«Идиот» (2003)
«Жизнь и судьба» (2012)
Вышедший на фоне роста телевизионных бюджетов «Идиот» Владимира Бортко подавался как невероятное достижение — костюмы, яркая психологическая игра главных звезд экрана (в числе которых дебютировавшие в жанре сериала Евгений Миронов, Владимир Машков, Инна Чурикова), точное следование за первоисточником, — но оказался всего лишь прилежной иллюстрацией золотой классики: школьникам удобно, остальным вряд ли необходимо. Впрочем, чрезвычайный успех у зрителя превратил фильм в своеобразную модель для подражания. Именно после «Идиота» у нас стало принято относиться к литературному первоисточнику как к священному тексту, предпочитая верность букве иным художественным добродетелям.
Снятый специалистом по ретро Сергеем Урсуляком по большому роману Василия Гроссмана военный сериал «Жизнь и судьба» вызвал неоднозначную реакцию на родине (но тут отрицательная критика и скандал со сценаристом Эдуардом Володарским, зачем-то признавшимся в своей нелюбви к первоисточнику, все-таки привлекли внимание к фильму) и очень хорошо был принят за пределами России — это первый случай, когда отечественная телепродукция была номинирована на престижнейшую американскую премию «Эмми», телевизионный аналог «Оскара». Кроме впечатляющих постановочных мощностей и аккуратного грима, в пользу фильма говорит и то обстоятельство, что Урсуляк, кажется, осознал главную проблему отечественного телевидения: нехватку новых лиц. «Я старался не допустить ситуации, когда из каждого окопа вылезет народный артист России», — сказал он в одном из интервью. Тем не менее периодически из окопов все-таки появлялись Сергей Маковецкий, Александр Балуев и Евгений Дятлов.
Евгений Миронов
лицо
Известного в кинематографических кругах пластичного и внятного актера Евгения Миронова превратили в звезду первой величины именно «литературные» сериалы. Подход Бортко в «Идиоте» (ничего не делать) предоставил ему широту для актерской интерпретации, и публика увидела в малахольном князе Мышкине настоящего героя (линия была продолжена переложением солженицынского «В круге первом»). Тогда же сложилось «противостояние» Миронова с Владимиром Машковым. Вместе они прошли через веселье фантасмагорического боевика «Охота на пиранью», а недавно выступили с историческим детективом «Пепел», в котором вор в законе и капитан Красной армии меняются местами на фоне репрессий 1938 года. Забавно, что амплуа плохого или хорошего парня каждый раз переходит от одного актера к другому.
Комментарии (4)