В Сочи проходит главный российский кинофестиваль, определяющий наиболее значительных отечественных режиссеров. Мы выбрали из конкурса «Кинотавра» десять картин, на которые следует обратит внимание уже сейчас: от новогодней комедии Сигарева до московской мелодрамы с Литвиновой и Машковым.
«Про любовь», режиссер Анна Меликян
Режиссер Анна Меликян, более всего известная грустной романтической сказкой «Русалка» (2007), в прошлом году вернулась на большой экран после внушительного перерыва, да еще с фильмом, снятым с не свойственной ей прежде интонацией: жесткой, саркастической и даже местами беспощадной. Вслед за «Звездой», историей очередной провинциальной золушки, Меликян сняла схожий тематически и эстетически фильм. «Про любовь» — фактически альманах из разрозненных микросюжетов. Молодая пара укрывается от свинцовой московской реальности в образах японских аниме-героев. Секретарша, подвергающаяся сексуальному домогательству босса, мучительно размышляет, как ей быть. Японка приезжает в российскую столицу, чтобы найти бойфренда. Новая картина Меликян собрала впечатляющий актерский состав: Рената Литвинова, Владимир Машков, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Мария Шалаева, Равшана Куркова, Юрий Колокольников — это лишь часть кастинга.
«Страна Оз», режиссер Василий Сигарев
Еще до начала фестиваля этот фильм стал заочным фаворитом критиков. Екатеринбургский режиссер и драматург Сигарев — постановщик двух в разной степени выдающихся картин: натуралистической сказки про чудовищную мать «Волчок» и одного из самых страшных, мрачных и художественно безупречных отечественных фильмов последней пятилетки, «Жить». На сей раз Сигарев снял новогоднюю комедию, в интервью сравнив ее одновременно с «Южным парком» и «Улиссом», а еще обозначив в качестве анти-«Ёлок». По сюжету, инфантильная героиня (неизменная сигаревская актриса, а также жена, удивительная Яна Троянова) попадает в большой город накануне Нового года, где ее засасывает вихрь безумных событий. В прочих ролях занято целое созвездие: Гоша Куценко, Инна Чурикова, Евгений Цыганов, Александр Баширов, Юлия Снигирь, Алиса Хазанова и другие.
«Ангелы революции», режиссер Алексей Федорченко
Один из самых нетривиальных фильмов фестиваля, новая работа уральского режиссера, сделанная, как и две предыдущие, в соавторстве с казанским писателем Денисом Осокиным. Дебютом Федорченко был остроумный мокьюментари «Первые на Луне». Затем он ушел в этно-артхаус, сняв «Овсянок» и «Небесных жен луговых мари». Новый фильм — трагическая мистерия о неосуществившемся революционном проекте В основе — реальная история из 30-х годов: бригада художников-авангардистов прибыла в заповедную глушь к ханты с миссией учредить новую жизнь с больницами, школами и передовым искусством, но заправлявшие племенем шаманы, посоветовавшись с духами предков, убили культуртрегеров.
«Пионеры-герои», режиссер Наталья Кудряшова
Полнометражный дебют актрисы и режиссера Кудряшовой, депрессивная драма о трех 30-летних друзьях: двух женщинах и мужчине. Они давно перебрались из своих провинций в Москву, одна работает пиарщицей, другая через пень колоду тянет свою актерскую карьеру, третий занимается такой туманной вещью, как политическая аналитика. Все трое несчастливы и утратили мечты и надежды раннесоветского детства. Крепкое среднеевропейское кино, которое неизбежно напомнит о «Сладкой жизни», самом злободневном отечественном телесериале текущего сезона.
«Спасение», режиссер Иван Вырыпаев
Четвертый игровой фильм Ивана Вырыпаева — изначально автора важнейших для отечественной «новой драмы» пьес. В новой картине католическая монахиня (ее играет непрофессиональная актриса, художница Полина Гришина), отправляется для служения в высокогорный Ладакх, часть индийского Тибета. Разумеется, соприкосновение с нехристианской культурой не может не привести к духовному перевороту и переоценке всех ценностей. Кинематограф Вырыпаева многие язвительно критикуют за искусственность, надрыв и нарочитую, но не слишком убедительную тематизацию «просветления». Однако в любом случае, это один из самых необычных русских фильмов года.
«Чайки», режиссер Элла Манжеева
Дебютный полный метр молодого режиссера, родившейся в Калмыкии, а первый диплом получившей в Петербургском Институте Кино и Телевидения. В центре сюжета жена рыбака, живущая в приморском калмыцком городке и от мужа желающая уйти. Режиссер и исполнительница главной роли, модель с калмыцкими корнями, лицо Moschino и M.A.C., сделавшая показы Lanvin и Alexander McQueen, даже попала с этой лентой в программу «Форум» Берлинского кинофестиваля. Подробнее о Евгении и ее фильме читайте в нашем интервью.
«Тряпичный союз», режиссер Михаил Местецкий
Еще один полнометражный дебют. 34-летний Местецкий широко известен в узких синефильских кругах благодаря постмодернистской короткометражке «Ноги — атавизм». «Тряпичный союз» — история о тайном сообществе совсем юных мечтателей и хулиганов: в основу легли воспоминания режиссера о знакомстве в конце 1990-х с леворадикальной арт-группировкой РАДЕК.
«Инсайт», режиссер Александр Котт
Свежая картина режиссера, получившего на прошлом «Кинотавре» главный приз за почти бессловесную поэтическую притчу «Испытание». Главный герой нового фильма, снятого в более реалистической манере, теряет зрение, но находит истинную любовь.
«Синдром Петрушки», режиссер Елена Хазанова
Российско-щвейцарско-германская копродукция, по мотивам одноименного романа Дины Рубиной, мелодрама про мальчика, одержимого кукольным театром, а также девочкой-соседкой. Во взрослых ролях: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Мераб Нинидзе.
«14+», режиссер Андрей Зайцев
История современных Ромео и Джульетты, живущих и в социальных сетях подростков. Только тут влюбленных разделяет не вражда аристократических кланов, а тупые разборки район на район.
Комментарии (0)