Известнейший петербургский режиссер-мультипликатор получил главный приз «анимационных Канн» — фестиваля в Анси— за пятнадцатиминутную элегию «Мы не можем жить без космоса», которую теперь покажут в конкурсе петербургского «Послания к человеку». Бронзит поделился с нами соображениями о сходстве своего фильма с «Интерстелларом» и о пагубности интернет-пиратства.
Короткометражный мультфильм я делал целых четыре года. Его нередко сравнивают с картиной «Интерстеллар», но он был задуман в 2011 году, когда Кристофер Нолан и другие создатели голливудского блокбастера, скорее всего, даже не помышляли о своем будущем фильме. А когда «Интерстеллар» вышел, я только заканчивал работу над проектом. Увы, медленное производство — неизбежная особенность работы мультипликатора.
«Мы не можем жить без космоса» отличается от других моих работ настолько, насколько отличается каждый мой фильм, то есть принципиально и по всему: и по идеологии, и по фактуре, и по содержанию. Если смотреть мои картины, нередко создается ощущение, что их делали разные люди. Я уверен, что если человек развивается, а не просто стареет, то он должен меняться и в своем искусстве. В конце концов, я терпеть не могу повторять самого себя: сегодня я уже не такой, как вчера, а завтра буду не такой, как сегодня.
Из факта моего награждения, к сожалению, не следует, что отечественная анимация поднялась на какой-то высокий уровень или же развивается, просто есть чудаки вроде меня, которым интересно делать маленькое авторское кино. Не стоит питать иллюзий: в целом кинематограф перестал развиваться как специфическое искусство еще лет десять назад, все возможные художественные открытия (в драматургии, в монтаже) давно свершились. Именно поэтому мы обречены смотреть одно и то же бесконечное кино. Развиваются лишь технологии. Скоро нас поместят в какую-нибудь капсулу, устроят полный интерактив, но в итоге все равно на экране будут все те же Годзилла и Человек-паук, ну, или боевик, сделанный по схеме «пиф-паф, ой-ой-ой».
Самый неприятный для меня вопрос — о том, когда «Мы не можем жить без космоса» появится на широком экране. Видите ли, штучное авторское кино всегда делается прежде всего для фестивалей. На нем не заработать денег. Режиссер и киностудия могут заработать на некоммерческом кинематографе только имя. Фестивальная жизнь такого фильма длится в среднем два года, и если вы реально интересуетесь, то нужно следить за киносмотрами своего города.
Всегда найдутся «благодетели», которые, не спросив, выкладывают чужие фильмы в интернет, а Сеть убивает фестивальную жизнь ленты: ее просто не берут на киносмотры, ведь главным условием попадания в конкурс или параллельную программу любого солидного кинофестиваля является эксклюзивность контента. Таким образом, пират, думая, что делает добро, творит зло мне, автору, перечеркивая четыре года моей жизни.
Кинофестиваль «Послание к человеку», с 26 сентября. Показ фильмов Константина Бронзита в рамках фестиваля пройдет в СИЗО «Кресты» 30 сентября.
Комментарии (0)