Режиссер Игорь Масленников, оператор Юрий Векслер с ассистентом, актеры Василий Ливанов и Виталий Соломин на съемках фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Гостелерадио СССР очень уважало экранизации. Во-первых, в самой читающей стране мира было бы странно их не любить. Во-вторых, они предоставляли отменную основу для интерпретаций: например, «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» Игоря Масленникова «железная леди» Маргарет Тэтчер назвала лучшей экранной версией произведений сэра Артура Конан Дойля. В ход шло все: от тургеневских «Отцов и детей» с их возможностью нарядить дам в кринолины через «Хождение по мукам» Алексея Толстого, позволявшее показать развлечения декадентствующей интеллигенции накануне революции, до суховато-эпического романа о колхозном быте «Тени исчезают в полдень» ныне забытого советского классика Анатолия Иванова.
«Хождение по мукам», «Отцы и дети», «Тени исчезают в полдень»
«Петербургские тайны» (1994) и «Королева Марго» (1996)
первые блокбастеры новейшего времени
Сразу после расстрела танками Белого дома было не до роз и мушкетов: страна оправлялась от политических потрясений, на телевидении собирали рейтинги бесконечные латиноамериканские саги и «Санта-Барбара». Так что сериал, снятый по социальному роману «Петербургские трущобы» второстепенного (если не третьестепенного) прозаика XIX века Всеволода Крестовского, был своеобразной попыткой вновь завоевать потерянного зрителя. Назидательный сюжет книги переписали в приключенческом ключе, позвали любимых актеров — в диапазоне от народных артистов Натальи Гундаревой, Лидии Федосеевой-Шукшиной и Николая Караченцова до бывшего вундеркинда Феди Стукова и недавней «интердевочки» Елены Яковлевой — и сняли в итоге «Россию, которую мы потеряли». «Королева Марго», вышедшая на экраны спустя пару лет после «Петербургских тайн», значима фамилией не столько режиссера Александра Муратова, сколько продюсера Сергея Жигунова: экс-гардемарин стремился утвердиться на уже знакомом ему материале с костюмными интригами и дуэлями на шпагах. Часть актеров говорила в «Королеве Марго» не своими голосами: в результате бесконечных конфликтов не все они остались на проекте до этапа озвучки. А затянутую 18-серийную версию в итоге перемонтировал до десяти эпизодов Валерий Тодоровский.
«Мастер и Маргарита» (2005) Бесконечное количество ляпов отличает одну из самых успешных и раскрученных экранизаций — «Мастера и Маргариту» Владимира Бортко. Впрочем, обсуждать мелкие проколы бессмысленно, когда очевидные промахи происходят на стадии подбора актеров. Понтий Пилат в исполнении выдающегося, но все-таки 80-летнего Кирилла Лаврова? Кажется, никому в голову не пришел вопрос: зачем? |
Переведи меня через майдан
«Белая гвардия» 2012 года, спродюсированная Александром Роднянским и поставленная Сергеем Снежкиным, отличалась совсем не сериальным качеством проработки материала и звездным актерским составом: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт, Сергей Гармаш, Федор Бондарчук, которые оказались удивительно органичными в образах героев Булгакова. И понятно, что действие происходит в Киеве в годы Гражданской войны, но телехроники баррикад на Майдане 2014 года выглядели как будто продолжением кровавого 1918-го. То ли напророчили, то ли просто все повторяется.
«Завещание Ленина» (2007) К сожалению, российские экранизаторы не слишком радуют нас новаторскими художественными решениями. И весь вопрос тут только в выборе книг. В данном случае первоисточник для телевидения, с его скругляющей все углы манерой, удивительный — лагерная проза Варлама Шаламова, горький ужас которой так силен, что ее пришлось разбавить биографическим рассказом о самом писателе. Получился нестандартный микс байопика и экранизации. |
Комментарии (6)