эта деревяшка говорила его голосом жутко провокационные вещи о том, как она предавалась разврату. Они жили бурной жизнью влюбленной пары до восьмидесяти лет, их обоих не стало в прошлом году.

Значит, провокация у тебя в крови.

Во всем этом дивном мире бабушки и дедушки была заложена идея преодоления рутины — довольно рано выйдя на пенсию, они примерно одинаково проводили каждый день, но все равно умудрялись наполнять свою жизнь чем-то интересным. Так же и с моими родителями: мой папа преподает в Аничковом лицее, мама — журналистка, пишет в основном для западных изданий, бывает в горячих точках, где все по-настоящему жестко. Главное, что дала мне семья, — это неприятие предсказуемого образа жизни. Поэтому у меня нет установки, что надо купить квартиру в Москве (может, это и плохо?), срочно жениться, родить детей, построить карьеру.

Костюм Paul Smith, сандалии Brioni, джемпер Loro Piana, очки Thom Browne, платок Lanvin, винтажный значок Off

Костюм Paul Smith, сандалии Brioni, джемпер Loro Piana, очки Thom Browne, платок Lanvin, винтажный значок Off

Были ли в твоем детстве истории с каноническими выступлениями на табуретке?

Мама и папа не любили, когда другие родители демонстрировали своих детей в подобном качестве. На табуретку меня не ставили, но я сам сочинял домашние спектакли, которые показывал по вечерам. После того как я долго прыгал и доставал зачем-то разные предметы, родители могли отреагировать: «Вот сегодня было полное фуфло». Они же не понимали, что это постмодернизм, который я воплощаю после изучения книги «Постдраматический театр» Ханса-Тиса Лемана. (Смеется.) У меня было слишком демократичное воспитание: предложили играть на пианино, нашли педагога, я позанимался, мне быстро наскучило, и мои уроки закончились. Может, если бы в воспитании было чуть больше тоталитаризма, я бы мог сейчас исполнить на рояле не только «Кот, кот-мореход, он вразвалочку идет».

Значит, переезд в Москву вряд ли был попыткой выпорхнуть из-под родительского крыла.

У меня очень теплые отношения с семьей, и, кстати, после переезда в Москву я поначалу жил у мамы, которая к тому времени рассталась с отцом. Очевидно, что в столице больше возможностей для обучения профессии актера: там пять театральных институтов, а здесь один. И в Петербурге никто из толковых мастеров не набирал курс в год моего поступления.

Вторая наша встреча произошла во время фотосессии для журнала. На локацию в боксерский клуб Саша пришел с отцом, который предстал перед нами в футболке с логотипом бельгийской арт-панк-группы, пестрой клетчатой рубашке, шортах (это в апрельские плюс десять) и алой кепке. Пока Александр Александрович-младший переодевался, мы с Александром Александровичем-старшим обсудили только что прошедшую церемонию вручения Премии Курехина, затем переключились на «Пьяных» в постановке Андрея Могучего в БДТ, а когда дошли до рассуждений о его же спектакле «Что делать», сын вклинился в беседу — последовали его восторженные впечатления от премьеры «Гамлета» и от «Братьев и сестер» Льва Додина в МДТ. Как выяснилось, эпопею по роману Федора Абрамова Саша посмотрел уже в четвертый раз. Затем они оба дурачились на камеру, изображая мнимую борьбу поколений, а когда отец покинул съемочную площадку, сын окончательно вошел в образ весельчака и балагура. Он изображал своих корешков: то Егора Корешкова, то Александра Паля, то Григория Добрыгина, рассказывал байки про Владимира Бортко и Евгения Миронова и явно не боялся показаться смешным. 

Ты в детстве не был скромным пай-мальчиком?

Нет, не был. По всем точным наукам еле-еле получал тройки, только по литературе была пятерка, но я все равно ничего не читал. Просто много чесал языком, из серии: «Этот герой прямо, как я в детстве». Постоянно выпендривался, всем пытался показать, какой я классный. Особенно девочкам. Все было зря — пока мне нравились одноклассницы, им нравился Дима Билан, о чем я ему, кстати, недавно сообщил. А еще на переменах мы с ребятами надевали бороды, арафатки, черные очки и гуляли так по Невскому.

И теперь тебе жизнь отомстила, заставив нацепить бакенбарды Пушкина.

Вы за это купили бизнес-класс «Сапсана», на котором я сегодня приехал на съемку? Был тронут, теперь я знаю, как там в бизнес-классе. Но сначала подумал, что ошиблись —я же не Егор Корешков. (Смеется.)

Присев на деревянные кубы и схватив гири, Саша продемонстрировал голливудскую улыбку из рекламы жвачки. Вошел в образ и выдал на камеру альтер эго Саньки Лихого, потом пытался загнать колеса фотографу Сергею Мисенко, который не отрываясь от видоискателя выкрикивал: «Продавай себя, продавай!» Стало ясно: мы такого еще не видели. 
Энергия, которую мы вкладывали всей командой в героя, возвращалась обратно в многократном объеме, да еще и с каламбурами, миниатюрами и искренним желанием нам понравиться. Саша не собирался просто отпахать шесть часов и свалить восвояси, он явно принял решение кайфовать от процесса. «Повиснуть на кольцах под потолком? Без проблем. А можно мне гантель потяжелее в руку, чтобы достовернее было?» В итоге искрометный стендап-бенефис «Веселый Молочников» затянулся до позднего вечера, поэтому финальный разговор пришлось перенести на утро. Теперь меня больше всего интересовало, откуда у выпускника Аничкова лицея взялась такая мощная энергия бунтарства. В мае он привозит свой второй спектакль «Бунтари» в ТЮЗ на Международный театральный фестиваль «Радуга». Это такой подпольный концерт-квартирник в духе курехинской «Поп-механики» на тему российского бунтарства трех поколений: декабристов, народовольцев 1870–1880-х и рокеров 1980-х. Сюжетные линии с участием революционеров — дворян и разночинцев переплетаются, герои носят имена реально существовавших деятелей, но события в спектакле не соответствуют историческим, а после монолога Михаила Бакунина о социальном анархизме разыгрывается сцена вопросов из зала на «Музыкальном ринге» эпохи перестройки. Очевидно, что Александр способен небанально анализировать любые темы, которые можно подбрасывать ему бесконечно. Красивый, умный и слегка безумный — такими рождаются или становятся?

Пальто Burberry, рубашка Dior, брюки Celine, шарф Etro, кроссовки Gucci

Пальто Burberry, рубашка Dior, брюки Celine, шарф Etro, кроссовки Gucci

Водолазка Fendi, брюки Celine, колье Rick Owens

Водолазка Fendi, брюки Celine, колье Rick Owens

Я буду спрашивать тебя про переломные моменты в жизни, когда себя приходилось преодолевать через сопротивление. Наверное, все началось с поступления в ГИТИС.

На вступительных экзаменах в театральный действительно попадаешь в сумасшедший дом. Особенно диагнозы проявляются на этапе, когда ты уже совсем близко к финишу: из конкурса в двадцать тысяч остается тридцать человек, а возьмут пятнадцать.

Получается такое реалити-шоу «Остаться в живых».

Да. В сжатые сроки вылезает вся подноготная: твоя способность завидовать, ревновать, делать подлянки, сопереживать и находить нужные слова. Ты обитаешь в месте, где все вокруг постоянно рыдают. И после поступления легче не становится, ведь в институте педагоги постоянно кидают в твой адрес жесткие фразы, а первокурсники в большинстве своем — это люди совсем без кожи, которые остро реагируют на все подряд.

У тебя была такая фраза, которая месяцами в голове откликалась?

Мой мастер Леонид Ефимович Хейфец под конец второго курса заявил: «Не вижу никаких оснований для твоей учебы в ГИТИСе». После этого под землю хотелось провалиться. Или повеситься. К счастью, через несколько дней у меня был следующий показ, над которым я стал работать с диким желанием скинуть груз этой оценки. А еще же такие слова всегда звучат в присутствии остальных студентов. И все они начинают думать: «Да, не факт, что у Саши есть право учиться здесь. Хорошо, хоть у меня есть». (Смеется.) То есть на самом деле так никто не думает, но ты сам это себе накручиваешь. Это стандартная ситуация в театральном: девочки психуют, сокурсники уходят в депрессию, бухают, кто-то отчисляется из института. А самое страшное, что можно было услышать от Хейфеца, — это не «козел, урод, негодяй». А просто: «Тебя нет. Я не вижу тебя на сцене. Ты говоришь, ходишь. Но тебя нет». Это ужас, меня просто нет, представляешь? И потом на третьем курсе он говорит, что все-таки ты есть. Вот это тот еще роллер-костер.

Пожалуй, у всех актеров происходит эмоциональное застревание на мастере. Скажи, у тебя был культ Хейфеца?

Безусловно, он сформировался во время поступления, потом было раз­облачение культа личности — коллективная ненависть. И насколько я знаю, это регулярная ситуация с большими мастерами. Почитай любое интервью Константина Хабенского о Вениамине Фильштинском, ты увидишь то же самое: второй-третий курс, совершенный разрыв с педагогом, полное непонимание. А потом вырабатывается абсолютное уважение. И мастера обо всех этих процессах знают и к ним готовы.

После института надо устроиться в театр, наверное, в этот момент тоже можно многое о себе узнать.

После выпуска из института тебе кажется, что если тебя не возьмут в театр, то жизнь закончилась. А потом оказывается, что тебя берут в театр, и жизнь закончилась. (Смеется.) Это если плохой театр. Все рвутся в этот Театр с большой буквы с надеждой играть хотя бы маленькие роли. Вообще, за четыре года в институте создается невероятный миф о Театре. Ужас ситуации в том, что огромное количество студентов погружается в творческий поиск в институте, а в театре этот поиск заканчивается. И творческие личности становятся мертвыми агрегатами, которые просто работают. Точнее, даже служат.

То есть актеры становятся своеобразным офисным планктоном.

В общем, да. Но с ощущением того, что они делают что-то сакральное, а это гораздо хуже офиса.

А лично у тебя есть ощущение, что ты делаешь что-то полезное?

Трудно сказать. Я же не помогаю детям-инвалидам. Пока что.

Знаешь, на съемке очень четко было видно, что ты не только актер, но и режиссер.

Как в одном журнале написали про меня: «Слишком красивый для режиссера и слишком умный для актера». Меня это просто свалило с ног! То есть актер непременно должен быть тупым, а режиссер стремным?

Но согласись, актеры смыслы не производят.

Актер актеру рознь. Это стереотип, вот ребята, с которыми мы работаем в театре, производят еще как. Если эти смыслы еще и в русле того, что хочется мне, — это лучшие из артистов!

Так как ты решил, что ты право имеющий стать режиссером?

Во-первых, не решал, а во-вторых, это отвага руководства МХТ дать мне шанс. Вообще, заниматься режиссурой и организовывать людей — это немного разные вещи. Мне не трудно, а может, даже легче всего организовать актеров, зарядить их своей энергией. Гораздо сложнее придумать спектакль. Бывает, тебе нужно вести кого-то за собой, а ты сам сильно сомневаешься. И это самое страшное.
Получается, ты берешь на себя ответственность за всех и вслепую с ними куда-то идешь.

На Александре Молочникове-младшем: пальто Alexander McQueen, винтажные майка и брюки Off, ветровка Moncler, кроссовки Gucci На Александре Молочникове

На Александре Молочникове-младшем: пальто Alexander McQueen, винтажные майка и брюки Off, ветровка Moncler, кроссовки Gucci
На Александре Молочникове-старшем: тренч Corneliani, поло Castangia, шарф Loro Piana, брюки Etro, кроссовки New Balance, брелок Loewe

В какой момент создания постановок «19.14» и «Бунтари» ты понял, что прыгнул выше собственной головы?

Когда очень долго ждал текст от драматургов и в итоге сам написал первую сцену. Это было фантастическое ощущение. Конечно, потом сто раз я испытывал тотальную беспомощность, чтобы два-три раза порадоваться, что я что-то смог. Когда чувствуешь потенциал сделать что-то небанальное, начинаешь бояться, что этого не произойдет, что не хватит каких-то данных, чтобы выразить то, что кажется важным, и чтобы это еще кому-то было интересно... И что Нобелевскую премию уже не получить... (Смеется.)

В общем, ты постоянно балансируешь между маниакальной неуверенностью в себе и имперскими амбициями.

Что-то вроде того. (Смеется.) Кстати, я заметил, что если человек может играть героического персонажа и всенародного любимца, как правило, он в жизни конченый придурок. И это не просто совпадение: ведь такой актер должен покинуть зону собственной вменяемости, слететь с катушек, быть самовлюбленным Нарциссом, чтобы без сомнений раз за разом сокрушать сердца зрителей. Но есть исключения! Данила Козловский кажется мне примером очень вменяемого героя и большого артиста, и не только он. Я говорю сейчас только о героическом типаже, когда ты крут в кадре, потому что красив, уверен в себе, обаятелен, сексуален.

Да это же все про тебя в жизни.

Ну, у меня же не было героических ролей. В лучшем случае вы видели меня рефлексирующим тухлым парнем в «Холодном фронте». А сериал «Пушкин» на канале СТС — это вообще комедия. Таков мой топ героизма. (Смеется.)

В недавнем режиссерском дебюте Луи Гарреля «Друзья», в котором он сам исполнил одну из главных ролей, есть такая реплика в его адрес от девушки: «Почему ты постоянно хмуришься? Думаешь, так ты выглядишь умнее?» Вот в «Холодном фронте» ты напомнил мне Гарреля — заложника своих сложных щей.

Ну, спасибо за такое сравнение. Только Луи Гаррель покруче будет. Сложные щи Гарреля я ем с удовольствием, в «Мечтателях» например. Если говорить про фильм Романа Волобуева, то съемки на берегу моря в Нормандии были настоящим релаксом после девяти месяцев непростой работы над «19.14». Сильных переживаний в съемочном процессе не было. Разве что, когда Дарья Чаруша появлялась на площадке. Да и как не переживать, когда такая умница и красавица рядом? Она же космос. А производственная команда Hype Production во главе с Ильей Стюартом и Мурадом Османном — совершенно не отечественного пошиба. И кстати, сейчас в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля поехал «(М)ученик» Кирилла Серебренникова их производства. Не то чтобы в моей голове царили русофобские настроения, но есть огромная разница между ними и рашн-синема, когда люди типа знают, как надо работать, и нет ничего ужаснее этого.

Рашн-синема — это такой завод?

Да, на котором рабочие совершенно уверены, что они классно делают кино или сериалы. Они давно ничего не ищут и штампуют туфту.

Ты планируешь завершать театральный бунтарский триптих постановкой «19.17»?

Надеюсь. Хочется осенью начать репетировать.

А перед этим в августе собираешься снять собственный фильм?

Да, снова с командой Hype Production — жанр мюзикла был предложен ими. Планируется история о московской элите наших дней: по сюжету грек плывет на плоту по Москве-реке и случайно попадает в замес с «лучшими людьми» столицы или, проще говоря, со всякой нечистью. Сцены с братьями Верник мы уже сняли.

По настроению получится смех сквозь слезы?

Ну, хотелось бы. Это будет попытка создать такое вуди-алленовское пространство. Только не в Нью-Йорке, а в Москве.

Сам не играешь в этом фильме?

Нет, я же не Никита Сергеевич.

И не увиденные нами на съемке Паль, Корешков, Добрыгин. Так кто же такой Молочников?

Меня нет. (Смеется.)

Идея: Яна Милорадовская. Продюсер: Ксения Гощицкая. Фото: Сергей Мисенко. Стиль: Роман Кянджалиев. Визаж: Наталья Воскобойник. Ассистенты стилиста: Полина Апреликова, Софья Шестакова

Магазины: ДЛТ: Alexander McQueen, Burberry, Celine, Lanvin, New Balance; сеть бутиков Babochka: Palm Angels, Moncler, Gucci, Dior, Castangia, Loro Piana, Thom Browne, Brioni, Fendi, Loewe; Corneliani: Corneliani; Au Pont Rouge: Rick Owens; BOSCOFAMILY: Etro; Paul Smith: Paul Smith; Off: Off

Благодарим секцию бокса и воркаут Backyard за предоставленную для съемок локацию и спортивный реквизит Благодарим клуб единоборств Fightpro за предоставленный для съемки винтажный реквизит

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Май 2016
Люди:
Даша Чаруша, Александр Молочников

Комментарии (1)

  • Dinara 4 мая, 2016
    А кто же фотографировал?