«Школа» (2010)
первый блокбастер новейшего времени
Фактически единственный в своем роде проект в сегодняшней России. На западных телеканалах сейчас можно без труда представить себе сериалы про трудных подростков, наркоманов, людей нетрадиционнной сексуальной ориентации. В России на телевидении сильна внутренняя цензура, и переступать через нее могут только очень сильные телемагнаты. Например, такие как Константин Эрнст, пригласивший режиссера Валерию Гай Германику — начинавшую оператором на порностудии ученицу классика острой документалистики Марины Разбежкиной — и запустивший на Первом канале «Школу». Сериал с ходу сбил размеренное дыхание традиционной теледрамы неформальной операторской работой в духе «Догмы 95», сложными героями и максимальной приближенностью к жизни сегодняшней московской школы. Впрочем, в ходе ожесточенных споров, последовавших за фильмом, некоторые осведомленные лица высказывались в том духе, что авторы еще серьезно смягчили картину. Телекритики наградили сериал собственной премией в номинации «Событие года» с формулировкой «За бесстрашие эксперимента», а вот осторожное жюри «ТЭФИ» дружно прокатило «Школу», выдвинутую на телепремию сразу в восьми номинациях. Эрнст, все-таки получивший статуэтку как продюсер года, заметил, что делать второй сезон сериала не видит смысла: «Я думаю, что “Школа” была таким мощным эмоциональным и художественным опусом, повторять эффект которого мы не готовы. Более того, мне кажется, что она свою социальную и художественную функцию выполнила».
«Школа», в которой бывшая в юности готом Гай Германика сообщила все, что она думает о ненавистных училках, вызвала крайне неожиданную реакцию патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который отметил, что сериал реалистичен и точно отражает то, «что происходит с нашими детьми и молодежью». Предстоятель РПЦ призвал срочно ввести в школах уроки религиозного воспитания. |
Лица
Второй социальный проект Германики, «Краткий курс счастливой жизни», вдохновленный «Сексом в большом городе» сериал о запутанных отношениях четырех молодых женщин с мужчинами, был куда менее острым, чем «Школа», но он подарил нам чудесное перевоплощение Светланы Ходченковой. Из героини позднего Станислава Говорухина она превратилась в настоящую фам фаталь, одну из самых красивых и привлекательных женщин на нашем экране. И остается ею до сих пор. Характерно, что за Гай Германикой из проекта в проект следуют становящиеся как будто зависимыми от нее актеры, будь то Анна Слю или Валентина Лукащук. И это несмотря на взрывной характер режиссера и ее манеру выжимать из подопечных все соки. Так, съемки «Краткого курса» длились полгода, по двенадцать часов в день, с одним выходным в неделю.
Технологическое и драматургическое новаторство — в числе основных принципов социального сериала. Например, одна из заключительных серий «Школы» была снята одним планом (по сценарию — одной из главных героинь драмы). До сих пор никто ничего подобного на телевидении не делал, но в «Школе», и без того сверхсовременной с операторской точки зрения, этот безумный трюк из авторского кино смотрелся органично, акцентируя внимание на одном из самых трагических моментов истории. |
Комментарии (0)