В год 70-летнего юбилея Победы в кино развернулся театр боевых действий, где главные роли выпали женщинам. «БатальонЪ» задал тему девиц на фронте, ремейк «А зори здесь тихие…» напомнил о цене войны, а байопик о легендарном снайпере Людмиле Павличенко показал патриотизм с гуманной стороны. Мы разобрали этот феномен и поговорили с ведущими актрисами патриотических лент.
Кино о войне в числе прочего своеобразная психотерапия, позволяющая на пару часов забыть о реальных вооруженных конфликтах из новостей. В первую очередь режиссеры продолжают переосмыслять советскую классику. Ренат Давлетьяров снял новую версию фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…», который в 1972-м получил спецприз Венецианского фестиваля и был номинирован на «Оскар». Сценарий Юрия Короткова снова воспроизводит жестокую повесть Бориса Васильева об отряде из пяти девчонок-рядовых во главе с командиромстаршиной, вступающем в неравный бой с немецкими диверсантами. Старая лента была историей тихого подвига, новый фильм — о том, как война лишает девушек возможности мирно проживать свои судьбы, заставляя становиться героинями.
Агния Кузнецова, студентка Соня Гурвич в фильме «А зори здесь тихие…» Моя героиня не зенитчица, она не стреляет из винтовки. Соня Гурвич — девушка умная, недавно поступившая в институт. Самым тяжелым был эпизод, когда мы шли по болоту в военной форме, а на дне лежали острые коряги. Хорошо, что в Карелии в августе не было комаров. Остров, который показан в фильме, был построен из досок на одном из озер. Доски замаскировали, посадили деревья, чтобы он выглядел как настоящий. Когда я вылезала из воды, сильно поранилась. Я долго не могла справиться с военной формой, обращалась за помощью к реквизиторам. Позже наловчилась и даже привыкла. ». |
Другое проявление тренда — патриотический блокбастер, черпающий силу в советском мифе. «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого основана на реальных фактах жизни Людмилы Павличенко, самой известной в истории женщины-снайпера, на счету которой более трехсот убитых врагов. В истории Людмилы, сыгранной Юлией Пересильд, драма сочетается с сюжетом про своеобразный «социальный лифт» для простой советской девушки. Будучи комиссованной из-за контузии, она поехала в составе советской делегации в США, чтобы убедить союзников открыть второй фронт. Там бывшую работницу одесского завода с почестями принимала Элеонора Рузвельт.
Юлия Пересильд, Людмила Павличенко в фильме «Битва за Севастополь» Если говорить о моей героине, то она отправилась на фронт девчонкой в трогательном белом платье и с двумя косичками. Пройдя весь ад войны, она становится женщиной. Безусловно, у войны не женское лицо. Даже больше: оно у нее не человеческое, тут вряд ли есть гендерный фактор. Конечно, когда начинается война, сначала идут воевать мужчины, но затем женщины, а потом и дети, мы все это знаем и помним по истории, в том числе по истории Великой Отечественной. Так что если вообще говорить в таких категориях, то война — это страшное, безликое и бесчеловечное чудовище.». |
«Батальонъ» Дмитрия Месхиева задумывался как духоподъемный блокбастер о доблести русского оружия. Так и вышло, но без упоения схваткой, обычно свойственного военным фильмам с героямимужчинами. Неудобный эпизод Первой мировой войны — женские военные команды, которые «поднимали боевой дух», — в картине вылился в человечное высказывание о бессмысленной жестокости бойни. Здесь нет романтики: приехав сражаться с «чужими» мужчинами, бритые наголо женщины в гимнастерках порой обороняются и от «своих». Ни в одном из трех фильмов нет и бодрого милитаризма: если бабы берутся за пулеметы, значит, дела обстоят хуже некуда.
Валерия Шкирандо, княгиня Вера Неклюдова в фильме «Батальонъ» Я уверена в том, что женщина и война — вещи не просто несовместимые, а взаимоисключающие. И это даже не вопрос женственности, так как война — это смерть, а женщина должна давать жизнь. Съемки в фильме «Батальонъ» были крайне тяжелыми, как физически, так и психологически. Дались с трудом все эпизоды, особенно военные сцены. Все было очень реалистично, даже безжалостно. Все, что вы видите на экране, происходило на самом деле: мы действительно плакали, срывались, дрожали, мерзли, никто нам чай горячий не подносил. То, что происходило на съемочной площадке, было очень приближено к реальности. ». |
«А зори здесь тихие…». С 30 апреля
Комментарии (0)